Плюсы и минусы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:04, реферат

Краткое описание

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….3
1. История ВТО……………………………………………………………4
2. Цели, принципы и функции ВТО …………………….……………….6
3. История проблемы вступления России в ВТО ……………………….8
4. Плюсы и минусы вступления России в ВТО …………………………9
Заключение ……………………………………………………………….11
Библиография …………………………………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.28 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

университет кино и телевидения»

Институт  экономики и управления

 

Кафедра бухгалтерского учета

  

РЕФЕРАТ

по  Основам  внешнеэкономической деятельности

на тему : «Плюсы и минусы вступления России в ВТО».

 

  
 
 

 

Выполнила:

Студентка 045 группы

Кузнецова Ю.И.

Проверила: 

Сухарева  Н.В.

  
 

 

Санкт-Петербург

2011 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение……………………………………………………………..…….3 

1. История ВТО……………………………………………………………4 

2. Цели, принципы и функции ВТО …………………….……………….6 

3. История проблемы  вступления России в ВТО ……………………….8 

4. Плюсы и  минусы вступления России в  ВТО …………………………9 

Заключение ……………………………………………………………….11 

Библиография  …………………………………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Требования  увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры  вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а также Всемирной торговой организации.

ВТО призвана стать главным мировым центром  содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также  разрешения торговых споров Важность изучения системы ВТО и ее использования  для России обусловливается также  большими потенциальными возможностями  в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами.

Введение  новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO. 
 
 
 
 
 
 

1. История ВТО 

Все возрастающая роль мировой торговли заставила  индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления  в отдельных развитых странах  путём прямой защиты внутреннего  рынка высокими таможенными пошлинами  от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации  внешней торговли служит экономическая  теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом  Рикардо.

Идея  создания международной организации, призванной регулировать международную  торговлю, возникла ещё до окончания  Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вудсе были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года. СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс  США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие  годы ГАТТ, хотя и в урезанном  от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту  подписания соглашения в середине сороковых  годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции  из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно  проводились раунды переговоров  между странами-участницами. Так  называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров  в 1994 году в Марракеше было подписано  соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы  достигли согласия о том, что в  рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже  с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после  неудачных попыток создания международной  организации и существования  временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе. 
 
 
 
 
 

2. Цели, принципы и  функции ВТО 

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации  на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации  и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К  настоящему времени проведено 8 раундов  МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит  в дальнейшей либерализация мировой  торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО  являются:

- взаимное  предоставление режима наибольшего  благоприятствования (РНБ) в торговле;

- взаимное  предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного  происхождения;

- регулирование  торговли преимущественно тарифными  методами;

- отказ  от использования количественных  и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение  торговых споров путем консультаций  и переговоров и др.

Важнейшими  функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение  многосторонних торговых переговоров  между заинтересованными странами-членами;

- разрешение  торговых споров;

- мониторинг  национальной торговой политики  стран-членов;

- техническое  содействие развивающимся государствам  в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество  с международными специализированными  организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно  суммировать следующим образом:

   - получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

  -  устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

  -  возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены  ВТО принимают обязательства  по выполнению основных соглашений и  юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система  ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой  торговли товарами и услугами. 
 
 
 
 
 
 

3. История проблемы  вступления России  в ВТО 

Впервые Россия обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ), преобразованному в 1995 году во Всемирную торговую организацию, еще в 1993 году. Официальный переговорный вопрос начался в 1995 году с многостороннего  обсуждения вопроса соответствия торгово-политического  режима России нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией  первоначальных предложений по доступу  на рынок товаров и по уровню поддержки  сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО были переданы проекты важных документов, необходимых для вступления, - Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и  Списка изъятий из режима наибольшего  благоприятствования. С 2000 года переговоры переросли в полномасштабный  процесс, охватывающий все аспекты  присоединения России к ВТО.

В рамках переговоров долго обсуждались  темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного  контроля, квот на поставку продовольственной  продукции, пошлин на древесину, а также  вопрос промышленной сборки автомобилей.

Информация о работе Плюсы и минусы вступления России в ВТО