Перспективы развития потребительских расходов домохозяйств на потребительском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и значимость изучения данной темы проявляется в том, что для социально-экономических условий, сложившихся в Республике Беларусь, характерно выделение трех основных хозяйствующих субъектов. К ним, наряду, с государством и фирмами, относятся и домашние хозяйства, составляющие самую многочисленную группу субъектов. Так в Республике Беларусь всего на сегодняшний день по данным последних переписей насчитывается приблизительно 3 873 139 домашних хозяйств. Таким образом, одним из важнейших индикаторов благосостояния населения страны, а значит, и стабильности общества, является уровень жизни именно домашних хозяйств, который в первую очередь включает потребительские расходы домохозяйств, а именно: расходы на питание, покупку непродовольственных товаров, оплату услуг, которые формируют бюджет семьи, как отдельной ячейки общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….4
1. Потребительские расходы домохозяйств: сущность и виды.…………...……..6
1.1. Домашние хозяйства и их особенности…….…………….....…………....6
1.2.Доходы ирасходы домашних хозяйств ……………………..…………..11
1.3. Потребление домашних хозяйств………………………...……...………18
2. Анализ потребительских расходов домохозяйств в Беларуси.…………….…18
2.1. Доходы и расходы населения в 2009 – 1 квартале 2012 года.…………22
2.2. Потребительские расходы домашних хозяйств в 2009 – 1 квартале 2012 года……………………………………………………………………………..26
2.3 Анализ потребительских расходов домашних хозяйств с 2009 по 1 квартал 2012 года………………………………………………………….......35
3. Перспективы развития потребительских расходов домохозяйств на потребительском рынке……….……………………………………………...30
3.1 Формы и методы регулирования доходов населения…………………..38
3.2 Перспективы развития потребительских расходов в Республике Беларусь………………………………………………………………………..41
3.3 Проблемы потребительского рынка и пути их решения……………….43
Заключение……………………………………………………...……………47
Список использованных источников……………………………....………...50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 187.58 Кб (Скачать файл)

Кроме того, макроэкономическая стабилизация в  условиях переходной экономики требует  расширения внутреннего рынка продукции. Это представляется возможным на основе увеличения покупательной способности  населения, что, в свою очередь, обусловливает  необходимость повышения реальной заработной платы.

К тому же следствием перехода к рынку стала  необоснованная дифференциация заработной платы в различных отраслях экономики. Поэтому до ее устранения более быстрый  рост заработной платы по сравнению  с производительностью труда  в отдельных отраслях является правомерным.

Стоит отметить, что привязка повышения пенсий в  республике к росту средней заработной платы позволяет реально увеличивать  их размеры и соответствующие  надбавки.

В рамках последовательных преобразований у  нас в стране установлена зависимость  права на трудовую пенсию от уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, введен механизм повышения  пенсий лицам, отложившим выход на заслуженный  отдых по возрасту.

Усилена дифференциация в отношении тех, кто в свое время был занят  на высокооплачиваемых работах и, соответственно, внес наибольший финансовый вклад в  пенсионную систему.

Одно  из важнейших направлений политики доходов - оказание государственной  материальной поддержки семьям с  детьми.

Расходы на социальные программы в Беларуси являются одними из самых высоких  среди стран СНГ. Широко задействуется  и такой механизм, как предоставление социальных льгот и гарантий, доступ к которым осуществляется по категориальному  принципу. В последние годы была проведена рационализация льгот и выплат населению и их значительное сокращение. Высвобождаемые средства направляются на программы адресной социальной помощи, предоставляются наименее защищенным гражданам, а также ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам.

Доходы  от собственности, предпринимательской  деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время  играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений  граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран  с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым  источником доходов для многих граждан.

В данной связи в Беларуси принимаются  меры по улучшению делового климата  и условий предпринимательской  деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.

Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого  социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные  противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.

В политике денежных доходов населения государство  руководствуется двумя основными  подходами:

  • создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  • обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни. [11, с. 48]

Исходя  из вышесказанного, следует отметить, что каждое государство независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательством случаях в момент наступления форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

Особенно  важное место в социальной политике Республики Беларусь занимает выработка  и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов  населения. Главным ее содержанием  является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

Также в Республики Беларусь, следует  отметить социальную направленность экономики, что подразумевает немалые налоги, но также и высокие социальные расходы для выравнивания доходов  населения, предоставления необходимого комплекса услуг и т.д. В общем  и целом, социальная политика РБ выполняет  свои функции, так как в белорусском  обществе нельзя наблюдать глубокой социальной напряженности, действует  бесплатное образование и т.д.

3.2 Перспективы развития  потребительских расходов в Республике  Беларусь

Исследование  домашних хозяйств позволило Минстату сделать вывод, что повышение  материального благосостояния населения  и снижение уровня малообеспеченности отразилось на структуре потребительских  расходов.

