Перспективы развития западноевропейской интеграции и взаимодействия ЕС с РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:29, доклад

Краткое описание

Расширение Европейского союза на Восток привело к тому, что в настоящее время он имеет с Беларусью общую границу протяженностью в несколько сотен километров. Этот факт вынуждает наполнить новым содержанием как европейскую политику Беларуси, так и политику ЕС по отношению к Беларуси. Вступление в ЕС ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) дает основание на начало нового этапа взаимодействия Беларуси с объединенной Европой. Проблемы границы, вопросы экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто невозможно обсуждать без участия белорусской стороны.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 33.71 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

 «Витебский государственный  технологический университет»

Кафедра экономической теории и маркетинга

 

 

 

 

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ           ИНТЕГРАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС С БЕЛАРУСЬЮ

 

 

 

Студентка

заочного факультета,

1 курс, группы                                                                  

Руководитель

                 доцент, к.э.н.                                                                                 

                                                          

  

Витебск

 

Расширение Европейского союза на Восток привело к тому, что в настоящее время он имеет  с Беларусью общую границу  протяженностью в несколько сотен километров. Этот факт вынуждает наполнить новым содержанием как европейскую политику Беларуси, так и политику ЕС по отношению к Беларуси. Вступление в ЕС ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) дает основание на начало нового этапа взаимодействия Беларуси с объединенной Европой. Проблемы границы, вопросы экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто невозможно обсуждать без участия белорусской стороны.

Представить точный сценарий развития отношений крупнейшей региональной организации с Беларусью не только в долгосрочной, но и в среднесрочной  перспективе достаточно сложно. На наш взгляд, было бы более логичным попытаться определить внутренние и  внешние факторы, которые оказывают  и будут оказывать влияние  на этот процесс, а также оценить  степень влияния этих факторов на ситуацию

Политический фактор. В  ближайшей перспективе политический фактор будет оставаться препятствием в восстановлении нормальных контактов  как с Европейским союзом в  целом, так и с государствами, расположенными к западу от Беларуси. Европа может не пойти на восстановление полномасштабных политических контактов  с официальным Минском. Следует  подчеркнуть, что, несмотря на расхождение  взглядов на политическую и экономическую  ситуацию в Беларуси, белорусское  руководство не скрывает, что желало бы улучшить отношения с Европой.

По мнению белорусских  дипломатов и экспертов, представляющих государственные органы, проблема общеевропейской  безопасности может стать дополнительной точкой сопряжения интересов Беларуси и ЕС и площадкой для развития сотрудничества в нынешних политических условиях.

Европа является основным торговым партнером Беларуси вне  СНГ. Торговля со странами – членами  Евросоюза служит стабильным источником поступлений твердой валюты, а  также продукции производственно-технического назначения, необходимой для развития белорусской промышленности.

Рассмотрим сотрудничество Республики Беларусь с европейским  Союзом. На современном этапе Беларусь и Европейский союз имеют серьезный  потенциал развития двусторонних экономических  отношений.

Важным направлением расширения экономического сотрудничества Беларуси и ЕС является наращивание объемов  оказываемых услуг.

По данным платежного баланса  Беларуси, в первом полугодии 2012 г. объем  экспорта белорусских услуг в  страны Евросоюза возрос по сравнению  с первым полугодием 2011 г. на 6,5% до 1,452 млрд. долл. Удельный вес экспорта услуг в ЕС в общем объеме экспорта услуг Беларуси в первом полугодии 2012 г. снизился до 45,8% против 49,9% год назад. Основными европейскими потребителями белорусских услуг выступили резиденты Германии (им оказано 13,1% всех экспортированных услуг), Польши (7%), Соединенного Королевства (4,7%), Литвы (3,7%) и Нидерландов (3,5%).

Динамика экспорта услуг Беларуси в разрезе основных стран-партнеров в 2011-2012 гг.

Страна

Первое полугодие 2011 г

Первое полугодие 2012

Темп роста

%

млн. долл.

