Подходы к определению границ отраслевого рынка и их характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.
Существует огромное множество разнообразных определений рынка, и связаны они, как правило, с целями исследования

Содержание

1. Подходы к определению границ отраслевого рынка и их характера 3
2. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта:
понятие, сущность, основные стратегии 6
3. Задача 8
Список использованных источников 9

Вложенные файлы: 1 файл

отрасл рынки.docx

— 26.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Подходы к определению границ отраслевого рынка и их характера              3
  2. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта:

понятие, сущность, основные стратегии                                                             6

  1. Задача                                                                                                                      8

Список использованных источников                                                                   9

 

  1. Подходы к определению границ отраслевого рынка и их характера

 

Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.

Существует огромное множество разнообразных определений рынка, и связаны они, как правило, с целями исследования. Но их суть сводится к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Один из важных вопросов в теории отраслевых рынков – вопрос о соотношении рынка и отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий. Отождествление отрасли и рынка неприемлемо, т.к. товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть и совершенно независимыми товарами. Следовательно, согласно теории отраслевой организации рынок представляет собой явление, анализируемое с точки зрения спроса. А отрасль рассматривается с позиции предложения товаров и услуг на рынке.

Очень важно выделить границы рынка и, на первый взгляд, это сделать нетрудно. Определить границы отраслевого рынка, когда он зарождается, до каких пределов расширяется и когда затухает. Но в практической деятельности это сделать достаточно сложно. Определение границ отраслевого рынка непосредственно связано с целью исследования.

Следует выделять несколько типов границ рынка:

– продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении;

– временные границы, позволяющие проводить сравнительный анализ развития рынков во времени;

– локальные границы, ограничивающие рассматриваемые рынки в рамках какой-либо территории.

Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку характерно большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов.

Определение границ рынка имеет огромное значение в работе антимонопольных комитетов многих стран. Рынок включает однородный товар и его заменители до тех пор, пока не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень замещения характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Различные значения перекрестной ценовой эластичности задают разные масштабы рынка.

Есть и другие критерии выделения рынка:

- показатель изменения выручки при изменении цены, основывающийся на принципе показателя прямой ценовой эластичности. Например, цена товара А возросла, каким образом изменилась выручка производителей данного товара? Если выручка выросла (или, соответственно, дополнительная прибыль продавцов положительна), рынок ограничен только товаром А. Если же выручка сократилась (дополнительная прибыль производителей отрицательна, или неположительная), существует близкий заменитель, товар В. Следовательно, неправомерно говорить о рынке товара А, надо искать товар В и проверять снова рынок товара А+В. Динамика выручки и прибыли фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка, основывается на принципе показателя прямой ценовой эластичности, спрос на таком рынке достаточно неэластичен. В этом случае рост цены продавцов приводит к увеличению их выручки;

 - корреляция цен товаров во времени. Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени (5–10 лет) свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами, т.е. составляют один рынок. Этот критерий базируется на концепции перекрестной ценовой эластичности. Если товары А и В служат близкими заменителями, рост цены на товар А приводит к увеличению спроса на товар В и при прочих равных условиях – к повышению цены товара В;

- географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия в ценах, транспортные издержки и др.

Иногда, выявив границы рынка, нужно определить фирмы, производящие товар на этом рынке. Это выполняется с помощью двух показателей – показателя специализации и показателя охвата.

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного производства. Прежде чем приступить к исследованию того или иного отраслевого рынка, следует определиться не только с его границами, но и со стадией развития, степенью замкнутости и уровнем организации.

 

2. Горизонтальная  и вертикальная дифференциация  продукта: понятие, сущность, основные стратегии

 

Дифференцирование – процесс разработки ряда существенных особен-ностей продукта, призванных отличать его от товаров-конкурентов.

Дифференцированный  товар - продукт, который 

  • по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами;

  • подобен, но не идентичен другим продуктам и, следовательно, не является их полным заменителем;

  • покупатели предпочитают приобретать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.

