Планирование развития здравоохранения в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:06, реферат

Краткое описание

Учитывая необходимость ускоренной масштабной реорганизации системы здравоохранения, модернизационный прорыв Казахстана должен быть системным и направленным на устранение политического, технологического, интеллектуального, инфраструктурного отставания отечественной системы здравоохранения и обеспечение его конкурентноспособности.

Содержание

Введение.....................................................................................3
1. Планирование и финансирование здравоохранения..........4
2. Основные принципы и задачи государственной политики в области здравоохранения.......................................................9
3. Система здравоохранения Казахстана представлена государственным и негосударственным секторами.............11
Заключение...............................................................................19
Список литературы..................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

рефера сэп.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

      Текущее планирование проводится в большинстве случаев на период до 1 года и используется при разработке планов и программ региональной и муниципальной систем здравоохранения или отдельных медицинских учреждений.

      При планировании здравоохранения используются следующие методы: 
- аналитический метод, позволяющий оценить исходный и достигнутый уровни при составлении плана и анализе его выполнения; 
- балансовый метод, обеспечивающий пропорции в разрабатываемых планах и позволяющий своевременно вскрыть намечающиеся диспропорции во время их реализации; 
- в здравоохранении широко используется нормативный метод, применяемый для обеспечения пропорциональности развития отрасли; 
- экономико-математический метод позволяет обосновать оптимальные варианты плана;

- метод  линейного программирования дает  возможность оптимального размещения  объектов здравоохранения с учетом местных особенностей;

- бюджетный  метод широко используется для изучения трудовых затрат медицинского персонала и бюджета времени населения для получения медицинской помощи;

- вышеперечисленные  методы практически в полном  объеме используются в экспериментальном  методе, любое нововведение обязательно  испытывается и оценивается в эксперименте.

      При планировании здравоохранения, особенно на муниципальном и региональном уровнях, до настоящего времени не потерял  своей актуальности так называемый нормативный метод планирования, основанный на использовании соответствующих норм и нормативов.

      Под нормами понимаются научно обоснованные количественные показатели лечебно-профилактической помощи, а также регламентируемые показатели деятельности медицинских  учреждений, нагрузки медперсонала.

      К ним относятся:

- нормы  обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя); 
- нормы нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (в амбулаторно-поликлинических учреждениях — число больных на 1 час амбулаторного приема, функция врачебной должности; в стационарах — число больных на 1 врачебную должность); 
- определение потребности в койках исходя из уровня госпитализации; 
- норматив обеспеченности средствами малой механизации для всех учреждений здравоохранения и социальной защиты; 
- норматив оснащенности оборудованием, инструментами, медицинскими изделиями, предметами ухода за больными по видам учреждений; 
- норматив обеспеченности санитарным транспортом по видам учреждений; 
- нормы потребности в медикаментах и перевязочных средствах;

- нормативы  — расчетные показатели:

- нормативы  организации лечебно-профилактического  обслуживания по участкам (численность  населения на участке взрослых, детей);

- нормативы  среднегодовой занятости койки в стационаре;

- штатные  нормативы медицинского персонала  в различных медицинских учреждениях.

Основными элементами планирования лечебно-профилактической помощи являются планирование:

а) амбулаторно-поликлинической помощи,

б) стационарной медицинской помощи,

в) скорой медицинской помощи,

г) деятельности лечебно-диагностических служб.  

      2. Основные принципы и задачи  государственной политики в области  здравоохранения.   

      Законодательство  Республики Казахстан о здравоохранении  основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      Если международным  договором, ратифицированным Республикой  Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. 

      Основные  принципы государственной политики в области здравоохранения:

      1) отнесение здоровья населения  к факторам обеспечения национальной  безопасности;

      2) соблюдение прав граждан в  области охраны здоровья и обеспечение их государственными гарантиями;

      3) доступность медицинской помощи  населению независимо от социального  и имущественного положения; 

      4) обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия населения; 

      5) государственное регулирование и государственный контроль в области охраны здоровья граждан на протяжении всей жизни;

      6) социальная справедливость и  равенство граждан в получении  медицинской помощи;

      7) отзывчивость системы здравоохранения  на потребности граждан в области  охраны здоровья;

      8) ответственность государственных  органов за создание условий,  обеспечивающих сохранение и  укрепление здоровья граждан.

      2. Основные задачи государственной  политики в области здравоохранения: 

      1) обеспечение граждан Республики  Казахстан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи;

      2) обеспечение эффективности, безопасности  и качества лекарственных средств;

      3) обеспечение развития отечественной  медицинской и фармацевтической  промышленности;

      4) обеспечение непрерывности и  преемственности медицинского и фармацевтического образования с использованием современных технологий обучения;

      5) установление нормативов финансирования  при формировании республиканского  и местных бюджетов в области  здравоохранения; 

      6) преемственность действий медицинских организаций при оказании медицинской помощи;

      7) установление стандартов в области  здравоохранения; 

      8) государственная поддержка научно-исследовательской  деятельности, информационных и  коммуникационных систем в области  здравоохранения; 

      9) оказание медицинской помощи в соответствии с современными достижениями медицинской науки и техники, новыми технологиями лечения;

      10) организация и проведение мер  по охране здоровья граждан  социально уязвимых слоев населения,  в том числе матерей, детей,  инвалидов и пенсионеров;

      11) предоставление статистической  и иной информации о состоянии  здоровья населения и факторах  среды обитания;

      12) осуществление государственного  контроля за качеством и полнотой  оказываемых медицинских услуг,  а также соблюдением иных требований законодательства Республики Казахстан о здравоохранении;

      13) развитие международного сотрудничества  в области охраны здоровья  граждан. 

