Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 02:31, контрольная работа
БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика
Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нилом(англ. Jim O'Neill), аналитиком, в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК
Введение……………………………………………………………………3
1.Развитие торговых отношений в странах группы БРИКС…………...4
2. Товарная структура экспорта стран группы БРИКС на современном этапе........................................................................................................................7
3. Товарная структура импорта стран группы БРИКС на современном этапе………………………………………………………………………………14
4. Основные проблемы стран группы БРИКС…………………………..18
5. Перспективы развития международных торговых отношений в группировке стран БРИКС……………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы ………………………………………………………26
Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей Китая является внешняя торговля. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 2011гг. возросла в десять раз, и составляет около 8% (в 1978г. 0,75%).
Структура китайского экспорта претерпевает важные изменения. Китайская промышленность достаточно быстро осваивает производство товаров с высокой добавленной стоимостью, обеспечивая при этом постоянно возрастающее качество продукции, без чего расширение экспорта является невозможным даже при условии сравнительно дешёвой рабочей силы.
В настоящее время Китай занимает первое место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная промышленность является одним из важнейших источником валютных доходов Китая.
Зависимость промышленных отраслей Китая от экспорта в 2010-2011г.г.: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а также легкой промышленности (45%), химическая промышленность - экспортная квота составляет 5%. На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта.
К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника, автомобильная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. В 2010г. Китай стал ведущей машиностроительной державой, заняв 17,2%мирового рынка.
Индия. Динамика развития индийской внешней торговли в значительной степени определяется динамикой развития мировой торговли и конъюнктурой мирового рынка. Доля Индии в мировом экспорте составляет 1,6%.
В целом за последние пять лет объем индийской внешней торговли увеличился более чем на 20%, несмотря на то, что в 2008-2009 фин. г. в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом он значительно сократился. Синхронное сокращение экспорта и импорта наблюдалось с ноября 2008 г. по ноябрь 2009г.
Основу индийского экспорта составляют продукция машиностроения и металлообработки, нефтепродукты, обработанные драгоценные камни и готовые ювелирные изделия, компьютерная техника и ПО, текстильные товары, химическая и фармацевтическая продукция, сельскохозяйственные и продовольственные товары, изделия из кожи.
По данным ВТО, в 2009 г. Индия занимала 12-е место в списке ведущих мировых экспортеров услуг. Особенно успешно индийский экспорт услуг развивался в 2004-2008 гг. В последние годы из-за мирового финансового кризиса его объем сократился. В 2008-2009 фин. г. экспорт услуг из Индии в стоимостном выражении достиг 106 млрд. долл. США, однако в следующем году он снизился до 95,8 млрд. долл. США. За первое полугодие 2010-2011 фин.г. его объем составил 55,7 млрд. долл. США. Главными партнерами Индии в торговле услугами являются развитые страны (США, ЕС, Япония).
Основными видами экспортируемых Индией услуг являются аутсорсинговые (в отчетном году на них пришлось 45,7% всего индийского экспорта услуг), деловые (лизинг, консалтинг, аудиторские услуги, маркетинг, инжиниринг и др. - 19,3%), транспортные (11,4%), туристические (11,4%), финансовые (5,5%).
Южно Африканская Республика. На сегодняшний день Южно-Африканская Республика представляет собой один из наиболее многообещающих рынков среди всех стран третьего мира.
Доходы от внешней торговли достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта превышает объем импорта.
Экономика Южно-Африканской Республики содержит в себе уникальное сочетание социально-экономических факторов, присущих как развитым странам, так и странам третьего мира. Наличие развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого и инженерно-технического персонала, а также обширного рынка довольно дешевой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы сделали ЮАР крайне привлекательной и выгодной для свободной предпринимательской деятельности и инвестиций иностранного капитала.
Крупный сельскохозяйственный сектор. Южная Африка не только полностью обеспечивает себя сельскохозяйственными продуктами, но и является одной из шести стран в мире, которые в состоянии экспортировать сельскохозяйственные товары на постоянной основе.
Своему опережающему развитию ЮАР во многом обязана богатству природных ресурсов. Около 52 % экспорта приходится на горнодобывающую промышленность. Широко добываются марганец, металлы платиновой группы, золото, хромиты, алюминоглюкаты, ванадий и цирконий. Очень развита добыча угля - по использованию угля для производства электричества ЮАР занимает 3-е место в мире (из-за отсутствия нефти около 80 % энергоресурсов Южной Африки базируются на использовании угля). Кроме этого на территории страны сосредоточены запасы алмазов, асбеста, никеля, свинца, урана и др. важных полезных ископаемых.
