Показатели эффективности организации торговли ОАО «Брестская областная база «Бакалея»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

База занимает устойчивое положение на продовольственном рынке области. Удельный вес оптового товарооборота базы в реализации продовольственных товаров по области стабилен на протяжении последних трех лет и составляет в 2009 году - 5,2%, 2008 году - 5,4 %., в 2007 году - 5,3%, для сравнения, в 2002 году он составлял 4,4 %. Основная зона деятельности предприятия - Брестская область, Минская область - посредством собственной товаропроводящей сети; другие области - посредством торговли через дилеров - крупных оптовых предприятий (Гродно, Гомель, Витебск).

Вложенные файлы: 1 файл

3 глава.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)


III Раздел: Показатели эффективности организации торговли ОАО «Брестская областная база «Бакалея»

3.1Анализ показателей  культуры торговли товарами ОАО     «Брестская областная база «Бакалея»

     База занимает устойчивое положение на продовольственном рынке области. Удельный вес оптового товарооборота базы в реализации продовольственных товаров по области стабилен на протяжении последних трех лет и составляет в 2009 году - 5,2%, 2008 году - 5,4 %., в 2007  году - 5,3%, для сравнения,  в 2002 году он составлял  4,4 %. Основная зона деятельности предприятия - Брестская область, Минская область - посредством собственной товаропроводящей сети;  другие области - посредством торговли через дилеров - крупных оптовых предприятий (Гродно, Гомель, Витебск). Для обеспечения бесперебойной торговли продовольственными товарами поставку ОАО Брестская областная база «Бакалея»  производят 207 предприятий промышленности Республики Беларусь, чьи товары занимают 77,5 % в оптовом товарообороте. География расположения основных поставщиков достаточно широка. Значительную долю в поставках – 16,4 % - занимает ОАО «Жабинковский сахарный». Основной тенденцией в ценовой политике базы за последние годы является увеличение договоров с представлением оптовой скидки, дилерских и комиссионных договоров, что позволяет покупателям получать максимально возможные доходы. Доля таких договоров составит в 2009 году — 57,8 %. Среди производителей, с которыми базой заключены договора на таких условиях, можно назвать ОАО «Коммунарка» г.Минск, ОАО «Спартак» г.Гомель, ОАО «Боримак», ОАО»Красный пищевик» г.Бобруйск, консервные заводы области и др. Всего без применения оптовых надбавок база реализует своим оптовым покупателям 40,0 % товаров.

завод»,  10,9% - СП «Табак-инвест». Торговая деятельность базы характеризуется, прежде всего, динамикой оптового товарооборота. Наряду с оптовой торговлей  Общество занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения общего (валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную реализацию товаров.

Валовой товарооборот в 2009 году  составил 141885 млн.руб., в  сравнении с 2007 и 2008 годом вырос  на 56432 млн.руб., и 27707 млн.руб, в действующих  ценах соответственно. В сопоставимых ценах рост валового товарооборота  в 2009 году в сравнении с 2008 годом составил 16 444 млн. руб., а в сравнении с 2007 годом – 45620 млн.руб.  В течение исследуемого периода (2007-2009 гг.) валовой товарооборот увеличился на 66% в действующих ценах и на 54% в сопоставимых ценах, в том числе за 2008 - 2009 год на 24 % в действующих ценах и на 14% в сопоставимых ценах. В валовом товарообороте оптовая реализация товаров в 2009 году занимает значительный  удельный вес - 77,2 %.   Темп роста оптового товарооборота в сравнении с 2008 годом составил  24, 64 %. Розничный товарооборот также возрос на 23,26 %.  Товарные запасы в 2009 году составили 11300 млн.рублей и возросли в сравнении с предыдущим годом на 220 млн.рублей. С основными поставщиками товаров база работает на протяжении многих лет, заключая взаимовыгодные договора и контракты. Данные стабильные связи позволят базе удовлетворить практически все свои потребности в товарных ресурсах. Вместе с тем работа над расширением ассортимента товаров ведет к появлению новых поставщиков. В 2008 возросло количество поставщиков на 9 единиц. В 2009 году база насчитывала 393 поставщика продукции.

     Культура  торговли — совокупность всех составляющий функционирования торговой отрасли, обеспечивающая максимальное удовлетворение спроса потребителей, культуру труда работников, моральную и материальную заинтересованность в обеспечении торгово-технологического процесса.

