Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:18, контрольная работа
Цель исследование – изучение сущности и основных принципов планирования и прогнозирования в деятельности коммерческих организаций государственного сектора в рыночных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить принципы текущего и долгосрочного планирования в работе современных организаций;
- проанализировать сущность прогнозирования в работе предприятий и организаций.
Введение 3
1. Текущее и долгосрочное планирование деятельности организаций 4
2. Прогнозирование деятельности организаций 8
Заключение 11
Библиографический список
8
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Текущее и долгосрочное планирование деятельности организаций 4
2. Прогнозирование деятельности организаций
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Контрольная работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме текущего планирования и прогнозирования деятельности коммерческих организаций в условиях рыночной экономики. В настоящее время данная проблема относится к числу недостаточно исследованных и требует как теоретического, так и прикладного исследования всех ее аспектов.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что предположение о том, что рынок исключает планирование, ничем не обосновано. Наоборот, в условиях конкурентной борьбы за потребителей поставщики товарной массы вынуждены тщательно планировать и прогнозировать свою деятельность. Несвоевременность поставок продукции или оказания услуг отталкивает потребителей, что грозит разорением недобросовестных поставщиков. Рыночный механизм действует более жестко, чем централизованное распределение ресурсов, где большую роль играет субъективный фактор; об этом же, как это будет показано в работе, достаточно убедительно свидетельствует и практика деятельности западных фирм.
Цель исследование – изучение сущности и основных принципов планирования и прогнозирования в деятельности коммерческих организаций государственного сектора в рыночных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить принципы текущего и долгосрочного планирования в работе современных организаций;
- проанализировать сущность прогнозирования в работе предприятий и организаций.
1. Принципы и содержание текущего и долгосрочного планирования в деятельности организаций
Переход производственных предприятий в России на условия рынка, полное самоуправление и самофинансирование предусматривает:
самостоятельное обеспечение технического, производственного и социального развития за счет заработанных средств;
полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками;
осуществление внутренней перестройки планирования на основе расширения прав и усиления экономической ответственности филиалов, цехов и отделов предприятий за обеспечение и повышение стабильности их работы;
ориентация предприятия на получение прибыли [6,c.395].
Все вышесказанное относится ко всем организациям и предприятиям, работающим в рыночных условиях, в том числе и к предприятиям государственного и муниципального сектора. Прибыль становится основой успешной деятельности предприятий как главный обобщающий экономический показатель, источник, обеспечивающий экономическое, научно-техническое и социальное развитие. Устанавливается прямая зависимость между ресурсами, эффективностью работы и доходами, которыми самостоятельно распоряжаются предприятия. Возрастает роль внутрипроизводственного планирования. С помощью плана связывается выпуск продукции на предприятии с условиями рынка. Знать потребности рынка на перспективу и успеть вовремя доставить на рынок собственную продукцию – главная забота руководителей и специалистов предприятия.
Планирование производства на предприятии – это точное предвидение и программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. Планирование в той или иной форме осуществляется любым хозяйствующим субъектом и в принципе для частных структур может быть и необязательным. Иное дело - организации и предприятия государственного и муниципального сектора. Необходимость планирования для них прямо вытекает из положений ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [1], в соответствии с которыми собственник таких предприятий (то есть уполномоченный государственный или муниципальный орган):
- определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
- утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
-имеет другие права и несет другие обязанности, в том числе связанные с планированием и прогнозированием деятельности предприятия.
Планирование как метод хозяйственного предвидения и программирования основан на детальных расчетах и указаниях; по существу, план – это целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором постадийно и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта. Цели и задачи плана на всех этапах его исполнения увязываются с ресурсами, необходимыми для получения заданного результата. С помощью обратной связи (ведение учета и отчетности, информационные потоки в иерархии управления снизу вверх) ведется контроль исполнения плана, а при необходимости в него вносятся коррективы.
В теории хозяйственного управления планы группируются по целому ряду критериев: по срокам исполнения; по функциям назначения; по уровням управления; по видам изделий и работ [4,c.156].
В соответствии с целью исследования далее представляется целесообразным определить различие между так называемым текущим и долгосрочным планированием, поскольку, как будет показано ниже, долгосрочное планирование в условиях рыночной экономики наиболее близко к прогнозированию.
В принципе, группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие по элементам может включаться во все виды планов. Например, подготовка производства и продажи нового изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.
Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:
точности устанавливаемого интервала планирования;
степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;
степени точности расчетов затрат и результатов производства;
порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. Поэтому резко сужается число плановых нормативов и показателей и степень их точности.
Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как на первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах.
В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием (Таблица) [2,c.189-190].
Таблица – Соотносительность показателей планирования
Основные показатели по видам планирования | |||
Стратегическое | Долгосрочное | Текущее | Оперативно-календарное |
Наименование продукта (услуг)
Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат
Ориентировочные подвижные сроки исполнения
Ответственные исполнители, без указания соисполнителей
Эффективность (достижение цели, окупаемость затрат) | Перечень важнейшей номенклатуры продукции
Сумма расходования ресурсов по видам продукции
Календарные сроки исполнения
Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ
Превышение доходов над расходами (прибыль) | Перечень и количество позиций номенклатуры продукции
Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре продукции
Точно установленные сроки исполнения
Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции
Сумма чистого дохода | Подетальный перечень и количество позиций номенклатуры продукции
Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции
Почасовые и суточные графики исполнения
Подетальное распределение работ среди исполнителей
Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции
|
2. Прогнозирование деятельности организаций
Прогнозные исследования необходимы, чтобы убедиться, насколько реальны и благоприятны для предприятия поставленные им цели. Разумеется, что и в процессе определения целей, особенно долгосрочных, параллельно используются приемы и средства прогнозирования. Но имеются и различия. При выборе целей и определении степени их достижения существенную роль играют субъективные факторы, в то время как прогноз опирается на объективные процессы и явления. В прогнозных исследованиях наклонности, интересы и профессия владельцев предприятий могут лишь учитываться.
Прогнозирование – это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем [3,c.212]. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей.
Обычно в прогнозах указывается вероятная степень отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов. При проведении предплановой работы прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели.
Начальным этапом экономического прогноза на предприятии является определение социально-экономического заказа со стороны общества и выпускаемую продукцию и выявление на рынке спроса. В самом общем плане социально-экономический заказ характеризуется тем, что, помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах он содержит и ограничения со стороны ресурсов, которые потребители могут затратить на приобретение, а предприятие – выделить на производство продукции для удовлетворения этих потребностей. Связь «потребность – ресурсы» должна быть учтена уже на первой стадии прогнозирования.
Прогнозирование определяет конкретные пути и направления развития предприятия и сроки осуществления конкретных событий в рассматриваемой области производства. Оно делится на две ветви: экономическое и научно-техническое прогнозирование. Задачами экономического прогнозирования являются:
предвидение возможного распределения ресурсов по различным направлениям;
определение нижних и верхних границ получаемых результатов;
оценка максимально возможного количества ресурсов, выделение которых для развития предприятия в данном направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы, и др. [5,c.113].
Информация о работе Планирование и прогнозирование деятельности предприятия