Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:44, курсовая работа
Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом. Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций появляются в Англии в конце XIV в. и связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золота, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов внешней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций.
Введение
1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ И СТРУКТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
1.1 Понятие платежного баланса
1.2 Структура платёжного баланса
1.3 Виды представления и сальдо платёжного баланса
1.4 Статьи платёжного баланса
1.5 Концепции и модели регулирования платежного баланса
2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ЕГО СТРУКТУРА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Мировой кризис и внешняя торговля Республики Беларусь
3.2 Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь
3.3 Валообразующие предприятия Республики Беларусь и проблемы их роста
Заключение
Список использованных источников
Рисунок 2.8 Динамика и структура валового привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь (обязательства) за 2006–2010 годы
Наибольшие валовые объемы иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций за 2010 год поступили из Российской Федерации, Швейцарии, Кипра, Германии. В том числе резиденты Российской Федерации инвестировали в экономику Республики Беларусь капитала в форме прямых инвестиций в размере 1 420,1 млн. долларов (57,9 % всего валового объема), что во многом обусловлено поступлением средств от продажи акций ОАО «Белтрансгаз» в размере 625 млн. долларов и вложениями российских инвесторов в уставные фонды белорусских банков в эквиваленте 460,9 млн. долларов. В уставные фонды белорусских банков также привлечен капитал из Ирана, Кипра, Ливана, Казахстана, Германии и ряда других стран.
Операции с прочими активами и обязательствами обеспечили положительное сальдо по данному разделу в размере 1 009 млн. долларов ( за 2009 год зафиксировано отрицательное сальдо в размере 123,8 млн. долларов).
Активы резидентов Республики Беларусь, не отнесенные к другим категориям, увеличились на 33,8 млн. долларов, в том числе банков – на 111,5 млн. долларов. Просроченная задолженность нефинансовых организаций по прочим операциям выросла на 23,5 млн. долларов. Прочие активы органов государственного управления уменьшились за отчетный период на 101,2 млн. долларов.
Обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами по прочим операциям увеличились на 1 042,8 млн. долларов. Значительный их рост обусловлен увеличением обязательств органов денежно-кредитного регулирования на 577,4 млн. долларов за счет общего и специального распределений специальных прав заимствования (SDR), осуществленных МВФ в третьем квартале 2010 года в целях пополнения резервных активов и поддержания ликвидности стран – членов МВФ. Кроме того, обязательства банков по прочим операциям увеличились на 421,6 млн. долларов (за 2009 год отмечено их снижение на 21,3 млн. долларов). Прочие обязательства нефинансовых организаций в виде просроченной задолженности выросли на 44,1 млн. долларов, что в 2,8 раза меньше по сравнению с аналогичным показателем 2009 года.
Международные резервные активы Республики Беларусь за 2010 год увеличились на 2 442,9 млн. долларов (без учета изменений в результате переоценки и прочих изменений, учитываемых в международной инвестиционной позиции).
Достигнутый уровень международных резервных активов на 1 января 2011 г. в размере 5 652,5 млн. долларов сопоставим со стоимостью импорта товаров и услуг за 2,3 месяца (на 1 января 2010 г. – за 0,9 месяца).
Изменение иностранных активов и обязательств по секторам экономики. За 2010 год обязательства резидентов Республики Беларусь перед внешним миром увеличились на 8 710,7 млн. долларов, иностранные активы – на 2 993,3 млн. долларов. Чистый приток капитала в страну составил 5 717,4 млн. долларов и был обеспечен внешнеэкономическими операциями всех секторов экономики.
Сальдо чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования сложилось положительным в размере 1 197,9 млн. долларов (21 % в общем объеме чистого поступления иностранных заимствований), что на 45 % больше, чем за 2009 год. В 2010 году отмечен значительный рост внешних обязательств (на 3 413,1 млн. долларов), который объясняется привлечением кредита МВФ по программе stand-by в размере 2 837,6 млн. долларов, а также принятием обязательств перед МВФ, связанных с распределением специальных прав заимствования (SDR) в размере 577,4 млн. долларов. Иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования (с учетом резервных) увеличились на 2 215,2 млн. долларов.
