Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 15:33, реферат
Краткое описание
Создание свободных экономических зон во всех возможных формах имеет общие для всех них критерии: локальность территории и ограничение доступа на нее посторонних лиц и местного населения; действие на такой территории более льготного юридического и финансово-экономического режима; наличие специализации экономической деятельности (например банковские оффшоры, страховые оффшоры и т.п.) ;
Содержание
1. Введение 2. Свободные экономические зоны и зоны свободного предпринимательства 3. Итоги и проблемы первых лет существования свободных экономических зон 4. Создание свободных таможенных зон в РФ 5. Первый опыт создания оффшорных зон в РФ 6. Перспективы оффшорных зон в РФ 7. Заключение
Положение для зон еще более
ухудшилось, когда в конце 1991-начале 1992
года, после распада СССР, было принято
новое российское регулирование налогообложения
и внешнеэкономической деятельности,
в которых никаких исключений и льгот
для свободных экономических зон предусмотрено
не было. Практически все принятые ранее
документы по зонам были отменены.
Естественно, все это вызвало
серьезные протесты на территориях, объявленных
зонами, особенно в Находке и Калининградской
области. В результате длительных согласований
4 июня 1992 года был издан указ Президента
Российской Федерации “О некоторых мерах
по развитию свободных экономических
зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации”
. Указ, во-первых, восстановил правовой
режим и условия хозяйственной деятельности
предприятий с иностранными инвестициями
на территории зон. Во-вторых, он определил
механизм дополнительного финансирования
зон за счет бюджетных кредитов и перечислений
в фонд развития, залоговые и страховые
фонды СЭЗ части средств от приватизации
на территории зон. В-третьих, указ восстановил
некоторые льготы в области таможенного
обложения для отдельных территорий, а
экспортные пошлины на сырьевые товары,
добываемые в СЭЗ, устанавливались в размере
50% от общего таможенного тарифа.
Конечно, принятие указа расширило
возможности для тех зон, где уже шла определенная
работа, но в целом это был паллиатив, не
решивший проблему до конца. Вместе с тем,
следует отметить, что законодательный
процесс в отношении действующих и новых
зон не останавливается. В качестве примера
можно привести принятое в мае 1995 года
правительственное решение о создании
технопарка в Новосибирской области (с
предоставлением ему некоторых прав таможенной
зоны) . В какой-то мере это является продолжением
более раннего решения об образовании
технополиса “Зеленоград” .
Итоги и проблемы первых лет существования
свободных экономических зон
За годы существования СЭЗ “Находка”
определился ее технико-экономический
потенциал и приоритетные сферы для привлечения
иностранных инвестиций. К середине 1994
года в Административном комитете СЭЗ
было зарегистрировано 252 предприятия
с иностранным капиталом. Общая сумма
иностранных вкладов в уставные фонды
превысила 129 миллионов долларов США. Из
общего числа предприятий 100 являлось
совместными, 51 - предприятиями со 100% иностранным
капиталом, 75 - дочерними компаниями со
100% иностранным капиталом, 7 - филиалами
и 19 - представительствами инофирм. Больше
всего предприятий было создано с участием
капитала из Китая (107) , далее следует Япония
(39) , США и Гонконг (по 24) , Республика Корея
(11) . По величине вложений валютных средств
в уставный капитал на первом месте в настоящее
время выступает Япония (свыше 66 млн. долл.
США) , на втором - США (около 29 млн. долл.)
, за ними следуют Китай (свыше 15 млн. долл.)
и Южная Корея (свыше 5 млн. долл.) .
Из наиболее крупных проектов
можно назвать создание совместно с английской
компанией “Кейбл энд Уайрлесс” международной
системы спутниковой связи с использованием
международного узла в Гонконге в качестве
транзитного коммутационного центра;
строительство компаниями со 100% капиталом
из Гонконга и Тайваня двух гостиничных
комплексов, и некоторые другие.
Между Министерством Финансов
Российской Федерации и Административным
комитетом зоны заключено соглашение
о предоставлении СЭЗ “Находка” налогового
кредита в сумме 2200 миллионов рублей в
1992 году и 20125 миллионов рублей в 1993 году.
За время ее существования в
СЭЗ “Находка” созданы основные объекты
финансовой инфраструктуры. В зоне функционируют
14 филиалов различных банков и собственный
банк “Находка” . Формируется рынок ценных
бумаг. С августа 1992 года работает Финансовое
акционерное общество, инвестиционная
компания с фондовым магазином.
На территории СЭЗ действуют
шесть страховых компаний, а в декабре
1992 года была создана крупнейшая на Дальнем
Востоке перестраховочная компания. Подготовлен
проект создания Фонда развития СЭЗ и
специализированного ипотечного банка.