доля,%

млн. долл

доля, %

Страны ЕС

1363,8

49,9

1451,8

45,8

106,5

Германия

414,5

15,2

415,7

13,1

100,3

Польша

230,7

8,4

221,1

7,0

95,8

Соединенное королевство

104,1

3,8

147,6

4,7

141,8

Литва

112,1

4,1

116,9

3,7

104,3

Нидерланды

95,5

3,5

112,0

3,5

117,3

Кипр

58,8

2,1

69,1

2,2

117,5

Латвия

59,7

2,2

63,4

2,0

106,2

Италия

25,5

0,9

42,0

1,3

164,7

Справочно:

         

Россия

703,6

25,7

1016,3

32,0

144,4

Украина

67,7

2,5

91,2

2,9

134,7

Казахстан

16,5

0,6

30,1

0,9

182,4

США

60,6

2,2

87,2

2,7

143,9

Швейцария

54,8

2,0

51,2

1,6

93,4

Индия

24,5

0,9

47,9

1,5

15,5

Китай

47,7

1,7

40,4

1,3

84,7


При этом Беларусь в первом полугодии 2012 г. увеличила объем  импорта услуг из ЕС по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года на 7,4% до 826,1 млн. долл. Доля импорта  услуг из ЕС в общем объеме импорта  услуг Беларуси в первом полугодии 2012 г. снизилась до 48,5% против 48,8% в  первом полугодии 2011 г. (см. таблицу 2). Литва предоставила 11,4% всего объема импорта услуг, Германия – 9%, Польша – 5,3%, Эстония – 4%, Соединенное Королевство – 3,2%, Латвия – 2,9%.

Динамика импорта  услуг Беларуси в разрезе основных стран-партнеров в 2011-2012 гг.

Страна

Первое полугодие 2011 г

Первое полугодие 2012

Темп роста

%

млн. долл.

доля,%

млн. долл

доля, %

Страны ЕС

769,3

48,8

826,1

48,5

107,4

Литва

187,8

11,9

193,7

11,4

103,1

Германия

113,0

7,2

152,5

9,0

135,0

Польша

77,1

4,9

90,5

5,3

117,4

Эстония

86,1

5,5

67,3

4,0

78,2

Соединенное королевство

49,2

3,1

53,8

3,2

109,3

Латвия

57,4

3,6

48,9

2,9

85,2

Италия

19,7

1,2

35,5

2,1

180,2

Кипр

40,9

2,6

26,9

1,6

65,8

Австрия

26,9

1,7

22,7

1,3

84,4

Чехия

15,5

1,0

20,5

1,2

132,3

Дания

14,2

0,9

15,8

0,9

111,3

Справочно:

         

Россия

334,1

21,2

343,5

20,2

102,8

Украина

137,4

8,7

101,5

6,0

73,9

Казахстан

5,4

0,3

9,3

0,5

172,2

ОАЭ

45,3

2,9

94,1

5,5

207,7

Китай

22,8

1,4

82,3

4,8

В 3,6 раза

Турция

48,2

3,1

54,5

3,2

113,1

Швейцария

39,0

2,5

47,0

2,8

120,5

США

29,2

1,9

27,5

1,6

94,2


 

Таким образом, объем внешней  торговли услугами между Беларусью  и ЕС в первом полугодии 2012 г. возрос на 6,8% до 2,278 млрд. долл. Важным направлением расширения экономического сотрудничества резидентов Беларуси и ЕС является дальнейшее наращивание объемов  оказываемых услуг. В частности, перспективным выглядит увеличение двусторонней торговли в сфере следующих  услуг: финансовые услуги, операционный лизинг, деловые услуги, компьютерные услуги, туристические услуги, услуги в области рекламы, маркетинга, интеллектуальной собственности и др.

