Планирование учебного процесса по курсу информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью нашего исследования является недостаточно разработанная проблема управления, важнейшей составляющей которого является планирование. Важно выйти на новый уровень управления процессом планирования с использованием новых информационных технологий образования.
Процесс организации системы образования требует в первую очередь совершенствования сложившейся системы планирования учебной деятельности на всех её уровнях, создания организационной, психологической, дидактической и методической поддержки этого процесса.

Содержание

Введение.

1.Планирование учебного процесса по курсу информатики.

1.1 Методические особенности изучения темы.

1.2 Подготовка учителя к работе над темой.

1.3 Подготовка учителя к уроку.

2. Планирование учебного процесса в МОУ Никитовской средней общеобразовательной школе им. А.С.Макаренко

Красногвардейского района Белгородской области.
Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные системы в экономике.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)
  1.  
    Ознакомление с основами информатики как науки, ее основными понятиями.
  2.  
    Формирование в сознании учащихся естественно-научной картины окружающего нас мира.
  3.  
    Овладение (или ознакомление) основными методами естественно-научного исследования.
  4.  
    Политехническое образование.
  5.  
    Создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана вуза.
  6.  
    Создание теоретической и психологической базы для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации производства.

 
Воспитательные  цели обучения информатике. 

  1.  
    Формирование диалектико - материалистического мировоззрения.
  2.  
    Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
  3.  
    Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

 
Воспитательные цели не являются обособленными, поскольку процесс обучения и  воспитания человека един. Он лишь решается специфически в каждом учебном предмете на его материале и его методами. 
 
Развивающие цели обучения информатике. 

  1.  
    Развитие логического мышления учащихся, умения пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по аналогии.
  2.  
    Формирование понимания структуры информатики как науки.
  3.  
    Формирование знаний о моделях.
  4.  
    Развитие умений решать задачи, пользуясь известными теоретическими положениями , математическим аппаратом, графическими средствами, справочной литературой, вычислительной техникой и т.п. 
  5.  
    Развитие умений экспериментировать, включая знание устройств и принципа действия ЭВМ, пользоваться ими, обрабатывать результаты измерений и определять погрешности измерений, делать выводы на основе полученных экспериментальных данных.
  6.  
    Развитие простейших технических умений.

 
Развивающие цели включают в себя как  общеучебные, так и специальные знания и умения для курса информатики. Рассмотренные выше общие цели обучения служат тем фундаментом, на основе которого строится весь процесс обучения информатике. Эти цели в определенной мере могут служить и отборочным фактором, позволяющим оценить значимость того или иного учебного материала, спланировать уровень обученности учащихся (т.е. определить объем формируемых знаний и умений),установить преимущественный характер формирования стиля мышления(эмпирического или аналитического),выбрать оптимальные сочетания методов, приемов, способствующих достижению конечных целей обучения информатике. Педагогическое руководство должно заключаться в четком определении задач мыслительной деятельности, постановке проблемных заданий или эвристических вопросов, создании проблемных ситуаций, вооружении учащихся соответствующими приемами мыслительных операций. При таком подходе и будет реализовываться развивающая функция обучения планируемая заранее. 
^ Глава 2. Планирование учебного процесса в МОУ Никитовской средней общеобразовательной школе им. А.С.Макаренко 
 
Красногвардейского района Белгородской области. 
 
В период с 1 октября по 1 ноября 2009 года я проходила педагогическую практику в МОУ СОШ имени А.С. Макаренко с.Никитовка Красногвардейского района, Белгородской области. В школе имеется один компьютерный класс на 7 рабочих мест ( Intel® Celeron®, 2.5 ГГц, 256 Мб , 80 Гб, 01.05.2006 г.) и 1 место преподавателя (Intel® PENTIUM® 4, 3 ГГц, 500 Мб, 80 Гб, 01.05.2006г.), объединенный в локальную сеть, есть сканер Genius - 1200XE,05.09.07г.; спутниковая антенна – Crosna, 01.01.03г.; блок.интернет - ПОРТАЛ 204В 11.09.07г.; интерактивная доска - 11.09.07г.; проектор – Optoma 11.09.07г.;проектор – Panasonic 15.06.06г… Имеется выход в Internet. На персональных компьютерах установлена ОС Windows XP Professional. Программное обеспечение компьютерного класса: 

  1.  
    Microsoft Office 2003
  2.  
    Microsoft Eхcel
  3.  
    Visual Basic 5.0 
  4.  
    Photo Impression 4
  5.  
    Win RAR, Win Zip
  6.  
    Teach pro ОБЖ 10 класс
  7.  
    HTML Compiler Pro and Pro + 2.12

 
Информатика преподаётся в 2 – 11 классах. Количество часов в 10 классе всего: 35 ч.; в неделю – 1 ч. 
 