Рисунок 2.9 Динамика международных резервных активов Республики Беларусь за 2006–2010 годы
Сальдо чистых иностранных активов органов государственного управления сформировалось положительным в размере 1 427,5 млн. долларов (25 % общего чистого поступления). Приток капитала в страну обусловлен ростом внешнего долга органов государственного управления на 1 326,4 млн. долларов и сокращением иностранных активов на 101,1 млн. долларов. Рост внешних обязательств обеспечен главным образом привлечением Правительством Республики Беларусь новых финансовых ресурсов в форме кредитов от иностранных инвесторов.
Сальдо иностранных активов и обязательств банков сформировалось положительным в размере 854,1 млн. долларов (14,9 % общего чистого притока), что обеспечено прежде всего ростом внешних финансовых обязательств на 1 023,2 млн. долларов. Иностранные активы банков выросли за 2010 год на 169,1 млн. долларов. Сальдо изменения чистых иностранных активов других секторов (сектор нефинансовых организаций и домашних хозяйств) сложилось положительным в размере 2 237,9 млн. долларов (39,1 % общего чистого притока) и было обеспечено увеличением иностранных обязательств на 2 948 млн. долларов. Рост обязательств обусловлен привлечением прямых иностранных инвестиций, иностранных кредитов и займов, а также увеличением задолженности по коммерческим (торговым) кредитам. Иностранные активы увеличились на 710,1 млн. долларов, что обусловлено, главным образом, ростом задолженности нерезидентов по внешнеторговым операциям.
Статистические расхождения между кредитовыми и дебетовыми проводками платежного баланса за 2010 год сложились положительными в размере 533,2 млн. долларов, или 0,6 % суммы всех операций платежного баланса. [18]
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Мировой кризис и внешняя торговля Республики Беларусь
Современный мировой финансовый кризис, переросший в экономический, отличается от предыдущих своей нестандартностью и не укладывается в рамки ни одной из существующих экономических теорий. Мнения экспертов по поводу его развития, момента окончания и даже причин расходятся и часто диаметрально противоположны. Высказывания экспертов неоднозначны, каждый делает прогнозы исходя из своего опыта и личных наблюдений.
Несомненно лишь то, что данный кризис является действительно глобальным. Он в большей или в меньшей степени затронул все страны и регионы мира, показал их взаимозависимость и относительно слабую защищенность от потрясений мирового масштаба.
По оценке МВФ, мировой кризис совокупно обошелся странам мира приблизительно в 10,8 трлн. долл. США. Из этой суммы 9,2 трлн. приходится на развитые страны, 1,6 — на развивающиеся. Качественный состав пакета антикризисных мер приблизительно таков: вливания капитала (1,1 трлн. долл. США), покупка активов (1,9 трлн.), гарантии (4,6 трлн.), предоставление ликвидности (2,5 трлн.).
Что касается Республики
Беларусь, то если мировой финансовый
кризис затронул ее экономику в меньшей
степени (в силу неразвитости финансового
сектора и рынка
По оценкам МВФ, сделанным в апреле текущего года, в 2011 г. ВВП Беларуси увеличится на 2,4%. При этом дефицит текущего счета составит около 10% ВВП, а инфляция сократится до 7,3%. С учетом оценки мировых процессов и темпов послекризисного восстановления экономик стран — основных торговых партнеров Беларуси данные прогнозы для Беларуси представляются близкими к истине.
Вместе с тем директор Белорусского института стратегических исследований Виталий Силицкий считает, что реальная ситуация в стране в 2011 г. может быть как лучше, так и хуже озвученной в прогнозе. По мнению Силицкого, при составлении подобных исследований берется усредненная тенденция в мировой экономике в отдельном регионе и прогнозируется, как это будет в отдельной стране.
Министерство финансов Беларуси ожидает прироста ВВП в 2011 г. на уровне 0%. По оценке Минфина, дефлятор ВВП Беларуси в 2011 г. составит 115,5%. Инфляция в Беларуси составит 13%.
Международное рейтинговое агентство Мооdу's понизило прогноз по рейтингам банковской системы Беларуси со "стабильного" до "негативного". В агентстве отметили, что снижение прогноза связано с ухудшением экономической ситуации в республике на фоне международного финансового кризиса. Изменение прогноза на "негативный" отражает мнение Мооdу's на ситуацию в банковской сфере Беларуси практически на весь 2011 г.
Все страны — основные торговые партнеры Республики Беларусь находятся под сильным влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Их ВВП начнет расти только в 2011 г. (а в странах Балтии и того позже) крайне незначительными темпами, поэтому следует ожидать восстановления уровня предыдущих лет не ранее чем к 2012—2013 гг.