В 1992 году предприятия с иностранными
инвестициями из СЭЗ “Находка” реализовали
на внутреннем рынке России товаров на
сумму более 160 млн. долл. и поставили на
экспорт продукцию стоимостью около 7,5
млн. долл. Для сравнения: за 1991-1992 годы
предприятиями зоны по льготным лицензиям
экспортировано продукции на сумму около
5 млн. долл. США импортировано на сумму
2 млн. долл. В соответствии с Постановлением
Совета Министров РСФСР № 540 от 24 октября
1990 года, сумма, полученная от снижения
таможенной пошлины, распределяется следующим
Образом: 80% направляется в инвестиционную
деятельность предприятий СЭЗ, а 20% - в
развитие таможенной инфраструктуры зоны.
Перспективы развития СЭЗ “Находка”
в значительной мере будут связаны с осуществлением
целого ряда крупных инвестиционных проектов,
которые находятся на стадии рассмотрения
и согласования. Одним из них является
создание российско-корейского промышленного
комплекса вблизи порта Восточный. Под
комплекс выделено 330 гектаров земли. На
его территорию корейские компании планируют
перенести до 100 своих производств. Они
намереваются производить конкурентоспособную
на мировом рынке продукцию ежегодным
объемом 1 миллиард долларов, включая потребительские
товары, производство и сборку поставляемого
из Кореи оборудования для фермерских
хозяйств, бытовой техники.
Начата работа над проектом
создания российско-американского технопарка,
также расположенного поблизости от порта
Восточный на территории 175 гектаров. Предлагаемый
объем инвестиций составляет 286 млн. долл.
США.
К настоящему времени проведено
технико-экономическое обоснование реконструкции
и превращения в грузовой аэропорт военного
аэродрома в поселке Золотая долина, расположенного
в 20 километрах от портовых сооружений.
В числе других проектов можно
назвать: реконструкцию причала в торговом
порту Находки совместно с французскими
партнерами; строительство тепловой электростанции;
строительство водохранилищ на речках
Водопадная и Ольга, которые позволят
решить проблему обеспечения водой новых
технопарков зоны; реконструкция нефтепирса
на нефтеперевалочной базе совместно
с южнокорейской компанией и некоторые
другие.
Казалось бы, при набранных
темпах роста Находку ожидает быстрое
процветание. На практике, однако, с сентября
1994 года свободная экономическая зона
“Находка” фактически перестала существовать.
Вместо этого на ее территории было создано
4 свободных таможенных зоны. Налоговая
служба Приморского края в 1994 году потребовала
от совместных предприятий, действующих
на территории СЭЗ, уплаты налогов за два
предыдущих года на сумму 2,5 миллиарда
рублей.
Лидером по количеству совместных
предприятий является СЭЗ “Янтарь” ,
где было создано около 700 СП. Доля иностранного
капитала в их суммарном уставном капитале
составила 58%, а общий объем иностранных
инвестиций - около 5,5 миллиарда рублей.
По всему периметру зоны был
установлен таможенный режим. Правительство
России приняло постановление по развитию
пограничных переходов на Польшу и Литву.
Это позволило открыть регулярные автобусные
маршруты в ряд городов Польши, в частности,
круглосуточный международный автомобильный
переход в районе города Багратионовска.
Организовано железнодорожное сообщение
между Калининградом и Берлином. Получили
статус международных Калининградский
аэропорт и морской порт в городе Светлый.
Все это позволило увеличить приток туристов
и бизнесменов в СЭЗ и обеспечить пополнение
бюджета области.
Для развития транспортно-складского
комплекса Министерство транспорта совместно
с Администрацией области разрабатывают
схему развития Калининградского транспортного
узла. Европейским сообществом было выделено
300 тысяч ЭКЮ на разработку технико-экономического
обоснования развития аэропорта. Параллельно
администрация разрабатывает ТЭО развития
курортно-рекреационного комплекса.
В Свободной экономической
зоне “Сахалин” создано 278 совместных
предприятий с общим объемом иностранных
инвестиций около 5 миллиардов рублей
и 45 миллионов долларов. Доля иностранного
капитала в общем уставном фонде СП составляет
около 50%. СП действуют в сфере добычи полезных
ископаемых, добычи и переработки рыбы
и морепродуктов, переработки и экспорта
пиломатериалов, производства потребительских
товаров, строительства, услуг и т.д.
В Выборге сложилась четкая
географическая ориентация совместного
предпринимательства. Из 160 совместных
предприятий большинство было создано
с участием финского капитала. Общий объем
иностранных капиталовложений относительно
невелик и составляет 5-10 миллионов финских
марок. Сфера деятельности СП - общественное
питание и некоторые отрасли промышленности.
Прогресс в создании совместных
предприятий в других зонах шел медленнее,
а его результаты были существенно скромнее.
