Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:25, контрольная работа
База занимает устойчивое положение на продовольственном рынке области. Удельный вес оптового товарооборота базы в реализации продовольственных товаров по области стабилен на протяжении последних трех лет и составляет в 2009 году - 5,2%, 2008 году - 5,4 %., в 2007 году - 5,3%, для сравнения, в 2002 году он составлял 4,4 %. Основная зона деятельности предприятия - Брестская область, Минская область - посредством собственной товаропроводящей сети; другие области - посредством торговли через дилеров - крупных оптовых предприятий (Гродно, Гомель, Витебск).
III Раздел: Показатели эффективности организации торговли ОАО «Брестская областная база «Бакалея»
3.1Анализ показателей
культуры торговли товарами
База занимает устойчивое положение на продовольственном рынке области. Удельный вес оптового товарооборота базы в реализации продовольственных товаров по области стабилен на протяжении последних трех лет и составляет в 2009 году - 5,2%, 2008 году - 5,4 %., в 2007 году - 5,3%, для сравнения, в 2002 году он составлял 4,4 %. Основная зона деятельности предприятия - Брестская область, Минская область - посредством собственной товаропроводящей сети; другие области - посредством торговли через дилеров - крупных оптовых предприятий (Гродно, Гомель, Витебск). Для обеспечения бесперебойной торговли продовольственными товарами поставку ОАО Брестская областная база «Бакалея» производят 207 предприятий промышленности Республики Беларусь, чьи товары занимают 77,5 % в оптовом товарообороте. География расположения основных поставщиков достаточно широка. Значительную долю в поставках – 16,4 % - занимает ОАО «Жабинковский сахарный». Основной тенденцией в ценовой политике базы за последние годы является увеличение договоров с представлением оптовой скидки, дилерских и комиссионных договоров, что позволяет покупателям получать максимально возможные доходы. Доля таких договоров составит в 2009 году — 57,8 %. Среди производителей, с которыми базой заключены договора на таких условиях, можно назвать ОАО «Коммунарка» г.Минск, ОАО «Спартак» г.Гомель, ОАО «Боримак», ОАО»Красный пищевик» г.Бобруйск, консервные заводы области и др. Всего без применения оптовых надбавок база реализует своим оптовым покупателям 40,0 % товаров.
завод», 10,9% - СП «Табак-инвест». Торговая деятельность базы характеризуется, прежде всего, динамикой оптового товарооборота. Наряду с оптовой торговлей Общество занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения общего (валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную реализацию товаров.
Валовой товарооборот в 2009 году составил 141885 млн.руб., в сравнении с 2007 и 2008 годом вырос на 56432 млн.руб., и 27707 млн.руб, в действующих ценах соответственно. В сопоставимых ценах рост валового товарооборота в 2009 году в сравнении с 2008 годом составил 16 444 млн. руб., а в сравнении с 2007 годом – 45620 млн.руб. В течение исследуемого периода (2007-2009 гг.) валовой товарооборот увеличился на 66% в действующих ценах и на 54% в сопоставимых ценах, в том числе за 2008 - 2009 год на 24 % в действующих ценах и на 14% в сопоставимых ценах. В валовом товарообороте оптовая реализация товаров в 2009 году занимает значительный удельный вес - 77,2 %. Темп роста оптового товарооборота в сравнении с 2008 годом составил 24, 64 %. Розничный товарооборот также возрос на 23,26 %. Товарные запасы в 2009 году составили 11300 млн.рублей и возросли в сравнении с предыдущим годом на 220 млн.рублей. С основными поставщиками товаров база работает на протяжении многих лет, заключая взаимовыгодные договора и контракты. Данные стабильные связи позволят базе удовлетворить практически все свои потребности в товарных ресурсах. Вместе с тем работа над расширением ассортимента товаров ведет к появлению новых поставщиков. В 2008 возросло количество поставщиков на 9 единиц. В 2009 году база насчитывала 393 поставщика продукции.
Культура торговли — совокупность всех составляющий функционирования торговой отрасли, обеспечивающая максимальное удовлетворение спроса потребителей, культуру труда работников, моральную и материальную заинтересованность в обеспечении торгово-технологического процесса.
Основными
составляющими,
качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения;
наиболее эффективных типоразмеров магазинов, их удобное размещение в регионе, техническая оснащенность торговых объектов;
методов продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;
специфическими особенностями товаров, способствующих увеличению числа покупателей;
способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;
Как видно, культура торговли — понятие многогранное, включающее в себя множество аспектов: технологический, организационный, психологический, эстетический.