Для Беларуси это означает невозможность быстрого восстановления уровня экспорта в эти страны, во-первых, из-за снижения покупательной способности населения в них, во-вторых, из-за проводимой многими правительствами данных государств политики сокращения государственных расходов и экономии бюджетных средств (особенно это касается Латвии и Литвы).
В данных условиях единственными
путями сохранения экспортного потенциала
Беларуси является повышение
Мировой финансово-экономический кризис заметно сказался на объемах внешней торговли Республики Беларусь. Так, экспорт по результатам 2010 г. упал на 34,7 % по сравнению с 2009 г., импорт — на 27,5 %. В результате сальдо внешней торговли товарами возросло по модулю более чем на 400 млн. долл. США и достигло 7281,4 млн. со знаком "минус". Беларусь потеряла 83 % рынка грузовых автомобилей, продажи тракторов уменьшились на 40 %, а калийных удобрений — на 38 %.
Следует отметить, что если экспорт из стран СНГ и вне СНГ сократился примерно одинаково, на 35 и 34,4% соответственно, то импорт из стран СНГ упал почти на 7% больше, чем из стран вне СНГ (на 29,8 и 23% соответственно).
Приведенные выше данные свидетельствуют не только о влиянии мирового кризиса на экономику Беларуси, в значительной степени зависящую от импорта и также сильно ориентированную на экспорт, но и о том, что зависимость от импорта республики значительно выше, чем потребность в ее экспортных товарах на мировом рынке. Кроме того, еще раз подтверждается тот факт, что экономика Беларуси является малой, то есть страна практически не оказывает влияния на мировые цены. В результате по большинству товарных групп в 2010 г. индекс средних цен экспорта был ниже аналогичного показателя по импорту.
В таблице 3.1 представлены данные об удельном весе регионов в общем объеме экспорта и импорта республики.
Из таблицы 3.1 видно, что в плане общих цифр значительных изменений в региональном разрезе внешней торговли Республики Беларусь не наблюдалось, географическая структура внешнеторговых операций достаточно стабильна. Наиболее значимыми изменениями можно назвать увеличение удельного веса в экспорте Азии на 2,1 процентного пункта (за счет Южной и Центральной Азии), а также уменьшение доли в экспорте Южной Америки на 0,8 процентного пункта. В импорте самым значительным изменением было снижение доли Восточной Европы на 2,2 процентного пункта.
Это говорит о необходимости постранового анализа для выяснения тенденций и причин изменений в структуре внешней торговли Беларуси, а также о целесообразности принятия к учету вместе с географической и товарной структуры торговли страны.
Таблица 3.1 Удельный вес регионов в общем объеме экспорта и импорта, %
Регион
|
Экспорт |
Импорт | ||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Страны СНГ |
44,0 |
43,8 |
65,9 |
63,8 |
Страны вне СНГ |
56,0 |
56,2 |
34,1 |
36,2 |
Европа |
85,9 |
84,5 |
88,1 |
87,6 |
Восточная Европа |
49,2 |
45,6 |
70,2 |
68,0 |
Северная Европа |
15,2 |
15,0 |
3,4 |
4,1 |
Южная Европа |
1,5 |
1,2 |
3,1 |
3,6 |
Западная Европа |
20,1 |
22,8 |
11,4 |
11,9 |
Азия |
8,1 |
10,3 |
7,7 |
7,8 |
Восточная Азия |
2,1 |
1,1 |
5,1 |
5,2 |
Южная и Центральная Азия |
3,5 |
6,1 |
1,0 |
0,9 |
Юго-Восточная Азия |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
Западная Азия |
1,5 |
2,3 |
0,9 |
1,0 |
Африка |
0,9 |
1,2 |
0,2 |
0,3 |
Восточная Африка |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Центральная Африка |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Северная Африка |
0,5 |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
Южная Африка |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Западная Африка |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
Северная и Южная Америка |
5,0 |
3,9 |
2,3 |
2,7 |
Страны Карибского бассейна |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Центральная Америка |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Южная Америка |
4,3 |
3,5 |
0,8 |
0,9 |
Северная Америка |
0,5 |
0,2 |
1,3 |
1,6 |
Океания |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Прочие |
0,0 |
0,0 |
1,6 |
1,6 |