В Беларуси потребительские расходы домашних хозяйств в среднем на одну семью  в 2011 году возросли на 36,5% по сравнению  с аналогичным периодом 2010 года до 1686 тысяч белорусских рублей.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в 2011 году удельный вес расходов на продукты питания в структуре  потребительских расходов снизился до 39,5% против 40% год назад, в то время  как удельный вес расходов на непродовольственные  товары увеличился до 37,7% с 34,7%. Удельный вес расходов на алкоголь в первом полугодии текущего года, как и  год назад, 2,2%.

В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального  общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.

Исходя  из преемственности направлений  развития и с учетом изменения  воздействия на него отдельных факторов, на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:

  • наращивание экспорта товаров и услуг;
  • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;
  • активизация инвестиционной и инновационной деятельности;
  • развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры;
  • дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования.

Главными  средствами достижения указанных целей  и важнейшими задачами по реализации установленных приоритетов являются:

  • финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;
  • осуществление структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперации и интеграции крупных, средних и малых предприятий, выведение из хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы;
  • повышение эффективности развития агропромышленного комплекса;
  • разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования экономики, включая расширение привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов;
  • развитие инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории страны;
  • совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках;
  • расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала;
  • формирование конкурентной среды и эффективной институциональной основы экономической деятельности;
  • опережающий рост производства потребительских товаров;
  • обеспечение экономической безопасности страны.

Для решения  этих задач предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций  отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны.

Эффективная социальная политика РБ понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному  населению возможностей для обеспечения  достаточного дохода через зарплату - ключевой фактор дальнейшего роста  производительности; надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

Целями  дальнейшего совершенствования  оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее  каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный  уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей  и социальной функций зарплаты.

Реформирование  оплаты труда предусматривается  осуществлять с учетом необходимости  постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая  жилищно-коммунальные и др., а также  пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Рост  оплаты труда, денежных доходов населения  позволит иметь достаточные источники  для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп  населения. [11, с. 40]

Из данного  раздела можно сделать следующий  вывод, что повышение материального  благосостояния населения и снижение уровня малообеспеченности отразилось на структуре потребительских расходов населения. Ключ к динамике экономических и политических процессов в Беларуси находится в руках у белорусских семей.

В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального  общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики, чтобы позволить белорусским семьям жить красивой жизнью.

 

3.3 Проблемы потребительского рынка  и пути их решения

Как всякая сложная социальная система, потребительский  рынок для своего эффективного функционирования нуждается в управленческих действиях. Вследствие чрезвычайного разнообразия потребительских интересов, предпочтений, стратегий, потребительский рынок  нуждается в более гибких, менее  жестких, менее стандартных способах управления, чем, скажем, сфера материального  производства, но он не может обойтись без определенной степени государственного и иного регулирования.

В рамках рыночной системы представлено широкое  разнообразие товаров по различным  ценам, но возможности потребителя  ограничены его доходом и целым  рядом других факторов, часть которых  от него зависит.

Фирмам, действующим на конкурентных рынках, необходимо отказаться от традиционной практики: теперь они должны производить  не то, что они хотят продать, а  то, что потребители хотят купить, через удовлетворение запросов и  интересов потребителя.

С целью  стабилизации потребительского рынка  реализован ряд мер, предпринятых Правительством, по социальной защите населения (индексация зарплаты, разовые выплаты и др.), по пресечению необоснованного повышения  цен, своевременной отгрузке товаров  производителями.

В целях  улучшения общеэкономической ситуации, сокращения отрицательного сальдо внешней  торговли, обеспечения сбалансированности национальной экономики предполагается сократить темпы роста розничного товарооборота в IV квартале 2011 г. и 2012 г. по сравнению с динамикой предыдущего  периода, что будет обеспечиваться за счет относительного сжатия внутреннего  спроса и стабилизации потребительского рынка по большинству товарных позиций.[11, с. 47]

В настоящее  время на первый план вышел вопрос роста цен, прежде всего, на товары иностранного производства, импортируемые в республику. В связи с заметным ростом курса  основных валют на внебиржевом межбанковском  рынке импортеры увеличили цены на 20-50%.

В этих условиях с целью увеличения объемов продаж и ограничения роста цен необходимо активизировать развитие сетевой и  электронной торговли; увеличивать  количество дискаунтеров, магазинов  шаговой доступности. Для стимулирования развития торговли в сельской местности  необходимо создание небольших магазинов  по торговле товарами повседневного  спроса. В райцентрах предстоит создание современных торговых объектов с  площадью 250 и более квадратных метров, строительство торговых мини-магазинов  шаговой доступности с площадью до 100 м2, в том числе на автотрассах. Размещение мелкорозничных объектов целесообразно осуществлять по заранее утвержденным схемам, а также посредством аукционных торгов.

Решение проблемы роста реализации отечественных  товаров на потребительском рынке  связано с коренным улучшением работы промышленности по расширению ассортимента и повышению качества товаров, снижению их себестоимости, определению взаимовыгодных условий поставки организациям торговли. Необходимо создание совместных предприятий  с известными зарубежными производителями, выпускающими товары, которые импортируются в республику, развитие сотрудничества с зарубежными странами по разработке и приобретению технологий и лицензий.

Информация о работе Перспективы развития потребительских расходов домохозяйств на потребительском рынке