Баланс внешней  торговли товарами Республики Беларусь  (миллионов долларов США; в текущих  ценах)

 

Январь 2012 г

Январь 2013 г

Январь 2013 к

 январю 2012 в %

Страны Европейского Союза

     

Оборот

2275,7

1734,2

76,2

Экспорт

1752,0

1132,5

64,6

Импорт

523,3

601,7

115,0

Сальдо

1228,7

530,8

 

На основании таблицы  можно сделать вывод, что в  январе 2013 года наибольшее значение имеет  экспорт товарами со странами Европейского Союза.

В январе 2013 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 160 странами мира. Товары поставлялись на рынки 114 государств, импортировалась продукция из 143 стран.

Важным направлением расширения экономического сотрудничества резидентов Беларуси и ЕС является дальнейшее наращивание объемов оказываемых  услуг. В этом контексте перспективным  выглядит развитие сотрудничества в  сфере «creative economy» («творческая экономика»), к которой относятся рекламная деятельность, консалтинговые услуги, аудит, архитектура, искусство, образование, дизайн, индустрия моды, издательская деятельность, исследования и разработки (R&D), разработка программного обеспечения и компьютерных игр, телевидение и радио и др.

На  взгляд экспертов, целесообразным выглядит создание специализированных совместных компаний (IT-компаний, рейтинговых агентств, аудиторских компаний, аналитических центров, консалтинговых фирм и др.), а также обмен сотрудниками между белорусскими и европейскими компаниями с целью получения опыта и повышения квалификации.

В текущей ситуации целесообразным выглядит увеличение количества личных и деловых поездок между жителями Беларуси и ЕС, в том числе за счет уменьшения административной и  финансовой нагрузки, связанной с  получением виз.

Перспективы взаимодействия Беларуси с руководящими структурами  ЕС, государствами-членами в значительной мере зависят от позиции стран  - членов ЕС. Эти страны, в первую очередь Польша, Литва, Латвия, не только имеют с Беларусью общие границы, но и тесно связаны с ней историческими, культурными, экономическими отношениями.

Международная миграция.

На современном этапе необходимо стимулировать трудовую и учебную миграцию населения между Беларусью и странами ЕС. В настоящее время объемы международной миграции постоянного населения между Беларусью и европейскими государствами являются незначительными.

По данным Белстата, постоянное белорусское население уезжает в Германию, Италию и Польшу (на чистой основе). В то же время, отмечается чистый приток постоянного населения в Беларусь из Литвы, Латвии и Эстонии.

В свою очередь, белорусы в  анализируемом периоде чаще всего  выезжали в следующие государства  дальнего зарубежья: Польша – 1,556 млн., Литва – 578,2 тыс., Латвия – 51,7 тыс., Турция – 34,2 тыс., Германия – 24,6 тыс., Италия – 17,5 тыс., Австрия – 13 тыс., Чехия – 7,7 тыс.

Беларусь оказывается  в тени качественно новых российско-европейских  отношений. Поэтому в обозримой  перспективе достаточно реальной представляется формула «В Европу вместе с демократической Россией». Россия и ЕС заинтересованы в эффективном функционировании транспортных магистралей через территорию Беларуси. С учетом формирования между ними стратегического партнерства, создания единого финансового, энергетического и инвестиционного пространства, зоны свободной торговли, приоритеты белорусской политики в среднесрочной перспективе должны быть направлены на:

– создание максимально  привлекательных условий для  прохождения через территорию Беларуси трансъевропейских коммуникационных проектов;

– сохранение и развитие привилегированных отношений Беларуси с Россией в рамках Союзного государства  и обеспечение прямого доступа  к эксплуатации российских природных  ресурсов;

– усиление двусторонних экономических  и политических связей с соседними  странами, используя возможности  крупной белорусской промышленности и транспортной инфраструктуры;

– установление отношений  стратегического партнерства между  крупными промышленными предприятиями  Беларуси и крупными корпорациями ЕС;

– обеспечение единого  экономического пространства с Россией;

– обеспечение ассоциированного членства Беларуси в ЕС;

– установление отношений  стратегического партнерства между  Беларусью и Россией в области  транспортировки товаров и энергоносителей;

Информация о работе Перспективы развития западноевропейской интеграции и взаимодействия ЕС с РБ