Перспективы интеграции России в АТР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:20, статья

Краткое описание

В настоящее время происходит смещение центра мирового хозяйства в Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего это связано с процессом глобализации, подключением региона к мировому научно-техническому прогрессу, а также с увеличением роли Китая, Японии и Индии на глобальном рынке и политической арене. Многие эксперты утверждают, что АТР располагает реальны потенциалом стать ведущим в мире, который раскроется в полной мере во второй половине XXI века. В 1995 году Россия подала заявку на вступление в АТЭС, но принята была лишь в 1998 г., на тот период экономика России переживала не лучшие времена, тогда как страны, входившие в АТЭС, демонстрировали заметные успехи в экономическом развитии. Именно поэтому первые годы участие в форуме было не самым активным.

Вложенные файлы: 1 файл

перспективы интеграции России в АТР.docx

— 24.78 Кб (Скачать файл)

Ю.Д. Милицына (гр.Э.4-11-6)

Научный руководитель – ст. преподаватель Е.А. Левицкая

Иркутский государственный  университет путей сообщения

ПЕРСПЕРКТИВЫ  ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В АТР

В настоящее время происходит смещение центра мирового хозяйства в Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего это связано с процессом глобализации, подключением региона к мировому научно-техническому прогрессу, а также с увеличением роли Китая, Японии и Индии на глобальном рынке и политической арене. Многие эксперты утверждают, что АТР располагает реальны потенциалом стать ведущим в мире, который раскроется в полной мере во второй половине XXI века.

В 1995 году Россия подала заявку на вступление в АТЭС, но принята  была лишь в 1998 г., на тот период экономика России переживала не лучшие времена, тогда как страны, входившие в АТЭС, демонстрировали заметные успехи в экономическом развитии. Именно поэтому первые годы участие в форуме было не самым активным.

В ноябре 2000 г. президент  России одобрил «Концепцию участия  России в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)» и положения «Концепции внешней политики Российской Федерации», в которой подчеркивается «важное и всевозрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Упор будет сделан на активизацию участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-тихоокеанского региона", в том числе в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). С тех пор Россия последовательно наращивала активность своей деятельности в рамках АТЭС.

Главным приоритетом политики России в АТР является развитие ее восточных регионов, это необходимо для:

  1. сокращения асимметрии в социально-экономических областях РФ и ее азиатских соседей;
  2. снижения зависимости РФ от торгово-экономических связей с ЕС, что позволит увеличить экономическую безопасность страны;
  3. обеспечение безопасности РФ в АТР, путем наращивания экономического и военного потенциала страны на Дальнем Востоке и Сибири;
  4. повышения конкурентоспособности страны;
  5. поддержания стабильной ситуации в АТР;
  6. укрепление международных позиций РФ на Евразийском континенте и в мире в целом;
  7. сохранения РФ статуса военной сверхдержавы.

В настоящее время членство в АТЭС позволяет нашей стране углублению взаимодействия со странами АТР и отвечает стратегическим интересам нашей страны, так как, во-первых, позволяет решить вопрос освоения регионов Дальнего Востока и Сибири, во-вторых, обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками. Это способствует решению экономических задач, определяемых национальными приоритетами России, и позволяет выстроить новую систему партнерских отношений со странами АТР.

Улучшение экономического положения, стабилизация внутренней жизни страны, продвижение по пути реформ, при  всех значительных проблемах, которые предстоит решить, создают предпосылки для более активного участия России в интеграционном поле АТР, прежде всего, Северо-Восточной Азии.

Активная деятельность в  рамках АТЭС позволит уменьшить опасность выпадения России из тихоокеанского экономического пространства, а также принимать деятельное участие в дальнейшей разработке основных принципов торгово-экономического сотрудничества в регионе с учетом собственных интересов, заложив основы нового политического порядка в АТР.

Интенсивность участия РФ в форуме по решению внешнеполитических проблем региона увеличит значимость нашей страны на мировой арене.

Высокий экономический потенциал  стран АТР позволяет им набирать военную мощь, в настоящее время  в регионе сохраняется неконтролируемая гонка вооружений, проблема корейского полуострова, опасность распространения ракетных и ядерных технологий, нерешенные территориальные споры и т.д. Все это свидетельствует о нестабильной ситуации в Азии и Тихоокеанского бассейна, и для выхода из неё необходимо создание механизма безопасности и внедрения мер доверия.

