Платежный баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 02:06, контрольная работа

Краткое описание

Международные расчеты представляют собой важный элемент международных валютных отношений. Статистические показатели, сведенные в балансы международных расчетов, характеризуют связь национальной экономики с системой мирового хозяйства в различных аспектах. В период свободной конкуренции интерес к проблеме учета международных экономических операций и их надлежащего отражения в платежном балансе был обусловлен главным образом стремлением отдельных государств, предотвратить отлив золота в периоды экономических и кредитных кризисов.
Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов.

Содержание

Введение
1. Понятие платежного баланса………………………………......2
2. Структура платежного баланса………………...4
3. Факторы влияющие на платежный баланс……………………………………………..
4. Платежный баланс как объект государственного регулирования.
5. Платежный баланс Республики Беларусь………..38
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Платежный баланс.docx

— 44.06 Кб (Скачать файл)

4. Милитаризация экономики и военные расходы. Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений, в частности в экспортные отрасли. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том числе многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов), сверх нормальных потребностей мирного времени.

5.Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление не равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств    для    покрытия    его   пассивного    сальдо.    В   итоге   финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это   усиливает   валютные   и   кредитные   риски,   в   первую   очередь риск

неплатежеспособности заемщика.

Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что он увеличивает его пассив, но служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный период. Однако приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала.

6. Изменения в международной торговле. НТР, рост интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами.

В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми странами (70% мировой торговли ; cтран ЕС- 38%) при сокращении удельного веса развивающихся в их внешней торговле. Взаимная торговля промышленно развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС-58%),а торговля между развивающимися  странами  составляет лишь 1/4  их  экспорта. Это обостряет

конкуренцию на мировом рынке.

7. Влияние валютно-финансовых  факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт , а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях . Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив: задерживают получение вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны.

8. Отрицательное  влияние инфляции на платежный  баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.

Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс.                          

 

5. Платежный баланс как  объект государственного регулирования.

 

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых ,платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует   слабо.    Поэтому    выравнивание   платежного   баланса   требует

целенаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1) государственная собственность, в том числе официальные золото - валютные резервы;

2) возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого  через государственный бюджет;

3) непосредственное участие  государства в международных  экономических отношениях как  экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

4) регламентация  внешнеэкономических  операций с помощью нормативных 

актов и органов государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических,  в  том  числе  валютных,  финансовых,   денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

                                  1. Платежный баланс Республики Беларусь

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса Республики Беларусь относится к основным функциям Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк). Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в Руководстве по платежному балансу и международной инвестиционной позиции, других изданиях МВФ методологического характера.

В платежном балансе фиксируются все операции между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств.

Хозяйственная единица (юридические лица и домашние хозяйства) считается резидентом Республики Беларусь, если, располагаясь на экономической территории страны, она имеет центр экономического интереса, ведет и намеревается продолжать хозяйственную деятельность или экономические операции в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного (более одного года) времени.

К экономической территории Республики Беларусь относится географическая территория страны, которая находится под юрисдикцией Правительства и в пределах которой могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Экономическая территория страны включает воздушное пространство, территориальные анклавы в других странах (четко отмеченные земельные участки, которые находятся в других странах и принадлежат или арендуются Правительством Республики Беларусь в дипломатических, военных, научных или других целях, свободные зоны и таможенные склады и организации, эксплуатация которых осуществляется под контролем таможенных органов). Экономическая территория Республики Беларусь не включает анклавов иностранных правительств и международных организаций, которые расположены в пределах географической территории Республики Беларусь.

Операции платежного баланса представляют собой результат внешнеэкономических операций, совершаемых между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами. В платежном балансе регистрируются изменения в объеме активов и обязательств, которые произошли в результате осуществления операций. К операциям платежного баланса относятся операции, как сопровождаемые фактическими платежами, так и не предполагающие денежных платежей.

Счет текущих операций охватывает любые внешнеэкономические операции с экономическими ценностями (за исключением операций с финансовыми активами). К основным классификационным разделам данного счета относятся товары, услуги, доходы, текущие трансферты.

Счет операций с капиталом и финансовых операций охватывает любые внешнеэкономические операции с капитальными трансфертами и финансовыми активами и обязательствами и состоит из двух счетов – счета операций с капиталом и финансового счета. Счет операций с капиталом состоит из капитальных трансфертов и приобретения (продажи) непроизведенных нефинансовых активов. Компоненты финансового счета классифицируются согласно типу инвестиций или выполняемой ими функциональной роли. Это прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы.

Основным концептуальным принципом построения платежного баланса является принцип двойной записи, при котором каждая отражаемая в учете операция представляется двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение, но с противоположными знаками (по кредиту и дебету). В результате применения принципа двойной записи разница между суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю. В том случае, когда происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того чтобы отразить такую операцию в счетах дважды, в платежный баланс вводится особая статья «Трансферты».

По кредиту регистрируются экспорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по уменьшению иностранных (внешних) активов и увеличению обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций).

По дебету регистрируются импорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по увеличению иностранных (внешних) активов и снижению обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций).

При оценке операций платежного баланса должны использоваться фактические рыночные цены.

Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления. Регистрация операций осуществляется в тот момент, когда экономическая стоимость создается, преобразуется, обменивается, передается или ликвидируется. Возникновение финансовых требований и обязательств связано с переходом права собственности на какие- либо ресурсы от одного участника внешнеэкономической операции к другому. Такой переход может быть оформлен юридически, а может предполагать фактическую передачу ресурсов или установление контроля над этими ресурсами другой стороной. Если переход права собственности неочевиден, считается, что он происходит в тот момент, когда оба участника операции делают соответствующие записи в своих бухгалтерских книгах или счетах.

Платежный баланс для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США (далее – доллары). Для разработки Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов платежный баланс рассчитывается также в белорусских рублях.

При оценке операций платежного баланса используется информация из разных источников, поступающая в разные сроки. Это может приводить к неравенству стоимостных оценок операций по дебету и кредиту. Для устранения данного несоответствия вводится статья платежного баланса «Статистические расхождения», которая равна сальдо между суммами всех кредитовых и дебетовых записей с обратным знаком.

Операции платежного баланса отражаются по следующим секторам экономики: банка, а также любые другие операции, обычно относимые к ведению центрального банка, но проводимые другими государственными учреждениями или коммерческими банками; сектор органов государственного управления включает все республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь, а также дипломатические и иные официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь; банковский сектор включает банки Республики Беларусь и небанковские кредитно- финансовые организации; другие секторы включают физические лица, юридические лица (их структурные подразделения), не указанные в других подпунктах настоящего пункта.

В аналитическом представлении платежного баланса определяется его общее сальдо, равное сложившемуся изменению официальных международных резервных активов страны.

Аналитическое представление получается из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с изменением официальных резервных активов Республики Беларусь.

     Информационное обеспечение платежного баланса Республики Беларусь.

Основными источниками информации, используемыми при разработке платежного баланса, являются:

  • система отчетности организаций–резидентов о внешнеэкономических операциях;
  • банковская система отчетности о внешнеэкономической деятельности;
  • другие официальные источники информации Республики Беларусь;
  • информация Центрального банка Российской Федерации.

Система отчетности организаций–резидентов (кроме банков) используется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь при сборе информации по экспортно–импортным операциям и информации о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны.

Система банковской отчетности охватывает два типа респондентов: банки Республики Беларусь, которые отчитываются как о внешнеэкономических операциях своих клиентов–резидентов Республики Беларусь, так и о своих собственных внешнеэкономических операциях; организации–резиденты Республики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны.

Информация о работе Платежный баланс