Планирование в системе управления и хозяйственным руководством таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия планирования и определение его значения в работе таможенных органов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Раскрыть сущность планирования, уяснить его основных задач, принципов и методов;
Выявить основные элементы планирования;
Ознакомиться с комплексными целевыми программами.

Содержание

1.Планирование в таможенных органах. Основные задачи, принципы и методы. 2.Основные элементы планирования. 3.Комплексные целевые программы и планирование таможенной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Планирование  в системе управления и хозяйственным  руководством таможенного  дела

В связи  с необходимостью организации централизованного  управления в таможенных органах  процесс планирования является весьма актуальным и востребованным.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия планирования и определение его значения в работе таможенных органов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  • Раскрыть сущность планирования, уяснить его основных задач, принципов и методов;
  • Выявить основные элементы планирования;
  • Ознакомиться с комплексными целевыми программами.

1.Планирование в таможенных органах. Основные задачи, принципы и методы

Планирование  представляет собой важнейшую составную  часть управления, заключающуюся  в разработке и практическом осуществлении планов.

     Важнейшими  задачами планирования являются: взаимоувязка целей и задач деятельности с имеющимися ресурсами; обеспечение единства и согласованности действий всех звеньев управления; обеспечение устойчивости и преемственности в осуществлении оперативно-служебной деятельности.

       Планирование базируется на ряде принципов. Основными из них в современных условиях считаются:

  1. Участие максимального числа сотрудников таможенных органов в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Подобный подход обусловлен тем, что люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, поскольку они им ближе и понятнее.
  2. Непрерывность, которая обусловлена существующим характером деятельности таможенного органа как непосредственного объекта планирования.

         3. Гибкость, подразумевающая возможность постоянного внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

  1. Координация и интеграция. Координация плановой деятельности осуществляется по горизонтали, то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – по вертикали между вышестоящими и нижестоящими;
  2. Экономичность, суть которой состоит в том, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;
  3. Создание необходимых условий для выполнения плана;
  4. Научность планирования как важнейший, всеобщий 
    принцип планирования.

     Под методом планирования понимают способ расчета плановых показателей.

     Так, нормативный метод наиболее применим при планировании таможенными органами расходов. К основным нормативам относятся:

  • нормы расхода материалов
  • нормы использования средств труда
      • нормы расхода денежных средств;
      • нормы времени.

     Нормативная база для планирования разрабатывается Правительством, Министерством финансов, ФТС России и другими государственными органами.

     Опытно-статистический метод планирования может использоваться в таможенном деле в тех случаях, когда не установлены нормы расхода материалов или условия деятельности приводят к существенному отклонению от них.

     Балансовый  метод используется в плановых расчетах при сопоставлении сметы расходов таможенных органов с финансовыми обязательствами бюджета, при определении доходов и расходов из внебюджетных источников. Как правило, балансовые расчеты основаны на применении нормативов.

     Метод сетевого планирования применяется при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. Диапазон применения этого метода достаточно широк. Сетевое планирование служит основой для математических и экономических расчетов.

     Не  любой план может устраивать его  разработчика. В процессе планирования может быть упущено важное звено технологической цепочки, не учтены значимые факторы внешней среды. Научно обоснованный подход к планированию позволяет избежать указанных недостатков. С этой целью для оптимизации планов используется метод последовательных приближений. Он состоит в том, что сначала для достижения цели ставятся задачи общего порядка (первого уровня), затем каждая из этих задач конкретизируется и формулируются задачи второго уровня, для решения которых требуется выполнить задачи третьего уровня. Такая последовательная детализация позволяет учесть многие аспекты и комплексно решить проблему.

      Метод вариантных расчетов позволяет выбрать оптимальный план. В то же время вариантные расчеты позволяют моделировать худшие и наиболее благоприятные показатели развития таможенной службы при изменении условий внешнеэкономической деятельности и финансирования.

    2.Основные элементы планирования

По своей  сути прогнозирование– это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.

     Основными функциями прогнозов являются:

    • ориентировочная;
    • нормативная;
    • предупредительная.

     Ориентировочная функция прогноза выражается в определении  управленческим органом реалистических направлений деятельности и выборочном подходе к поступающей информации.

     Нормативная функция прогноза состоит в том, что он всегда содержит определенные показатели, нормы, которые не только дают возможность реализовать прогностическую модель, но и предохраняют управленческий орган от субъективизма в его деятельности.

     Предупредительная функция прогноза заключается в  том, что он предупреждает орган управления о возможных и реальных отклонениях объекта от прогностической модели, дает возможность анализировать факторы и причины возмущающих воздействий на управляемую систему.

     Выполняя  свое функциональное назначение, прогнозирование выступает неотъемлемой частью процесса управления. В рамках цикла управления оно предшествует всем стадиям, но наиболее широко применяется при планировании, когда требуется глубокая прогностическая информация.

     Моделирование – это такой способ отображения объективной реальности, при котором для изучения оригинала применяется специально построенная модель, воспроизводящая существенные свойства исследуемого реального объекта или процесса.

     При планировании служебной деятельности используют модели: прогнозирования, технико-экономического планирования и оперативно-служебного планирования.

     Модели  прогнозирования – это модели, основанные на математических методах.

     Модели  технико-экономического планирования базируются на методах приближенный программирования.

     Модели  оперативно-служебного планирования обычно совмещаются с моделями текущего управления.

     Конечной  целью моделирования является подготовка и принятие плановых управленческих решений.

     Программирование  – это общий термин, которым  обозначаются два взаимосвязанных комплекса научных дисциплин. С одной стороны, это такие экономические дисциплины, как методы разработки планов, регулировка деятельности хозяйственных звеньев, и с другой – математические методы и дисциплины, объединенные общим термином «математическое программирование».

    3.Комплексные целевые программы и планирование таможенной деятельности

    В таможенном деле накоплен опыт разработки и реализации комплексных программ развития.

    Они создаются для регламентации  и планирования таможенной деятельности на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные периоды.

    В последнее время было создано  и осуществлено следующие целевые  программы:

  1. Целевая программа 
    развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы;
  2. Концепция развития таможенной службы до 2010 года;
  3. Государственная граница Российской Федерации (2003 — 2010 годы);
  4. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы 

Информация о работе Планирование в системе управления и хозяйственным руководством таможенного дела