Перспективы развития дистанционного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Содержание

Введение ……………………………………………………………...........3
1. Информационно-коммуникационные технологии в сфере образования...5
1.1. Информатизация образования………………………………………………5
1.2.Основы планирования потребностей в информационных средствах
и услугах……………………………………………………………………..11
2. Перспективы развития дистанционного образования……………………20
Заключение ……………………………………………………………….24
Литература………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

 

Введение ……………………………………………………………...........3

   1. Информационно-коммуникационные технологии в сфере образования...5

1.1. Информатизация образования………………………………………………5

1.2.Основы планирования потребностей в информационных средствах 

      и услугах……………………………………………………………………..11

   2. Перспективы развития дистанционного образования……………………20

Заключение ……………………………………………………………….24

Литература………………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.

Осознание фундаментальной  роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. «Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом». То есть, необходима подготовка в сфере современных ИКТ.

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Важность и необходимость  внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Таким образом, целью  курсовой работы является  рассмотрение  возможностей современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.

1. Информационно-коммуникационные технологии в сфере образования

1.1. Информатизация образования

 

Глобализация и всеобщая мобильность современного общества обусловливают процессы роста науки, техники, промышленности, которые в свою очередь неразрывно связаны с ростом информационных обменов между странами, компаниями, производителями и потребителями, отдельными людьми. Все эти процессы требуют динамичного получения разнообразных знаний жителями разных регионов, возрастов и социальных слоев. Результатом таких глобальных сдвигов является повсеместное внедрение телекоммуникационных технологий в образовательное пространство многих стран мира. Задачи информационной мобильности, оперативного получения знаний из самых разнообразных предметных областей во все большей степени требуют модернизации традиционного, «классического» обучения. Фактор конкурентоспособности требует от специалиста постоянного отслеживания развития знаний в его предметной области. Багаж знаний специалиста должен обновляться практически непрерывно, даже если он работает в одной и той же области. Непрерывность образовательного процесса является еще более необходимой, если человек меняет свою профессиональную ориентацию. Крайне существенным является то, что непрерывное образование должно осуществляться неотрывно от работы, с использованием индивидуальных программ, соответствующих потребностям человека, и гибкого графика. В пределе это означает формирование ситуации неразрывности работы и учебы. Следует заметить, что центр тяжести образовательного процесса как бы становится распределенным на пространстве школа – вуз – работа – дом. При этом роль корпоративного и домашнего образования растет в наибольшей степени. Решение всех этих задач может быть получено только на основе использования различных вариантов дистанционных, телекоммуникационных технологий индивидуально ориентированного обучения. Реальную основу для развития мобильного – «on-line»–обучения создает использование спутниковых телекоммуникаций, спутникового образовательного телевещания. Различные виды такого дистанционного обучения уже в своем сегодняшнем виде включают в себя преимущества традиционного, «классического» и интерактивного обучения. 

Так как образование  находится между производством  и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой.

В начале 70-х годов  наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развития современной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения.

Все большую силу набирает демократизация, компьютеризация и гуманизация образования, свободный выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования.

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов). Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.

Данный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется  использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей  большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным.

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

  • повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
  • применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
  • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
  • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
  • обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
  • разработка информационных технологий дистанционного обучения;
  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

А также важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процесс е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.

Непрерывное образование должно предоставить каждому человеку возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда. При этом значительную роль в развитии системы образования должны играть информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационной компетенции работников, развития современных методов обучения на базе информационных технологий. 

На нынешнем этапе построения современной образовательной системы в рамках Концепции реформирования системы образования в РФ все большее внимание уделяется не только образовательному процессу как таковому, но и качеству принимаемых решений,

основанных, в том числе  и на использовании информационных технологий, внедрение которых должно влиять на повышение качества управления образовательным учреждением и всеми аспектами образовательного процесса. 

Применение новых информационных технологий в образовательном процессе является ключевым компонентом реформирования общей системы образования и определения ее компетентности в будущем. Системой образования как единой системой надо реально управлять, чтобы целенаправленно повышать ее жизнестойкость. В противном случае система превращается в простую совокупность ее подразделений, станет уязвимой для любого негативного влияния внешней среды. 

С другой стороны, построение полноценно автоматизированной системы  управления образовательным процессом  является инвестиционно затратным мероприятием с неизвестным сроком окупаемости. Таким образом, задача внедрения информационных методов управления перестала быть чисто техническим мероприятием. Сейчас это комплекс мер, методов, навыков управления, отвечающих миссии образовательного учреждения и выражающих долгосрочную стратегию развития, способного отвечать на внешние и внутренние вызовы. 

Внедрение элементов  автоматизированной системы управления качеством призвано интегрировать  долгосрочную стратегию и оперативное  управление всеми структурными единицами, обеспечивающими образовательный процесс. Автоматизированная система качества призвана регулярно оценивать результаты деятельности и предлагать критерии улучшения функционирования образовательного учреждения для достижения конкурентоспособности, инновационности и адаптивности в долгосрочном периоде. 

С другой стороны, регулирующие государственные органы стремятся  создать определенные рамки для  вводимых автоматизированных систем управления (АСУ) в первую очередь в вузах  страны. Так, в «Концепции создания интегрированной информационной системы» Министерства образования и науки России указываются следующие основные принципы построения АСУ вуза: открытость, масштабируемость, переносимость, интегрируемость и т.д. С помощью автоматизированной системы управления качеством образовательного процесса в вузе предполагается решить следующие задачи:

•  сбор и накопление информации по факультетам, институтам, студентам; 

•  накопление информации о студенте, начиная с подачи документов в приемную комиссию и заканчивая его выпуском; 

•  учет оплаты обучения; 

•  учет и анализ успеваемости в течение всего срока обучения; 

•  подготовка справок  и другой сопроводительной документации; 

•  мониторинг образовательного процесса на основе составления автоматизированных отчетов различных форм, в том числе и для регулирующих органов.  

В результате внедрения автоматизированной системы управления качеством образовательного процесса предполагается обеспечить прозрачность образовательного процесса; повысить производительность труда за счет устранения дублирующих функций; повысить качество и достоверность информации; обеспечить принятие оперативных решений руководством академии на основе оперативно получаемой информации и т.д.  Организация автоматизированной системы оценки качества образовательного процесса является не только важным, но и необходимым фактором функционирования эффективной системы качества. Обычно автоматизированную систему связывают с возможностями использования современной вычислительной техники, которая позволяет осуществлять не только подробное и единообразное документирование всех процессов оценки, но и обеспечивать оперативное получение и обработку информации. Однако кроме этого автоматизированная система упрощает сам процесс сбора, обработки, систематизации, получения итоговых цифр, дает возможность существенно снизить влияние человеческого фактора.

Информация о работе Перспективы развития дистанционного образования