Показатели ассортимента
– это количественное
- коэффициент широты;
- коэффициент глубины;
-степень обновления
Широта ассортимента
– число видов и
Наряду с широтой различают глубину ассортимента - это число разновидностей конкретного вида изделий, число позиций в каждой группе товаров. Чем больше товаров разных наименований в данной товарной группе, тем ассортимент глубже, а чем больше различных товарных групп в магазине, тем ассортимент шире. Кроме того, ассортименту присуща еще такая характеристика, как сбалансированность, «совместимость». Сбалансированным является ассортимент, логично и последовательно, в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы в соответствии с целенаправленностью общего розничного предложения магазина; сбалансированный ассортимент подбирается в зависимости от возможностей рынка
Полнота
ассортимента – это число
Для определения
рациональности ассортимента
Устойчивость ассортимента – это колебания его широты и полноты в течение того времени, когда товары реализуются.
Степень обновления ассортимента характеризуется удельным весом новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу.
1 группа = 48/172 *100=27,9%
2 группа= 14/172*100=8,14%
3 группа= 14/172*100=8,14%
4 группа= 13/172*100=7,6%
5 группа= 13/172*100=7,6%
6 группа= 36/172*100=20,9%
7 группа= 26/172*100=15,12%
8 группа= 13/172*100=7,6%
Новизна=20/172*100=11,63%
Ку=(128/140+134/140+137/140)/
3.2 Анализ показателей качества торгового обслуживания
Торговое обслуживание покупателей - завершающий этап функционирования торговли и осуществляется через розничную продажу товаров и оказание дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические) носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.
Розничная торговля в настоящее время представляет собой крупную отрасль народного хозяйства (второе место по уровню занятости), посредством которой товары не только доводятся до конечных потребителей, но оказывается активное влияние на объем и структуру производства товаров, улучшение ассортимента и повышение их качества, что способствует наиболее полному удовлетворению спроса населения.
Торговля призвана постоянно улучшать культуру обслуживания населения, лучше и полнее удовлетворять его потребности и права.
Качество торгового обслуживания — совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применение прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота.
Определение этих показателей основано на использовании данных статистической отчетности, а также специально организованных хронометражных и других наблюдений, анкетирования покупателей и работников и т.д.
Таблица 3.1. Затраты времени покупателей на ожидание обслуживания в магазине «Винарь».
Элементы затрат времени |
Замеры времени |
Зср | |||
Номера наблюдений | |||||
1 |
2 |
3 |
4 5 | ||
Ожидание консультации, Зк |
55 |
50 |
46 |
40 52 |
49 |
Ожидание расчета, Зр |
30 |
50 |
40 |
45 80 |
49 |
Ожидание получения товара, Зп |
44 |
38 |
46 |
40 50 |
44 |
Итого |
129 |
138 |
132 |
125 182 |
142 |
Зср = (З1+З2+…+Зn) / n
З1, З2, …,Зn – затраты времени по каждому элементу
n – количество произведенных наблюдений.
Зф = Зв+ Зр+ Зп
Зф = 49+49+44=142
Ко = Зо / Зф
Зо – оптимальные затраты времени покупателей на обслуживание.
Ко = 130/142=0,91=91%
Из этого можно сделать вывод, что затраты времени на покупку продовольственных товаров меньше норматива на 9%. Следовательно, качество торгового обслуживания магазина «Винарь» на высоком уровне.
3.3.Предложения
по улучшению торгового
Сегодня ОАО «Брестская областная база «Бакалея» предстаёт в качестве надёжного партнёра и безусловного лидера региона в сфере оптовой торговли. Клиентская база Общества в 2009 году в сравнении с 2008 годом увеличилась на 1583 покупателя или 73 %. Среди клиентов базы доля индивидуальных предпринимателей (1484 чел.) составляет около 40%. В 2008 году клиентская база насчитывала 2151 покупателя. Среди клиентов базы доля индивидуальных предпринимателей составляла 55 % и только 16 % договоров заключено было с предприятиями государственной собственности. За свою историю развития база претерпевала многие изменения, которые повлияли и на формирование ассортимента. Сегодня база может предложить покупателям более 4000 наименований товаров различных товарных групп.
Все это говорит о возможности высокой степени удовлетворения потребностей торговых организаций, говорит о хорошей работе маркетинговых служб предприятия. Сбытовую сеть отличают высокая организованность торгового процесса и обслуживания покупателей, использование передовых технологий информационных систем, широчайший ассортимент товаров, узнаваемость бренда как гарантии высокого качества товара, сотрудничают более чем с четырьмя тысячами субъектов хозяйствования, клиентская база чрезвычайно разнообразна, а политика способствует развитию и укреплению деловой среды региона.
Остается
только пожелать неизменно