Дифференциация товара может быть связана с двумя обстоятельствами: различием потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы и различием качества товаров, удовлетворяющих одинаковые вкусы. Первый тип дифференциации продукта носит название горизонтальной дифференциации, второй тип - вертикальной дифференциации. В действительности на товарных рынках сосуществуют оба типа дифференциации продукта, однако преобладание того или иного из них показывает различное влияние на развитие конкуренции и положение фирм. Выбором потребителя на этих рынках управляют различные факторы: в условиях горизонтальной дифференциации выбор определяется привер-женностью той или иной марке, в условиях вертикальной дифференциации - уровнем дохода и платежеспособного спроса на товар. Соответственно, конкурентоспособность товаров на рынках горизонтальной дифференциации в наибольшей степени зависит от соответствия предпочтениям потенциальных клиентов, на рынках вертикальной дифференциации - от уровня цены товара. Рост платежеспособного спроса на рынке горизонтально дифференцированного продукта ведет к увеличению разнообразия вкусов и предпочтений, к входу на рынок новых фирм и соответствующему снижению концентрации продавцов. Напротив, снижение платежеспособного спроса приводит к уменьшению числа торговых марок и фирм-продавцов на рынке. Рынок с вертикально дифференцированным продуктом иначе реагирует на изменение платежеспособного спроса: его рост приводит к вытеснению низко-качественных товаров высококачественными, так что концентрация продавцов и их монопольная власть увеличиваются.

Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации организацией усилий в нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счет уникальности в том или ином аспекте. Вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. Дифференциация специфична для каждой отрасли и может касаться разнообразия продукции, ее качества, дополнительных услуг, условий производства. Она обычно связана со значительными затратами, и будет успешной только в том случае, если прибыль их покроет, поэтому предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

Стратегия дифференциации уместна, если может осуществляться многими способами, вкусы и потребности покупателей существенно разли-чаются и не могут быть удовлетворены стандартной продукцией, а сами потребители привязаны к фирме и хорошо воспринимают различия, а продукт может быть использован по-разному. Это позволяет популяризовать торговую марку и установить высокую цену. Но дифференциация все же не безгранична: покупатель может не оценить должным образом предлагаемое новшество, уникальность последнего окажется мнимой, что позволит конкурентам пойти этим же путем.

 

3. Задача

Переменные издержки зависят от выпуска как VС=10Q, где Q – в тыс.шт. При этом постоянные издержки составляют 25 тыс.руб. Предельная выручка монополиста зависит от объема продаж как MR=50-Q

По какой цене монополия продает товар? Определите показатель монопольной власти фирмы.

Решение:

Известно, что VC=10Q; FC=25; MR=50-Q

ТС= VC+ FC=10Q+25

МС=ТС(Q)′=(10Q+25)′=10

MC=MR=10  => 50-Q=10  =>   Q=40

Так как MR=TR(Q)′, то совокупную выручку TR можно найти интегрированием функции MR=50-Q:

∫50−QdQ=−(Q2-100Q)/2

TR=-(1600-4000)/2=1200

TR=P×Q  =>  P=TR/Q=1200/40=30

Для измерения монопольной власти используют коэффициент Лернера:

L=(P-MC)/P  =>   L=(30-10)/30=0,67

 

Ответ: монополия продает товар по цене равной 30 тыс.руб. Показатель монопольной власти фирмы равен 0,67

 

Список использованных источников

 

1. Авдашева С.Б Теория организации отраслевых рынков / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова. М.: Магистр, 2009.– 320 с.

2. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. М.: Высш. шк., 2000.– 240 с.

3. Ивашутин, А. Л. Макроэкономика: учеб. пособ. / А.Л. Ивашутин. Минск: Амалфея, 2008. – 339 с.

4. Куликов Л.М. Основы экономической теории / Л.М.Куликов. М.: Финансы и статистика, 2003.– 400 с

5. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А./ 5-е изд., испр., дополн. и перераб. - Киров: "АСА", 2006. — 832 с. 

6. Шатаева О.В. Экономическая теория. Микроэкономика / О.В.Шатаева и др. М.: Изд. РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2007.– 143 с.

 

 


Информация о работе Подходы к определению границ отраслевого рынка и их характера