Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:59, аттестационная работа
Ключевые внешние риски для российской экономики связаны с продолжением кризиса в еврозоне, страны которой являются основными потребителями товаров российского экспорта, с ростом опасений относительно «жесткой посадки» экономики Китая, а также с угрозой падения экономики США с «фискального обрыва». Слабая предсказуемость процессов, связанных с действием указанных факторов, допускает широкий спектр возможных сценариев развития событий на будущее, существенно затрудняя выбор оптимального курса экономической политики России.
Дагестанский Государственный Институт Народного Хозяйства
Эссе
«Перспективы развития экономики Росии»
Выполнила: Багомедова З(2.1Б/У)
Махачкала 2013г.
Ключевые внешние риски
для российской экономики связаны
с продолжением кризиса в еврозоне,
страны которой являются основными
потребителями товаров
В сфере экономической политики также
имеются внутренние источники неопределенности.
Если до парламентских и президентских
выборов они были связаны с характером
политического курса нового руководства
страны, то после выборов главной проблемой
экономической политики стало согласование
обещаний, данных в предвыборный период,
с ресурсными возможностями и объективными
потребностями российской экономики.
События 2012 г., в т.ч. отмеченные
выше тенденции в сфере политики бюджетных
расходов, позволяют говорить об усугублении
отмеченного нами в прошлогоднем прогнозе
дрейфа экономической политики от целей
развития к приоритетам социально-политического
характера. Несмотря на то, что в одном
из первых указов В.Путина в должности
Президента «О долгосрочной государственной
экономической политике» были сформулированы
амбициозные цели создания новых высокопроизводительных
рабочих мест и радикального улучшения
инвестиционного климата, реальных шагов
в этом направлении не последовало.
Более того, в середине сентября 2012 г. ЦБР
повысил ставку рефинансирования с 8,0%
до 8,25%, а в начале октября 2012 г. озвучил
позицию, в соответствии с которой риски
замедления экономического роста стали
«не так высоки, как риски ускорения инфляции».
Парадоксальным образом ЦБР продемонстрировал
готовность к ужесточению денежно-кредитной
политики именно тогда, когда центральные
банки ведущих стран анонсировали развернутые
программы стимулирующих мер.
Между тем, потребность в активных мерах
по стимулированию экономического роста
в России сохраняется. Несмотря на то,
что к началу 2012 г. российская экономика
формально вернулась на докризисный уровень
ВВП, показатели в отдельных отраслях
народного хозяйства и регионах страны
оставались ниже докризисных. К середине
2012 г. более трети регионов не смогли преодолеть
последствия спада промышленного производства,
причем наиболее серьезная ситуация наблюдалась
в регионах металлургической и машиностроительной
специализации. В этих условиях «деприоритезация»
поддержки экономического роста выглядит
крайне спорным, а с учетом отмеченного
выше нарастания неопределенности в мировой
экономике и весьма рискованным решением.
В сфере улучшения инвестиционного климата
главным достижением 2012 г. стало долгожданное
присоединение России к ВТО. По итогам
18-летних переговоров российскому правительству
удалось отстоять большинство позиций,
заявленных им в качестве приоритетных,
включая:сохранение режима промышленной
сборки автомобилей до июля 2018 г.,запрет
на открытие филиалов иностранных банков;
9-летний мораторий на открытие филиалов
иностранных страховых компаний; сохранение
существующего режима льгот для ОЭЗ в
Калининградской и Магаданской областях
до апреля 2016 г.; установление разрешенных
масштабов поддержки сельского хозяйства
на уровне выше фактического со снижением
с 9 до 4 млрд. долл. к 2018 г.; сохранение режима
тарифного квотирования импорта свинины
до конца 2019 г., говядины и мяса птицы бессрочно.
Средневзвешенный уровень таможенных
пошлин по завершении переходного периода,
продолжительность которого по отдельным
чувствительным товарам составляет 5-7
лет, будет снижен до 7,1%, т.е. на 3,2 процентных
пункта, менее, чем на треть от среднего
уровня, характерного для 2008-2010 гг. Для
сравнения, в Китае, который присоединился
к ВТО в 2001 г. как развивающаяся страна
с существенно более широкими возможностями
защиты внутреннего рынка по сравнению
с режимом присоединения для развитых
стран, который был использован Россией,
к 2011 г. средневзвешенный уровень импортных
пошлин снизился с 15,3% до 9,8%, т.е. на 5,5 процентных
пунктов, более, чем на треть. Сохранение
достаточно высокого уровня торговых
барьеров не позволит России в полной
мере воспользоваться потенциалом роста
эффективности, связанного с улучшением
доступа на внутренний рынок импортных
товаров и услуг, но в то же время, снизит
издержки присоединения в наиболее чувствительных
сегментах экономики.
Надежды на дальнейшее совершенствование
инвестиционного климата в 2013 г. связаны,
в первую очередь, с процессом присоединения
России к ОЭСР, а также с практическими
шагами по реализации заявленных на период
председательства России в «Большой двадцатке»
приоритетов, таких, как создание новых
рабочих мест, повышение эффективности
финансовой системы, развитие правовой
базы стимулирования инвестиций и сотрудничества
в сфере высоких технологий. После паузы,
связанной с парламентскими и президентскими
выборами, активизация усилий по улучшению
условий ведения бизнеса становится главным
приоритетом, если Россия не хочет упустить
шанс выйти из глобального кризиса с надежным
фундаментом для устойчивого экономического
роста.