Перспективы финансовой политики России на будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране.
Как видим, данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.
Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом же выступает - особенности современной финансовой политики в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1 Понятие и сущность финансовой политики
1.2 Правовые основы финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики государства на современном этапе
2.1 Налоговая политика
2.2 Бюджетная политика
2.3 Денежно-кредитная политика
Глава 3. Перспективы финансовой политики России на будущее
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

osobennosti_3_moyo.docx

— 51.22 Кб (Скачать файл)

Денежно-кредитная политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и  размеры валового национального  продукта. Ее действие эффективнее  действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная  политика более гибкая и быстрее  реагирует на изменение в экономике. На нее не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и утверждают их. А какой парламент или президент примет решение об увеличении налогов в год переизбрания, даже если это объективно необходимо для экономики? И поэтому часто принятие таких решений откладывается. Денежно-кредитная политика свободна от этого, Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики в целом.

Длительное время среди экономистов  ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной  кейнсианской теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм) - с другой. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.

Одним из необходимых условий устойчивого  равновесного развития народного хозяйства  в рамках смешанной экономики  является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень  демократичный инструмент воздействия  на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов  системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная  политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством  монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической  системе. Механизм воздействия денежно-кредитной  политики на основные переменные народнохозяйственного  комплекса, а также результат  корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики  по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

Наделенный государством эмиссионным  правом, Центральный банк реализует  политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности. Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в  том числе валового национального  продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного  фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное  управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный  компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика на макро-уровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области  денежного обращения и кредитных  отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству  направления развития. Механизм регулирования  включает методы, инструменты регулирования  наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро-уровне.

Главной целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В  нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы финансовой политики России

"Основные направления налоговой  политики в Российской Федерации  на 2010 - 2012 годы", одобренные Правительством  Российской Федерации ТРУДОВОЙ  КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  протокол от 2 марта 2007 г. № 8, предусматривают внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование налога на  прибыль организаций

2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость

3. Совершенствование акцизного  налогообложения

4. Совершенствование налога на  доходы физических лиц

5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущество  физических лиц

6. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых

7. Совершенствование водного налога

8. Совершенствование порядка изменения срока уплаты налога и иные вопросы налогового администрирования

9. Урегулирование вопросов налогообложения  организаций, осуществляющих строительство  транспортной, коммунальной и социальной  инфраструктуры, а также инженерных  сетей

10. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов

11. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации  и соглашения, информационный обмен

12. Совершенствование налогового  администрирования

13. Отмена единого социального  налога

14. Совершенствование государственной  пошлины

15. Повышение Транспортного налога

16. Совершенствование налогообложения  некоммерческих организаций, содействие  практике благотворительной деятельности  и добровольчества

17. Усовершенствование налога на  имущество организаций

Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта  федерального бюджета на очередной  период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области  бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере  на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления  налоговой политики не являются нормативным  правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о  налогах и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в  среднесрочной перспективе, комплекса  мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее - создание эффективной налоговой  системы, сохранение сложившегося к  настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с  учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать  во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи  важнейшим фактором проводимой налоговой  политики будет являться необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы.

Сокращение объемов промышленного  производства, негативная тенденция  изменения иных макроэкономических показателей может привести к  росту задолженности по налогам  и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных  рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также  развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо постоянно анализировать  ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном  порядке были внесены целый ряд  уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых  вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль  организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при  добыче нефти, включая снижение его  ставки.

В ходе обсуждения мер налоговой  политики в период экономического кризиса  одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько меры в  области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки  для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы  для экономического роста с помощью  мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики  или отдельных ее секторов) либо приоритетными являются меры бюджетной  поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для  бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному  отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан - основной «антикризисный налоговый пакет» был  принят в конце 2008 года. В ближайшие  годы антикризисные меры будут реализовываться  путем осуществления бюджетной  политики.

Основные направления бюджетной  политики в Российской Федерации  на 2010 - 2012 годы:

1) внедрение программно-целевых  принципов организации деятельности

органов исполнительной власти и органов  местного самоуправления;

2) восстановление трехлетнего бюджета;

3) переход к программному бюджету;

4) развитие новых форм оказания  государственных (муниципальных  услуг);

5) реформирование государственного (муниципального) финансового

контроля;

6) совершенствование механизмов  государственных (муниципальных)

закупок;

7) повышение эффективности бюджетных  расходов по направлениям

государственной политики (отраслям экономики и социальной сферы);

8) создание информационной среды  и технологий для реализации  управленческих решений и повышения  действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Основные направления денежно-кредитной  политики в Российской Федерации  на 2010 - 2012 годы:

Основные направления включают характеристику состояния экономики  России, прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной  политики в 2009 г, прогноз основных показателей  платежного баланса и ориентиры  денежно-кредитной политики на 2010 г  и период 2011 и 2012 гг. Кроме того, документ содержит сценарии макроэкономического  развития на 2010 г и период 2011 и 2012 гг.

Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние  российской экономики. В связи с  этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2010-2012 г, два из которых  соответствуют прогнозам правительства  РФ.

В рамках первого варианта, который  Банк России рассмотрел дополнительно  к прогнозам правительства, предполагается снижение в 2010 г среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке  до 45 долларов за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.

В качестве второго варианта рассматривается  прогноз, положенный в основу проекта  федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 г цена на российскую нефть  может составить 58 долларов за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной  поддержки приоритетных направлений  социально-экономического развития. Прирост  реальных располагаемых денежных доходов  населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 %и 1 % соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.

В рамках третьего варианта в 2010 г  предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов за баррель. В этих условиях реальные располагаемые  денежные доходы населения могут  увеличиться на 1,4%. Инвестиции в  основной капитал ожидаются выше уровня 2009 г на 4,5%. Объем ВВП в  этом случае может возрасти на 3%.

Банк России не исключает возможности  более высокого роста цен на нефть  на мировом рынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что  цена на российскую нефть в 2010 г возрастет  до 80 долларов за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал - 8%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.

Информация о работе Перспективы финансовой политики России на будущее