количество часов по четвертям: 1 четверть - 9 ч., 2 четверть – 7 ч.,  
 
3 четверть - 10 ч., 4 четверть - 8 ч. 
 
количество практических работ - 24 
 
количество контрольных работ – 3 
 
Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. 
 
Учитель информатики, Цыбуля Сергей Николаевич, при разработке планирования учебного материала по информатике опирался на методические требования к планированию учебного процесса по информатике: 

  1.  
    Планируемый учебный материал должен полностью соответствовать содержанию действующей программе по информатике. 
  2.  
    Планирование учебного материала должно исходить из общих целей образования, воспитания, реализуемых через учебно-воспитательные задачи отдельного занятия, темы, раздела и курса информатики в целом.
  3.  
    Обучение информатике должно вооружить учащихся знаниями, необходимыми для работы по избранной специальности и дальнейшего продолжения образования и формирования диалектико-материалистического мировоззрения.
  4.  
    При определении воспитательных целей необходимо:

 
а)показывать роль отечественных и зарубежных ученых в развитии информатики и техники 
 
б)знакомить с ролью информатики в создании материально-технической базы народного хозяйства 
 
в)раскрывать основные достижения и перспективы науки и техники  
 
г)развивать трудовые навыки и воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда. 

  1.  
    Устанавливать и планировать, какие основные знания, умения и навыки должны приобрести на данном занятии учащиеся.
  2.  
    В соответствии с идеей оптимизации учебно-воспитательного процесса четко определить объем предъявляемой учебной информации в каждой учебной группе исходя из уровня ее обученности, познавательных возможностей и других факторов. Иначе говоря, уровень изложения нового материала, его объем и доступность должны соответствовать возрастным возможностям учащихся, их умственному развитию. 
  3.  
    Учитывать внутрипредметные и межпредметные связи. Выполнение этого требования позволит достаточно убедительно проводить мотивацию познавательной деятельности учащихся и осуществить принцип системности знаний по курсу информатики. 
  4.  
    Учитывать прикладную направленность учебного материала. Реализация требования прикладной направленности курса информатики тесно связана с осуществлением принципа политехнизма, который находит свое отражение при изучении соответствующих предметов общетехнического и специального циклов.
  5.  
    При построении очередного занятия следует намечать, а при проведении занятия применять различные методы и приемы обучения, с помощью которых можно разнообразить познавательную деятельность учащихся, прививать им интерес к изучению информатики и любовь к избранной специальности.
  6.  
    Каждое занятие по информатике должно завершаться выдачей домашнего задания, выполнение которого зависит от многих факторов: степени трудности учебного материала, уровня подготовленности учащихся, их интереса к учебному предмету и других, но в любом случае при его планировании преподаватель должен исходить из общей загруженности учащихся при обучении по данной специальности. Учащиеся 10 «А» обучаются по учебнику Угриновича Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 

 
Основное содержание курса информатики 10 класс. 
Введение. Информация и информационные процессы. 
 
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. Вероятностный подход к измерению информации. Алфавитный подход к измерению информации. 
 
Информационные технологии. 
 
Кодирование текстовой информации. Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации. Растровая графика.  
 
Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.  
 
Коммуникационные технологии. 
 
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта.  
 
Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. 
Тематическое планирование 10 класс. 
 

 
 
№ 
 
п/п.

 

Раздел

 
 
Кол-во 
 
часов

 
Введение. Информация и информационные процессы 

 
4

 
Информационные технологии

 
16

 
Коммуникационные технологии

 
12

 
Повторение

 
3

 
ИТОГО

 
35


 
 
Знания и умения, которые должны получить учащиеся 10-х классов. 
 
Должны знать: 

  •  
    требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере; 
  •  
    способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  •  
    функции языка как способа представления информации;
  •  
    принципы кодирования информации;
  •  
    о существовании различных форматов текстовых файлов и кодировок русских букв;
  •  
    особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
  •  
    основные единицы измерения количества информации;
  •  
    общую функциональную схему компьютера;
  •  
    назначение и основные характеристики устройств компьютера;
  •  
    состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  •  
    основные возможности текстовых редакторов;
  •  
    основные возможности графических редакторов;
  •  
    свойства алгоритмов;
  •  
    основные алгоритмические конструкции;

 
Должны уметь: 

  •  
    организовать рабочее место;
  •  
    приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  •  
    представлять высказывания, используя логические операции;
  •  
    объяснять принципы кодирования информации;
  •  
    решать задачи на определение количества информации;
  •  
    работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  •  
    работать с носителями информации;
  •  
    вводить и выводить данные;
  •  
    перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  •  
    записывать в учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи;
  •  
    применять текстовый редактор для набо</span

Информация о работе Планирование учебного процесса по курсу информатики