      Система здравоохранения   

      1. Система здравоохранения в Республике  Казахстан состоит из государственного  и негосударственного секторов здравоохранения.

      2. Государственный сектор здравоохранения  состоит из государственных органов  в области здравоохранения, организаций  здравоохранения, научных организаций  и организаций образования в  области здравоохранения, основанных  на праве государственной собственности.

      Негосударственный сектор здравоохранения состоит  из организаций здравоохранения, научных  организаций, организаций образования  в области здравоохранения, основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

      3. Государственное регулирование  и государственный контроль за  деятельностью системы здравоохранения  осуществляет уполномоченный орган  в области здравоохранения. 

      3. Система здравоохранения Казахстана представлена государственным и негосударственным секторами.  

      Государственный сектор здравоохранения состоит  из государственных органов в  области здравоохранения, организаций  здравоохранения, основанных на праве  государственной собственности. На 1 января 2007 года в Республике Казахстан функционировало 1775 государственных организаций здравоохранения, в т.ч. государственных казенных предприятий – 931 (54,4%), государственных учреждений – 821 (46,2%), государственных предприятий на праве хозяйственного ведения  – 21 (1,2%), акционерных обществ  – 1 (0,05%), товариществ с ограниченной ответственностью – 1 (0,05%). Государственное предприятие (как казенное, так и основанное на праве хозяйственного ведения) является коммерческой организацией и создается по решению Правительства или Национального Банка Республики Казахстан, местного исполнительного органа. Финансирование организаций здравоохранения, оказывающих ГОБМП, осуществляется: для государственных медицинских учреждений – по индивидуальному плану финансирования; для организаций здравоохранения, за исключением государственных учреждений, – на договорной основе с администраторами бюджетных программ.

      В системе здравоохранения Казахстана представлен сектор платных медицинских  услуг населению,  что обоснованно и естественно вписывается в рыночные реалии современного общества. Платные медицинские услуги регламентированы законодательством, а условия и порядок оказания – постановлениями Правительства. Оказание платных услуг государственными организациями здравоохранения осуществляется в следующих случаях:  оказание медицинской помощи сверх ГОБМП; оказание диагностических и лечебных услуг по инициативе пациентов; лечение лекарственными средствами, не включенными в список основных (жизненно-важных) лекарственных средств; санаторное лечение без соответствующего направления; медико-генетические исследования без медицинских показаний; медицинское обследование граждан для поступления на работу и учебу; оказание медицинской помощи по договору с предприятием, в том числе по добровольному медицинскому страхованию; предоставление дополнительных сервисных услуг сверх медицинских стандартов, устанавливаемых уполномоченным органом в области здравоохранения.

      Негосударственный сектор здравоохранения состоит  из организаций здравоохранения, основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. Учитывая особую роль объектов здравоохранения, призванных выполнять функции обеспечения важнейших социальных гарантий и прав граждан на охрану здоровья, в Казахстане изначально принят постепенный и ограниченный подход к приватизации и развитию частного сектора, по индивидуальным проектам. Негосударственный сектор здравоохранения в 2008 г. представлен частными 1047 амбулаторно-поликлиническими и 139 больничными организациями (27,5 и 13,3% от их общего числа соответственно), а также 100%-но частными стоматологической службой и фармделом (продавцы и производители фармацевтической продукции). Более 1/3 частных юридических лиц оказывают многопрофильные услуги, остальные заняты акушерско-гинекологической, терапевтической, психотерапевтической и наркологической, офтальмологической, хирургической, неврологической  деятельностью, а также народной медициной и целительством. Перечень заболеваний, лечение которых запрещается в негосударственном секторе здравоохранения, определяется уполномоченным органом.

      Размещение  ГОБМП осуществляется проведением  тендеров на выполнение работ и услуг  ежегодно. Изначально задуманный открытый конкурсный отбор претендентов на госзакупки работ и услуг должен был стать  преградой финансовым и другим нарушениям, наносящим ущерб государственным интересам, но со временем проводимые тендеры перестали удовлетворять возросшим требованиям государства к расходованию бюджетных средств, качеству и срокам выполнения работ и услуг. Все чаще стали всплывать факты преднамеренного финансового обмана государства. С 2010 г. введена электронная система закупочных процедур.

      Серьезной проблемой остается вопрос обеспечения  сферы здравоохранения квалифицированными кадрами. Сегодня в отрасли трудятся около 59 тысяч врачей, что составляет 37,4 должности на 10 тыс. населения.  Несмотря на ежегодное увеличение выпуска врачебных кадров более чем на 9,5% за счет роста приема в медицинские ВУЗы по бюджетным грантам, в отрасли сохраняется дефицит кадров, особенно в сельской местности. Показатель обеспеченности врачебными кадрами сельского населения (13,0 на 10 тыс.) в 4,5 раза меньше, чем в городе (58,8 на 10 тыс.). Неравномерность в распределении врачебных кадров по регионам Казахстана характеризуется как крайне высокая и составляет от 20 до 45,7 на 10 тыс. населения административных областей и 73,1 (г. Астана) и 75,3 (г. Алматы). Наблюдается тенденция «старения» кадров, доля молодых специалистов в отрасли составляет не более 4% от общего числа врачебных кадров. Налицо низкая привлекательность профессии и отсутствие мотивационных механизмов  трудоустройства и закрепления выпускников ВУЗов. По данным управлений здравоохранения областей, городов Астана и Алматы, общая потребность во врачебных кадрах составляет 4,6 тыс., из которых 1,9 тыс. – для сельской местности.

Информация о работе Планирование развития здравоохранения в РК