Платежный баланс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы изучить сущность платежного баланса, принципы его составления, структуру, факторы, влияющие на его состояние, а также взгляды основных экономических школ на составление платежного баланса в разные периоды времени.
Задачами курсовой работы являются:
• Раскрыть понятие и показать значение и необходимость регулирования платежного баланса.
• Изучить структуру платёжного баланса России.
• Проанализировать современное состояние платежного баланса РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (10).doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

С ростом уровня благосостояния в развитых странах  резко увеличились масштабы международного туризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства .

Развитие международного производства, научно-техническая революция  и другие факторы интернационализации  хозяйственной жизни стимулировали  торговлю лицензиями, ноу-хау, другими  видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции (аренда оборудования), деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера.

По принятым в мировой статистике правилам в  раздел “услуги” входят выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов и услуг. В платежном балансе выделяются статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом. Они как бы примыкают к операциям услуг.

По методике МВФ принято также показывать особой позицией в платежном балансе  односторонние переводы. В их числе : государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической  помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации;

частные операции- переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Этот вид  операций имеет большое экономическое  значение. Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, так как используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для ФРГ, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса.

Перечисление  операции услуг, движения доходов от инвестиций , сделки военного характера  и односторонние переводы называют “невидимыми” операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок; услуги, доходы от инвестиций, односторонние переводы.

Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные  инвестиции (приобретение и строительство  предприятий за границей) и портфельные  инвестиции ( покупка ценных бумаг  заграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. В результате этих инвестиций развивается международное производство , которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля. В 1992г. Накопленная стоимость прямых пограничных инвестиций всех стран, подсчитанная методом суммирования ежегодных вложений нарастающим итогом, составила около 2 трлн. долларов. Вывоз предпринимательского капитала происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его ведущей роли в интернационализации хозяйственной жизни. Более двух третей стоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются в большей степени, чем с остальным миром.

Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

Долгосрочные  и среднесрочные операции включают государственные и частные займы  и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами. По-иному выглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита. Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками. В последние два десятилетия межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке приобрели большой размах. Если в 60-70-е годы преобладало стихийное перемещение “горячих” денег, что усиливало инфляцию и кризис Бреттонвудской валютной системы, то в 80-е годы основной поток краткосрочных денежных капиталов (ежегодно 100—150 млрд. долларов) направляется в США, привлекаемый сравнительно высокими процентными ставками и курсом доллара (в начале 90-х годов снизился до 70 млрд. долларов).

Заключительные  статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золото - валютных резервов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Платёжный баланс  РФ

2.1 Прогноз платежного  баланса на 2009-2011 года     

Вероятное снижение мировых цен на нефть и продукты ее переработки в 2009 году относительно высоких цен 2008 года отразится на динамике сальдо счета текущих операций. Так, в первом варианте прогноза платежного баланса (при резком снижении среднегодовой цены на нефть до 66 долларов США за баррель) может сформироваться дефицит счета текущих операций в размере 20,3 млрд. долларов США. В условиях меньшего снижения цен на нефть по второму и третьему вариантам прогноза (до 90 - 95 долларов США за баррель) экспорт товаров составит 483,8 и 498,6 млрд. долларов США соответственно. Это, несмотря на наращивание импорта товаров, обеспечит сохранение положительного сальдо торгового баланса и профицита счета текущих операций в объемах 42,6 и 53,1 млрд. долларов США. По четвертому варианту прогноза при повышении мировых цен на основные товары российского экспорта предполагается рост положительного сальдо торгового баланса до 190,1 млрд. долларов США и профицита счета текущих операций до 104,3 млрд. долларов США.     

В 2009 году в первом варианте прогноза экспорт товаров и услуг может сократиться ка 15,5% и составить 463,2 млрд. долларов США. Как следствие -положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами превысит 28,3 млрд. долларов США. В рамках второго и третьего вариантов предполагается, что экспорт товаров и услуг может составить 542,6 - 557,6 млрд. долларов США, а положительное сальдо торговли товарами и услугами - 93,1 - 104,6 млрд. долларов США. В соответствии с четвертым вариантом, основанным на предположении о благоприятной экономической конъюнктуре мировых товарных рынков, экспорт товаров и услуг оценивается в 616,9 млрд. долларов США, а активное сальдо торговли товарами и услугами - в 157,4 млрд. долларов США.    

Дефицит баланса доходов и текущих  трансфертов в 2009 году ожидается в диапазоне 48,6 - 53,1 млрд. долларов США.     

Сальдо  счета операций с капиталом и  финансовыми инструментами (с учетом чистых ошибок и пропусков) в 2009 году ожидается положительным -16,3 млрд. долларов США. Внешние обязательства органов  государственного управления сократятся на 2,5 млрд. долларов США, темпы прироста обязательств банков и прочих секторов снизятся. При этом прогнозируется чистый приток в страну иностранного капитала в частный сектор в объеме около 20 млрд. долларов  США.     