Структура экспорта ЮАР формируется товарными группами: «продовольственные товары и сельхоз сырье» 46,8%, «минеральные продукты» - 19,2%, «машины, оборудование и транспортные средства» - 19,1%.
Удельный вес металлов, изделий из них составляет 7,7%, продукции химической промышленности - 6,5%.
Основные экспортные товары: цитрусовые, виноград, яблоки, груши, виноградные вина, джемы, алмазы, платина, минералы, руды и концентраты марганцевые и хромовые, печи и камеры с инфракрасным излучением, оксиды и гидроксиды ванадия, прокат плоский из нержавеющей стали, грузовики и запасные части к ним, оборудование для обработки минеральных ископаемых, листы алюминиевые, лебедки шахтных подъемников, вентиляторы, оборудование для фильтровании и очистки газов, телефонные аппараты.
Наличие развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого и инженерно-технического персонала, а также обширного рынка довольно дешевой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы сделали ЮАР крайне привлекательной и выгодной для свободной предпринимательской деятельности.
3 Товарная структура импорта стран группы БРИКС на современном этапе
В импорте Бразилии все крупные статьи показали рост, наибольший отмечен по позициям «чёрные металлы» (в 2,2 раза), «медь» (на 88%), «алюминий» (на 80%), «каучук и резинотехнические изделия» (на 74%), «топливо» (на 59%), «средства наземного транспорта» (на 51%), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (на 43%), «бумага и картон» (на 40%).
Основные товары, импортируемые Бразилией в 2009-2010г.г.: топливо 17%, механические станки и оборудование 15,6%, электронное оборудование 12,6%, транспортные средства и машины 9,4%, химическая промышленность 5,6%, железо, сталь и изделия из них 4,3%, медикаменты 3,5%, оптическое и высокоточное оборудование 3,4%, удобрения 2,4%, резина и изделия из нее 2,2%, злаки и продукция их переработки 1,6%, медь 1,3%, самолеты и запчасти 1,2%.
Основными товарами российского импорта являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В частности: сахар-сырец, говядина, свинина, мясо домашней птицы, кофе растворимый, табак, оловянные руды и концентраты, кофе, бананы, кофе, табачное сырье, чай, специи, фрукты, вольфрамовые руды.
В товарной структуре импорта на долю машин и оборудования в январе-октябре 2011 года приходилось 50,4% (в январе-октябре 2010 года - 46,0%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-октябрем 2010 года увеличился на 49,1%, в том числе: механического оборудования - на 44,4%, электрооборудования - на 24,9%, железнодорожного транспорта - на 42,2%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) - на 75,5%, инструментов и аппаратов оптических - на 20,5%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 51,4%, грузовых - на 95,7% .
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 13,8% (в январе-октябре 2010 года - 15,1%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем-октябрем 2010 года возросли на 15,2%, в том числе: зерновых культур - в 2,4 раза, свежемороженого мяса - на 3,1%, цитрусовых - на 12,2%, кофе - на 4,0%, чая - на 4,0%, сахара-сырца - на 19,9%. Объемы закупок свежемороженой рыбы снизились на 13,1%, мяса птицы - на 8,4%, сгущенного молока - на 62,5%, сыров и творога - на 3,1%.
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 16,2% (в январе-октябре 2010 года - 17,7%).
Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе-октябре 2011 года составила 5,9% (в январе-октябре 2010 года - 6,8%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем-октябрем 2010 года на 18,5%. Физические объемы закупок химических нитей и волокон возросли на 28,2%, хлопка - на 35,0%, предметов одежды - на 7,0%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе-октябре 2011 года составил 6,0% (в январе-октябре 2010 года - 6,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем-октябрем 2010 года возрос на 32,8% за счет роста физических объемов импорта на 23,1%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 23,8%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали - на 15,4%, труб - на 7,8%.
Согласно правительственным данным, в 2011 году импорт в Китай составил 956 миллиардов долларов США, а экспорт 1,18 триллиона, что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в мирохозяйственные связи.
Одной из важнейших задач китайской внешней торговли является приобретение техники и технологии для развития собственного высокотехнологичного сектора. В результате чего существенно возросла зависимость ряда производственных отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имеет для автомобилестроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, самолетостроения, черной металлургии и высокотехнологичного сектора. За счет импорта техники и технологий к 2010 году было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.
