Паутинообразная модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.
Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.

Содержание

1.Паутинообразная модель
1.1 Паутинообразная модель с запаздыванием спроса
1.2 Паутинообразная модель с запаздыванием предложения
2.Основы теории спроса и предложения

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по микроэкономике Динара.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

          При s>d  последовательность yt неограниченно возрастает и амплитуда колебаний цен увеличивается (рис.5).

          При s=d последовательность yt последовательно принимает равные по абсолютной величине значения (рис.6). Как видим, характер динамики цен зависит в данной модели от отношения угловых коэффициентов функций спроса и предложения. Поэтому теоретически равновесное положение паутинообразной модели может быть и неустойчивым. 

    1.2 Паутинообразная модель с запаздыванием  предложения 

          Сформулируем гипотезы одной из модификаций паутинообразной  модели (3) с запаздыванием предложения (модель В).

          Гипотеза 1. При определении объема предложения в каждый период времени товаропроизводитель ориентируется на спрос в предыдущий период.

    

    

          Эта гипотеза приводит к росту (снижению) предложения в  случае, когда спрос больше (меньше) предложения.

      Гипотеза2. Цена предлагаемого товара устанавливается товаропроизводителем на уровне, определяемом в соответствии с функцией предложения.

          Здесь товаропроизводитель  действует формально: он знает, что  кривая предложения в некотором  смысле оптимальна. Поэтому он полагает, что при определении уровня цен с помощью функции предложения предлагаемый объем товара будет оптимальным.

          Гипотеза 3. Объем потребления не может превосходить ни объема предложения, ни объема спроса.

          Эта гипотеза означает, что если предложение меньше спроса, то потребление равно предложению.

          Если же спрос  меньше предложения (т.е. имеет место  избыточное предложение товара), то потребление равно спросу, а непроданный  товар приводит к затовариванию. Таким образом в данной модели связь между потреблением Ct, спросом Dt и предложением St в каждый период времени t можно представить в виде

                Ct=min(St,Dt).  (7) 

          Последнее означает, что график кривой потребления модели В представляет собой линию SAD (рис.7).

          Модель можно представить  в виде блок-схемы, изображенной на рис.8. Из этой блок-схемы видно, что в рассматриваемой модели происходит отставание предложения: S(Pt+1)=D(Pt).

    

    

 

          Подчеркнем, что гипотеза (1), выражающая реакцию производителя  на несоответствие спроса Dt предложению St, и гипотеза (2) определяют модель предложения товаров.

          Рассуждая формально, приходим к следующему. При заданных S1 и P1, удовлетворяющих условию S1=S(P1), определяется спрос D1, после чего для объема потребления получаем C1=min(S1,D1).

          В случае дисбаланса между спросом S1 и предложением D1 товаропроизводитель предлагает в следующий момент времени товар в объеме S2=D1, который он рассчитывает продать по цене P2, определяемой из условия S2=S(P2), Далее процесс повторяется; графически его удобно представить в виде динамической спирали, изображенной на рис.9.

          Рассмотрим описанный  итерационный процесс более подробно. На первом шаге, при цене P1, имеет место избыточный спрос, вследствие чего потребление равно предложению. Так как в этом случае реализован товар в объеме S1, что меньше равновесного значения Qe, то товаропроизводитель теряет часть прибыли, поскольку и цена, как оказалось, занижена, и предложено товара меньше, чем могло бы быть продано.

          Упущенная выгода заставляет товаропроизводителя увеличить  цену товара и объем его предложения. Предполагая при этом, что спрос не изменится, он принимает решение увеличить выпуск до объема D1. Предложение при таком объеме является, как надеется товаропроизводитель, оптимальным в случае, когда цена P2 удовлетворяет уравнению S(P2)=D1. Это значит, что на втором шаге продавец (он же товаропроизводитель) устанавливает цены, используя кривую предложения.

          Так как цене P2 соответствует спрос D2, то в силу D2<S2 потребление на втором шаге равно D2 (теперь часть предложенного товара не находит покупателя из-за высокой цены). В результате такого дисбаланса предприятие вновь оказывается в проигрыше, недополучая часть прибыли.

          Для улучшения ситуации на рынке в этом случае фирма должна сократить предложение и снизить  цену. В соответствии с используемыми  здесь допущениями, предложение должно снизиться до уровня спроса D2, а цена — до уровня P3, который определяется из условия S(P3)=D2. Далее процесс повторяется.

          Отметим, что в  модели В, в отличие от модели А, динамическая спираль “наматывается” уже против часовой стрелки. Таким образом, изменение гипотез о поведении потребителя и товаропроизводителя привело к изменению направления движения по спирали на противоположное. Поэтому в модели В при линейных функциях спроса и предложения (5) колебания цен затухают и на рынке достигается равновесие при s>d.

    

    

          Если же s<d, то в  этом случае колебания цен увеличиваются, а при s=d, как и в модели А, происходит колебание цен с постоянной амплитудой. Как видим, изменение гипотез модели А привело не только к смене направления “наматывая” спирали, но, следовательно, и к изменению условия сходимости итерационного процесса на противоположное.