По-мнению специалистов, существующие риски обострения конфликтов в регионе не опасны для России в ближайшем будущем и нынешняя обстановка в АТР в целом благоприятна для экономического развития России в регионе.

Александр Панов (главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол, член РСМД), в одной из своих статей утверждает, что «имеется и серьезная заинтересованность в активном российском участии в обсуждении вопросов региональной безопасности и стабильности, в сотрудничестве по противодействию таким трансрегиональным угрозам, как терроризм, наркотрафик, морское пиратство, природные катастрофы, изменение климата. Нередко присутствие России в АТР рассматривается, особенно малыми и средними региональными странами в качестве важной составляющей, необходимой для поддержания баланса сил и соответственно региональной стабильности».

Основные региональные интересы России сформированы в общенациональные внешнеполитические стратегии на направлении АТР:

  1. добиваться реальных и качественных позитивных изменений в тенденциях развития Дальнего Востока и Сибири;
  2. обеспечение России места в региональных процессах, соответствующего ее национальному потенциалу;
  3. активизирование отношений со странами АТР в интересах экономического развития Дальнего Востока и Сибири и России в целом, а также повышая совокупный вклад РФ в становление региона как нового центра мирового хозяйства;
  4. создать в восточных регионах страны условий труда, предпринимательской деятельности, повседневной жизни и досуга, стимулирующие приток в регион трудовых мигрантов;
  5. обеспечивать региональный мир и стабильность, противодействовать тенденциям роста конфликтного потенциала.

После саммита АТЭС 2012 года перед страной стоят конкретные задачи, сформулированные в тезисах о внешней политике РФ 2012-2018гг.:

  1. привлечение на Дальний Восток и в Сибирь инвестиций, технологий, специалистов и рабочей силы для создания современной транспортной инфраструктуры и производства;
  2. развитие туристической инфраструктуры в восточных регионах страны;
  3. постепенное расширение ниши России в АТР: от энергоресурсов и транзитных возможностей к космическим, а в перспективе и к образовательным услугам
  4. широкое экономическое сотрудничество на уровне регионов: не только с Северо-востоком Китая, но и с Тайванем, Южной Кореей, западными штатами США – от Аляски до Калифорнии, Канадой, Австралией и Новой Зеландией;
  5. активизация связей с АСЕАН как наиболее динамичной региональной структурой;
  6. позиционирование России в качестве основного сухопутного (Транссибирская магистраль) и морского (Северный морской путь) транспортного коридора между Восточной Азией и Европой, решение вопросов инфраструктуры, логистики, таможенных и пограничных формальностей;

Успешное решение приоритетных задач позволит России дать мощный импульс развития зауральской части страны, усилить ее инвестиционную привлекательность в глазах соседей по АТР, реализовать потенциал РФ в регионе, увеличить свой вклад в развитие Азиато-Тихоокеанского региона.

В случае успеха это благоприятно скажется на значимости РФ как стране, призванной сохранить военно-политический баланс в регионе, соответственно это придаст и дополнительную убедительность тем инициативам, разработанных Россией и другими странами АТЕС в интересах поддержания мира, равновесия и тенденций к полицентризму в регионе.

Обеспечивая, таким образом, свои национальные интересы в восточном направлении внешней политике, Россия подтвердит свой статус глобальной державы, а в случае неудачи Россия рискует потерять свои позиции не только в АТР, но и на территориях Таможенного союза и постсоветском пространстве.

Библиографический список

  1. «Азиатско-Тихоокенские ориентиры России после саммита АТЭС во Владивостоке». Российский совет по международным делам. Доклад №8/2013
  2. «Тезисы о внешней политике Российской Федерации 2012-2018гг». Российский совет по международным делам. Доклад №4/2012
  3. Панов А. Интеграция России в Азиатско-Тихоокенский регион. Перспективы 2020. Внешняя политика России // Аналитика, 2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1641#top
  4. Чайковский М.М., Казанцев А.А. сравнение военных потенциалов США, КНР и некоторых стран АТР с точки зрения западных аналитиков // Вестник МГИМО – Университета – 2012 - №4(25)

 


Информация о работе Перспективы интеграции России в АТР