В 2009 году в первом варианте прогноза в условиях существенного  снижения сальдо торгового баланса  и как следствие - возникновения  дисбаланса между спросом и предложением иностранной валюты на внутреннем валютном рынке валютные резервы могут снизиться на 4,0 млрд. долларов США. В трех других вариантах прогноза предусматривается их прирост на 58,9 - i20,6 млрд. долларов США.       

Многовариантный   прогноз  платежного   баланса в среднесрочной перспективе  до 2011 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта "Юралс": в диапазоне 60 - 3 30 долларов США за баррель  в 2010 году и 60-122 доллара США за баррель  в 2011 году .В первом варианте ожидаемое  наращивание импорта товаров при снижении их экспорта до 392,8 млрд. долларов США в 2010 году и до 407,7 млрд. долларов США в 2011 году может привести к возникновению дефицита счета текущих операций в размере 70,7 млрд. долларов США в 2010 году и 99,6 млрд. долларов США в 2011 году, В условиях второго и третьего вариантов прогноза динамика стоимостных объемов ввоза и вывоза позволит свести баланс внешней торговли товарами с профицитом. Однако при падении цены на нефть до 78 долларов США за баррель в 2010 году (второй вариант) и до 88 долларов США за баррель в 2011 году (третий вариант) его величины окажется недостаточно, чтобы компенсировать   отрицательный   баланс   по   другим   текущим   операциям.   В результате по второму варианту дефицит счета текущих операций в 2010 году может составить 24,4 млрд. долларов США, по второму и третьему вариантам в 2011 году - 79,0 и 46,6 млрд. долларов США. Согласно четвертому варианту прогноза, предусматривающему благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру рынка энергоносителей, динамика экспорта будет позитивной, а положительное сальдо счета текущих операций составит 116,7 и 47,5 млрд. долларов США в 2010 и 2011 годах соответственно.      

В 2010 году в рамках первого варианта прогноза объема ввозимого иностранного капитала будет недостаточно для  покрытия отрицательного сальдо счета  текущих операций, что приведет к сокращению валютных резервов на 14,2 млрд. долларов США. В соответствии с остальными вариантами прогноза предполагается их рост на 32,2 - 173,3 млрд. долларов США. В 2011 году в первых двух вариантах прогноза ожидается снижение валютных резервов на 35,3 и 14,7 млрд. долларов США. В соответствии с третьим вариантом приток капитала в российскую экономику не только сбалансирует дефицит счета текущих операций, но и обеспечит прирост валютных резервов на 17,7 млрд. долларов США. При реализации четвертого варианта возможен прирост валютных резервов на 111,8 млрд. долларов США. 
 
 
 
 
 

Оценка  платежного баланса Российской Федерации  за I квартал 2010 года 
(млрд. долл. США) 

 

