Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:59, реферат
При оценке предприятия с позиций доходного подхода, само предприятие рассматривается больше не как имущественный комплекс, а как бизнес, дело, которое может приносить прибыль.
Оценка бизнеса предприятия с применением доходного подхода – это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования предприятия и (возможной) дальнейшей его продажи. Таким образом, оценка с позиции доходного подхода во многом зависит от того, каковы перспективы бизнеса оцениваемого предприятия.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Подходы к оценке стоимости бизнеса…………………………………….5
2.Доходный подход к оценке бизнеса………………………………………….10
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Подходы к оценке стоимости бизнеса…………………………………….5
2.Доходный подход к оценке бизнеса………………………………………….10
При оценке предприятия с позиций доходного подхода, само предприятие рассматривается больше не как имущественный комплекс, а как бизнес, дело, которое может приносить прибыль.
Оценка бизнеса предприятия с применением доходного подхода – это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования предприятия и (возможной) дальнейшей его продажи. Таким образом, оценка с позиции доходного подхода во многом зависит от того, каковы перспективы бизнеса оцениваемого предприятия.
При определении рыночной стоимости бизнеса предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем, при этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы, и с каким риском это сопряжено.
Наибольшую сложность при оценке бизнеса предприятия с позиции доходного подхода (и, соответственно, ограничение его использования) представляет процесс прогнозирования доходов. Кроме того, иногда довольно сложно адекватно определить ставки дисконтирования (капитализации) будущих доходов конкретного предприятия.
Преимущество доходного подхода при оценке бизнеса предприятия состоит в учете перспектив и будущих условий деятельности предприятия (условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, условий рынка, на котором функционирует предприятие, и пр.). Главный недостаток данного подхода (особенно в условиях переходной российской экономики с ее слабыми рыночными институтами и общей нестабильностью) - его умозрительность, порой основанная на недостоверной информации.
Доходный подход представлен
двумя основными методами оценки
– методом дисконтированных денежных
потоков и методом
Существуют различные методы оценки стоимости бизнеса. Их разнообразие объясняется различными стандартами оценки.
В частности в нашей стране, как отмечалось ранее, оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Так, при оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки. Тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.
Доходный подход – это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи.
Считается, что доходный подход является наиболее приемлемым для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратные подходы. В некоторых случаях они являются более точными и эффективными.
Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Действенность такого подхода снижается, если сделок было мало и моменты совершения и оценки разделяет продолжительный период, если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей.
Для сравнения выбирают конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому следует повести соответствующую корректировку данных.
Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов.
В целом все три подхода взаимосвязаны. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.
При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы. Хотя это подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различными аспектами рынка. На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.
Вышеназванные подходы аналогичны подходам, предложенным стандартами по оценке бизнеса ASA (Американского Общества оценщиков).
Стандарт BSV-I дает следующее определения этим подходам:
Каждый из трех рассмотренных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов.
Проводя выбор подхода для проведения процесса оценки бизнеса необходимо представлять преимущества и недостатки, которые несет в себе каждый подход и метод.
Подход | |||
Рыночный |
Доходный |
Накопления активов | |
Преимущества |
Полностью рыночный метод |
Единственный метод, учитывающий будущие ожидания |
Основывается на реально существующих активах |
Отражает нынешнюю реальную практику покупки |
Учитывает рыночный аспект (дисконт рыночный) |
Особенно пригоден для некоторых видов компаний | |
Учитывает экономическое устаревание |
|||
Недостатки |
Основан на прошлом. Нет учета будущих ожиданий |
Трудоемкий прогноз |
Частично не учитывает стоимость нематериальных активов и goodwill1 |
Необходим целый ряд поправок |
Частично носит вероятностный характер |
||
Труднодоступные данные |
Доходный подход к оценке бизнеса состоит в том, чтобы определять стоимость предприятия на основе тех доходов, которые оно способно в будущем принести своему владельцу (владельцам), включая выручку от продаж того имущества («нефункционирующих» или «избыточных» активов), которые не понадобятся для получения этих доходов.
Будущие доходы (чистые, т.е. очищенные от затрат) предприятия оцениваются и суммируются с учетом времени их появления, т.е. того факта, что владелец (владельцы) предприятия сможет их получить лишь позднее. Добавляемая к указанным доходам стоимость «нефункционирующих» («избыточных») активов учитывается на уровне их рыночной (не балансовой) стоимости – точнее, как вероятная цена их срочной (в течение текущего периода) продажи.
Применительно к общепринятым стандартам оценки бизнеса максимально приемлемая для любого потенциального покупателя (инвестора) стоимость предприятия, определенная согласно доходному подходу к оценке бизнеса, представляет собой сумму всех приведенных по факту времени доходов с бизнеса (с инвестиции), которые может получить предприятие и его владелец (владельцы). Иначе говоря. Действует принцип: за бизнес заплатят по максимуму столько, сколько он сможет принести дохода (полезности) покупателю. Капиталовложения, сделанные ранее в бизнес прежним владельцем (владельцами), не имеют, таким образом, отношения к оценке бизнеса.
Если оценивать предприятие по стандарту обоснованной рыночной стоимости бизнеса, который требует использования для оценки общедоступной и характерной для конкурентных рынков капитала (бизнесов) информации о предприятия, то естественно считать, что оценочная рыночная стоимость предприятия равняется его максимально приемлемой для покупателя цене.
В реальной жизни оценка бизнеса согласно доходному подходу к нему дает величину, относительно которой инвестор будет пытаться добиться более низкой цены приобретения этого бизнеса (его доли), тем самым делая свои инвестиции в предприятие более выгодными, чем альтернативное и сопоставимое по рискам вложение тех же средств.
Доходный подход является основным для оценки рыночной стоимости действующих предприятий (on-going-concerns), которые и после их перепродажи новым владельцам не планируется закрывать (ликвидировать).
Метод прямой капитализации помогает инвестору сориентироваться в привлекательности бизнеса, следовательно, в его доходности. Помогает понять, чего можно ожидать от покупки в будущем. Главный недостаток метода в том, что при его применении не учитывается стоимость материальных и нематериальных активов. Они привлекательны только с точки зрения получения дохода. В методе капитализации для определения стоимости величина годового дохода компании делится на ставку капитализации (отношение рыночной стоимости имущества к приносимому им чистому доходу):
V = D/R
Где V – стоимость бизнеса;
D – чистый доход компании за год;
R – ставка капитализации.
Ставка капитализации для предприятия обычно выводится из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли или денежного потока (в зависимости от того, какая величина капитализируется). Соответственно для одного и того же предприятия ставка капитализации обычно ниже, чем ставка дисконта.
С математической точки зрения ставка капитализации – это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости.
Таким образом, чтобы определить адекватную ставку капитализации, нужно сначала рассчитать соответствующую ставку дисконта. (методики определения ставки дисконта приведены ниже при рассмотрении модели DCF.)
1ГУДВИЛЛ, "доброе имя" фирмы (goodwill) - нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентурой, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и пр. Эти факторы отдельно не выделяются и/или не оцениваются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли. (Стандарты по оценки бизнеса ASA)