          Итак, если итерационный процесс динамики цен в одной  из рассмотренных моделей (А или В) сходится, то в другой — расходится. 
 

          В заключении рассмотрим вопрос о соответствии моделей  А и В реальному процессу потребления товаров. Сравнение основных допущений удобно провести, сведя их в табл.1. 

          Модель

    предложения

    Модель

    потребления

    Модель

    ценообразования

 
    Модель

    А

    предложение определяется по уровню цен в предшествующий период     потребляется  все, что предлагается     цена  задается на рынке из условия равновесия в соответствии с функцией спроса
 
    Модель

    D

    предложение определяется по уровню спроса в предшествующий период     потребление не превосходит ни предложение ни спрос     цена  устанавливается продавцом в  соответствии с кривой предложения
 

          Как видим, обе рассмотренные  модели рынка одного товара уязвимы, поскольку они достаточно просты и не учитывают многих факторов, способствующих установлению равновесной  цены. 
 

Вопрос 2: Основы теории спроса и предложения 

     Основные  вопросы любой экономической системы (что, как и для кого производить) решаются в рыночной экономике главным образом с помощью механизма спроса, предложения и конкуренции.

     Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивает покупателей.

     Спрос показывает объем возможной купли  товара, который потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени и с учетом имеющейся у них величины дохода. Спрос – это потенциальная купля товара. Ее реализация на практике зависит от множества факторов. Это сигнал производителям и коммерсантам. 

Зависимость количества товаров и услуг, покупаемых на рынке, от их цен можно проиллюстрировать  на условном примере. Цена за единицу  товара, Р Величина спроса, Q
10 2
8 3
6 5
4 8
2 12
 

     Обратная  зависимость величины спроса от цены получила в экономической теории название закона спроса.

     Сформулировать  закон спроса можно следующим образом:

     Между уровнем цены Р товара и величиной  спроса на него Q существует обратная зависимость, т.е.

     Или: чем выше цены, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем ниже цены, тем больше величина спроса.

     Эту зависимость экономисты объясняют  возникновением трех «эффектов» при  снижении цены на товар:

     1. «Эффект нового покупателя». Он  означает, что снижение цен увеличивает  число покупателей за счет  тех лиц, которые раньше были не в состоянии приобрести данный товар. Кроме того, потребление подвержено действию закона убывающей предельной производительности.

     2. «Эффект дохода». Он указывает  на то, что снижение цен позволяет  покупателю на прежнюю сумму  расходов на данный товар приобрести его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару. При этом покупатель не отказывает себе в покупке других товаров.

     3. «Эффект замещения». Он проявляется  в том, что подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их цены могут остаться прежними. Поэтому «замещая» другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

     Из  общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:

     1. Величина спроса на некоторые  товары абсолютной жизненной  необходимости, составляющие основу  потребления низкооплачиваемых  слоев населения, при повышении  цены может не измениться или  даже возрасти. Этот эффект получил  название «парадокс Р. Гиффена», подметившего еще в прошлом веке, что при увеличении цены картофеля ирландские бедняки увеличивали его потребление. Это связно с тем, что даже при повысившейся цене он остался самым доступным продутом, а более дорогие продукты (например, мясо) и при неизменных ценах стали менее доступными, чем раньше.

     2. Рост цен на престижные предметы  роскоши, которые не поглощают  большей части доходов наиболее  богатых потребителей, может сопровождаться  повышением величины спроса на  них. Напротив, спрос на данные товары может упасть, если цены на них снизятся. Здесь покупается не столько товар, сколько престиж, связанный с обладанием данным товаром. А престиж изменяется вместе с ценой: при ее повышении он также повышается, а при понижении – подает. 

Неценовые факторы изменения спроса 

     Цена  является самым важным фактором, определяющим величину спроса, т.е. объем покупаемых товаров. Однако существуют и другие факторы, влияющие на объем покупок, т.е. на спрос. Сюда относятся неценовые  факторы, которые оказывают влияние на изменение «самого» спроса и этим самым сдвигают кривую спроса вправо (если спрос растет) или влево (если спрос падает).

     Важнейшими  неценовыми факторами изменения  спроса (т.е. независимо от изменения  цены) являются:

     1. Вкусы и предпочтения потребителей. Изменение потребительских вкусов может быть вызвано рекламой, изменением моды, появлением новых продуктов в связи с новыми технологиями и т.д. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

     2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса и сдвиг кривой спроса вправо. Напротив, уменьшение числа покупателей сокращает спрос и сдвигает кривую спроса влево.

     3. Рост и снижение доходов населения.  Повышение денежных доходов приводит к тому, что спрос на большинство товаров повышается. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые растет при увеличении доходов потребителей и падает при их уменьшении, называется товарами «высшей категории» или «нормальными товарами». Они могут относиться как к предметам первой необходимости, так и к предметам роскоши. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении с доходами, называется товарами «низшей категории».

Информация о работе Паутинообразная модель