Например, в Кемеровской области (СЭЗ “Кузбасс”
) было создано 133 СП с обьемом иностранных
вложений 1,7 миллиарда рублей, что составляет
40% суммарного уставного капитала; в Новгородской
области - 109 СП (400 млн. рублей и 45% соответственно)
; в Читинской области (СЭЗ “Даурия” )
86 СП (3 млрд. рублей и 46’/о соответственно)
. Масштабы привлечения иностранного капитала
в остальных зонах еще меньше.
Приходится признать, что надежды,
возлагавшиеся на привлечение широкомасштабных
иностранных капиталовложений в российские
свободные экономические зоны, пока не
оправдываются. Одна из причин такого
положения заключается в том, что на государственном
уровне отсутствуют стратегия и тактика
реализации программ развития СЭЗ. До
настоящего времени не создана финансово-кредитная
система СЭЗ, не запущен механизм гарантий
для иностранных инвесторов. Это приводит
к замедлению темпов освоения зон. Центральный
банк России выдал лицензию головному
банку СЭЗ “Находка” лишь после затяжной
переписки и множества отсрочек.
Можно сказать, что концепция
зон как инструмента ускоренного перехода
к рынку в рамках “отдельно взятой территории”
, где имеются налоговые и прочие льготы,
может выглядеть привлекательным пунктом
предвыборных политических компаний,
но вряд ли приемлема для решения практических
вопросов привлечения иностранных инвестиций.
Основными факторами, сдерживающими практическую
реализацию концепции и подрывающие доверие
к ней, являются следующие:
1.отсутствие во многих выбранных
зонах выгодного географического положения,
социальной и транспортной инфраструктуры;
2.предоставление статуса СЭЗ
крупным регионам, что привело к распылению
инвестиций;
3.резкие различия в уровнях
рентабельности предприятий; отсутствие
рациональной специализации зон в рамках
развития экономики региона и страны;
4.случайный отбор инвесторов;
5.отсутствие процедуры рассмотрения
и принятия решений;
6.бюрократизм в решении организационных
вопросов;
7.отсутствие политики СЭЗ на
государственном уровне, которая систематизировала
бы отраслевые и территориальные приоритеты,
осуществление централизованного финансирования
строительства инфраструктурных объектов
и т.п. ;
8.общая политическая нестабильность
в стране и переживаемые общеэкономические
трудности;
9.противоречия между федеральными
и местными властями при формировании
налоговой системы в СЭЗ и отчислений
в бюджет различных уровней, нерешенность
других вопросов.
Создание свободных таможенных зон в РФ
В недавнее время в России появился
совершенно новый для нее тип зон: таможенные,
которые широко распространены в мировой
практике. Первой в этом списке стала зона
свободной торговли (ЗСТ) “Шереметьево”
, указ о создании которой был подписан
в декабре 1992 года. В соответствии с Положением
об этой зоне, товары, ввезенные в ЗСТ или
произведенные в ней, рассматриваются
как находящиеся вне таможенной территории
Российской Федерации, Для осуществления
хозяйственной деятельности в зоне было
созда но акционерное общество закрытого
типа, 100% акций которого принадлежат правительствам
Российской Федерации и Москвы. На территории
зоны российские и зарубежные юридические
лица имеют право арендовать земельные
участки, строить здания и сооружения,
осуществлять оптовую торговлю, экспедирование,
хранение, сортировку, упаковку, контроль
качества, маркировку, демонстрацию в
выставочных центрах товаров, ввезенных
или произведенных в ЗСТ, осуществлять
страховую и банковскую деятельность.
В июне 1993 года было принято
решение о создании свободных таможенных
зон “Московский франкопорт” на территории,
прилегающей к аэропорту “Внуково” ,
и “Франкопорт-терминал” на территории
Западного речного порта. Будут созданы
свободные таможенные зоны в Ульяновске
и Санкт-Петербурге (зона “Гавань” ) .
С конца 1994 года ведутся работы по созданию
СТЗ “Ростов” , которой решением областной
администрации присвоен статус муниципального
предприятия. Местными органами власти
ставится вопрос о создании свободных
таможенных зон в других южных портовых
городах России: Азове и Таганроге Ростовской
области, Темрюке Краснодарского края.
Необходимость в создании свободных таможенных
зон есть и в других регионах, например,
в местах пограничных переходов с Китаем.
Широкое распространение получили свободные
таможенные склады. Если в 1991 году их было
всего 4, то уже в августе 1993 года - 90, а к
концу 1994 года только Москве и области
их насчитывалось около 150.
Положительным фактором формирования
свободных таможенных зон является наличие
соответствующей правовой основы - Таможенного
кодекса Российской Федерации. Вместе
с тем, между этим кодек сом и Конституцией
существует определенная коллизия. Таможенный
кодекс трактует свободную таможенную
зону (и склад) как находящиеся вне таможенной
территории России, а в Конституции сказано,
что на территории РФ не допускается установка
таможенных границ. Если эта коллизия
не будет устранена, то таможенные зоны
и склады могут оказаться под угрозой
ликвидации.