По мере роста импорта машин и оборудования снижалась доля закупок сырья и полуфабрикатов (как продовольственных, так и непродовольственных). В настоящее время они составляют примерно 20% импорта. Китай резко сократил ввоз зерновых и полностью прекратил закупки хлопка, соевых бобов, ряда других культур, что стало возможным благодаря внедрению новых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, позволившему значительно увеличить сборы сельскохозяйственных культур внутри страны.
Крупными статьями импорта в Китай являются углеводородные ресурсы, интегральные схемы, электронные компоненты и высокотехнологичные производственные линии и комплексы и сохраняется довольно высокая зависимость от российского экспорта металла и изделия из них, руды 18%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия 14%, химическая промышленность, удобрения 14%, топливно-энергетические товары 42%.
В последние годы Китай увеличивает импорт сахара, и в этом сезоне Китай станет четвертым мировым импортером сахара. Как сообщает статистико-информационный центр китайской таможни, уже в сентябре 2011 Китай ввез в страну 468,868 тыс. тонн сахара, а в октябре - 340 тыс. тонн сахара.
Доля Индии в мировом импорте - 2,1%. К основным товарным группам индийского импорта относятся сырая нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, удобрения, драгоценные и полудрагоценные камни, золото и серебро, а также коксующийся уголь, черные и цветные металлы, растительные масла, синтетический каучук.
Объем импорта услуг в Индию в 2008-2009 фин. г. составил 52 млрд. долл. США, в 2009-2010 фин. г. - 60 млрд. долл. США, а в первом полугодии 2011 фин. г. - 36,2 млрд. долл. США.
Важнейшими статьями индийского импорта услуг являются деловые (35,5%), транспортные (18,4%), туристические (14,0%) и финансовые (9,1%).
Индия последовательно проводит политику защиты национальных производителей от негативного воздействия на них импорта более дешевой иностранной продукции, достаточно широко применяя для этого различные защитные меры.
Основную группу импортируемых товаров ЮАР в 2010г. составляют машины, оборудование, электротехника (36,2%) и химпродукты (11%). В страну в основном ввозятся товары с высокой степенью обработки: специальное оборудование и узлы (6,5%), транспортные средства и запчасти (6,2%), металлы основной группы и металлоизделия (4,6%), оптика, измерительные и медицинские приборы (3,5%).
Импортируемые товары: станки и оборудование, химикатынефтепродукты, продукты питания.
4. Основные проблемы стран группы БРИКС
Не смотря на положительную динамику роста импорта и экспорта торговых отношений в группе стран БРИКС, эксперты говорят и о проблемах, существующих в рамках стран БРИКС. Бразилия, ЮАР, Индия и Россия развиваются за счет внутренних ресурсов. Но их производственные силы довольно ограничены. Не говоря об ограниченности их внутреннего рынка из-за относительно низкого уровня жизни населения.
Экономические потрясения последних двух лет заставили некоторых экспертов усомниться в возможности сохранения группы БРИКС в неизменном составе. Темпы роста российской экономики явно не соответствуют быстрому развитию, которое демонстрируют Индия и Китай. Различия между странами группы усиливаются, тогда, как в период роста потребления они казались несущественными.
Индия и Китай - традиционные соперники в регионе с нерешенными территориальными проблемами, и, что самое важное - серьезные конкуренты в борьбе за дефицитные ныне энергоресурсы. Китай и Индия могут выиграть от падения цен на сырьевые товары, что позволит поддерживать маржу в ключевых секторах экспорта, а Россия и Бразилия, напротив, понесут прямые убытки в результате снижения цен на энергоносители, металлы и сельскохозяйственную продукцию.
Необходимо отметить, что из всех членов данной группировки Россия обладает наименее многочисленным и наиболее образованным населением и гораздо более высоким доходом на душу населения, но важно и другое - многие аналитики считают, что в России идёт экономический спад, в то время как мощь других трёх стран постоянно растёт. Россия больше других стран БРИКС ощущает последствия мирового экономического спада, а также столкнулась с серьезными долговременными проблемами: недостаточная диверсификация экспорта, проблемы демографии и здравоохранения.
Общей проблемой стала инфляция, вызванная, в частности, неконтролируемым ростом цен на сырьевые товары, включая нефть. Высокие и нестабильные мировые цены на продовольствие являются главной угрозой мировой экономике.
5. Перспективы развития
международных торговых
Мировая экономика находится на пути к кардинальному перераспределению сил. Главную роль должны сыграть страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР которые к 2032 году оттеснят на второй план нынешнюю «большую семерку». Такой прогноз дают аналитики банка Goldman Sachs. Свой вывод аналитики Goldman Sachs сделали на основе анализа потенциала и динамики развития группы БРИКC за последнее десятилетие.