  I квартал  2010 г. 
(оценка)
Справочно:
I квартал  2009 г. 2009 г. 2008 г.
Счет  текущих операций 33,9 9,7 49,0 103,7
Торговый  баланс 46,0 18,8 111,6 179,7
Экспорт 91,3 57,3 303,4 471,6
сырая нефть 31,9 17,9 100,6 161,1
нефтепродукты 16,4 9,2 48,1 79,9
природный газ 14,4 7,8 42,0 69,1
прочие 28,6 22,4 112,7 161,5
Импорт -45,3 -38,5 -191,8 -291,9
Баланс  услуг -4,3 -3,9 -19,9 -24,3
Экспорт 8,9 8,4 41,7 51,2
Импорт -13,2 -12,2 -61,6 -75,5
Баланс  оплаты труда -2,4 -1,8 -8,7 -14,2
Баланс  инвестиционных доходов -5,2 -3,1 -31,5 -34,8
Доходы  к получению 9,2 8,6 32,4 58,5
Доходы  к выплате -14,4 -11,8 -64,0 -93,2
Федеральные органы управления 0,4 0,5 -0,5 -0,7
Доходы  к получению 0,9 0,8 1,3 1,2
Доходы  к выплате -0,5 -0,4 -1,7 -1,9
Субъекты  Российской Федерации (доходы к выплате) -0,0 -0,0 -0,1 -0,1
Органы  денежно-кредитного регулирования 1,3 2,2 6,9 18,1
Доходы  к получению 1,3 2,2 6,9 18,1
Доходы  к выплате -0,0 -0,0 -0,0 -0,0
Банки -0,5 -1,5 -5,7 -7,0
Доходы  к получению 1,9 2,0 7,4 7,4
Доходы  к выплате -2,4 -3,5 -13,1 -14,4
Прочие  секторы -6,5 -4,3 -32,2 -45,1
Доходы  к получению 5,1 3,6 16,8 31,7
Доходы  к выплате -11,6 -7,9 -49,0 -76,8
Баланс  текущих трансфертов -0,2 -0,3 -2,5 -2,8
Счет  операций с капиталом и финансовыми инструментами -5,4 -32,6 -44,4 -131,3
Счет  операций с капиталом (капитальные  трансферты) 0,0 0,2 -11,6 0,5
Финансовый  счет (кроме резервных активов) -5,5 -32,8 -32,7 -131,8
Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) 8,0 -17,0 6,9 100,5
Федеральные органы управления -1,3 -2,1 2,0 -8,0
Портфельные инвестиции -0,9 -1,7 3,8 -6,5
выпуск 0,0 0,0 0,0 0,0
погашение -1,3 -1,0 -2,7 -4,5
корпусов -0,5 -0,4 -1,0 -2,7
купонов -0,7 -0,6 -1,6 -1,7
реинвестирование доходов 0,4 0,3 1,5 1,6
вторичный рынок 0,0 -1,0 5,0 -3,6
Ссуды и займы -0,4 -0,3 -1,3 -1,5
Просроченная  задолженность 0,0 0,0 -0,6 -0,1
Прочие  обязательства 0,0 -0,0 0,0 0,0
Субъекты  Российской Федерации 0,0 0,0 0,4 -0,1
Органы  денежно-кредитного регулирования -2,3 0,1 11,9 1,4
Банки 1,5 -19,3 -43,3 8,2
Прочие  секторы 10,1 4,3 35,8 99,0
Прямые  инвестиции 8,8 7,8 32,3 65,4
Портфельные инвестиции 1,5 -0,8 2,9 -16,5
Ссуды и займы -0,2 -2,8 0,4 49,4
Прочие  обязательства 0,0 0,0 0,3 0,7
Активы, кроме резервных  ('+' - снижение, '-' - рост) -13,5 -15,7 -39,6 -232,3
Органы  государственного управления -0,9 -1,2 10,3 -2,5
Ссуды и займы 0,0 -0,4 -2,1 -0,8
Просроченная  задолженность -0,9 -0,8 11,2 -1,1
Прочие  активы 0,0 0,0 1,2 -0,6
Органы  денежно-кредитного регулирования 0,0 0,1 0,1 -0,1
Банки -0,7 12,4 11,9 -65,1
Прочие  секторы -11,9 -27,0 -61,9 -164,6
Прямые  и портфельные инвестиции -10,7 -14,4 -47,0 -56,5
Наличная  иностранная валюта 3,4 -7,8 4,0 -25,3
Торговые кредиты и авансы 0,0 2,7 5,6 -8,1
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений 0,0 -2,3 -1,8 0,0
Своевременно  не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в  счет переводов денежных средств  по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами -5,5 -4,6 -26,6 -39,3
Прочие  активы 0,9 -0,7 3,9 -35,4
Чистые  ошибки и пропуски -11,8 -7,6 -1,2 -11,3
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) -16,6 30,5 -3,4 38,9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Заключение

В заключении курсовой работы можно сделать следующие  выводы: 

1. Платежный баланс представляет собой статистический отчет, в  
котором в систематизированном виде представлены данные о  
внешнеэкономических операциях страны в течение определенного периода времени. Основной принцип, лежащий в основе построения платежного баланса - принцип двойной записи.      

Структура платежного баланса предполагает выделение  в его составе двух основных разделов: счет текущих операций, по которому учитываются экономические сделки, охватывающие товары, услуги, получение  дохода и текущие трансферты; и  счет операций с капиталом и финансовых операций, учет по которому охватывает капитальные трансферты, а также  операции с финансовыми требованиями и обязательствами.     

Итоговое  сальдо платежного баланса должно быть нулевым. Наличие положительного или  отрицательного сальдо свидетельствует  об определенных диспропорциях платежного баланса, которые требуют государственного вмешательства с целью достижения его равновесия. Государственное  регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в  том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также  покрытие сложившегося сальдо. К основным методам регулирования платежного баланса относят: валютные, кредитные, финансовые и административные.

    2. Центральный банк подбивает платежный баланс, и пока .счет не в

пользу  России.   Небольшой   плюс   торгового   баланса  -   поступления   от

экспорта пока превышают расчеты за импорт во всех видах - не может

компенсировать  отток капитала по счету капитальных  операций. Надежды на импортозамещение невелики - экономика слишком зависима от импортных товаров почти  по всем сегментам рынка. В результате прогнозы на текущий год неутешительные: хотя сальдо торгового баланса, как ожидает ЦБ, превысит 40 млрд. долл., этого явно не хватит, чтобы компенсировать «недостачу» по счету капитальных операций -- по официальным прогнозам, «отток»    капитала   может    составить    от    70   до    83    млрд.    долларов.     

Информация о работе Платежный баланс России