     Основными  составляющими, характеризующими  культуру торговли, являются:

  • наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента

качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения;

  • наличие достаточной розничной торговой сети, использование

наиболее эффективных  типоразмеров магазинов, их удобное  размещение в регионе, техническая оснащенность торговых объектов;

  • применение в магазинах наиболее эффективных современных

методов продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;

  • оказание покупателям дополнительных услуг, связанных со

специфическими особенностями  товаров, способствующих увеличению числа покупателей;

  • организация внутри- и внемагазинной рекламы и информации,

способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;

  • культура труда работников магазина, означающая должную
  • профессиональную квалификацию торгового персонала, высокий этический и эстетический уровень обслуживания;
  • строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров.

     Как видно,  культура торговли — понятие  многогранное, включающее в себя  множество аспектов: технологический, организационный, психологический, эстетический.

     Показатели ассортимента  – это количественное выражение  свойств ассортимента. Они используются для характеристики сбалансированности спроса и предложения. Это такие показатели, как :

- коэффициент широты;

- коэффициент глубины;

-степень обновления ассортимента.

     Широта ассортимента  – число видов и разновидностей  товаров определенного назначения.

     Наряду  с широтой различают глубину  ассортимента - это число разновидностей конкретного вида изделий, число позиций в каждой группе товаров. Чем больше товаров разных наименований в данной товарной группе, тем ассортимент глубже, а чем больше различных товарных групп в магазине, тем ассортимент шире. Кроме того, ассортименту присуща еще такая характеристика, как сбалансированность, «совместимость». Сбалансированным является ассортимент, логично и последовательно, в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы в соответствии с целенаправленностью общего розничного предложения магазина; сбалансированный ассортимент подбирается в зависимости от возможностей рынка

     Полнота  ассортимента – это число разновидностей  товаров внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты ассортимента. Это отношение (%) числа разновидностей товаров, фактически находящихся в продаже, к числу разновидностей, предусмотренному ассортиментным минимумом (прейскурантом, спецификацией).

     Для определения  рациональности ассортимента важную  роль играет структура ассортимента: удельный вес товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров общем товарообороте. Структуру ассортимента можно считать рациональной, если она в большей степени соответствует спросу покупателей. Если ассортимент нерациональный, то могут возникнуть излишние запасы (неликвиды) или возникнуть дефицит товаров. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение.

     Устойчивость  ассортимента – это колебания  его широты и полноты в течение того времени, когда товары реализуются.

     Степень обновления ассортимента характеризуется удельным весом новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу.

  1. Широта ассортимента:
    1. Групповая− 9
    2. Подгрупповая− 48
  2. Глубина ассортимента− 172
  3. Полнота ассортимента:

             1 группа = 48/172 *100=27,9%

             2 группа= 14/172*100=8,14%

          3 группа= 14/172*100=8,14%

          4 группа= 13/172*100=7,6%

          5 группа= 13/172*100=7,6%

          6 группа= 36/172*100=20,9%

          7 группа= 26/172*100=15,12%

          8 группа= 13/172*100=7,6%

  1. Степень обновления ассортимента

          Новизна=20/172*100=11,63%

  1. Коэффициент устойчивости ассортимента

Ку=(128/140+134/140+137/140)/3=0,95

 

3.2 Анализ показателей качества торгового обслуживания

Торговое  обслуживание покупателей - завершающий этап функционирования торговли и осуществляется через розничную продажу товаров и оказание дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические) носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.

Розничная торговля в настоящее время представляет собой крупную отрасль народного хозяйства (второе место по уровню занятости), посредством которой товары не только доводятся до конечных потребителей, но оказывается активное влияние на объем и структуру производства товаров, улучшение ассортимента и повышение их качества, что способствует наиболее полному удовлетворению спроса населения.

Торговля  призвана постоянно улучшать культуру обслуживания населения, лучше и полнее удовлетворять его потребности и права.

Качество  торгового обслуживания — совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применение прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота.

Определение этих показателей основано на использовании данных статистической отчетности, а также специально организованных хронометражных и других наблюдений, анкетирования покупателей и работников и т.д.

     Таблица 3.1.  Затраты времени покупателей на ожидание обслуживания в магазине «Винарь».

Элементы затрат времени

           Замеры времени

Зср

          Номера  наблюдений

1

2

3

4             5

Ожидание консультации, Зк

55

50

46

40          52

49

Ожидание расчета, Зр

30

50

40

45           80

49

Ожидание получения товара, Зп

44

38

46

40          50

44

Итого

129

138

132

125            182

142


  1. средние затраты времени по каждому элементу рассчитывается по формуле:

Зср = (З1+З2+…+Зn) / n

З1, З2, …,Зn – затраты времени по каждому элементу

n – количество произведенных наблюдений.

  1. фактические затраты времени покупателей на ожидание обслуживания рассчитывается по формуле:

Зф = Зв+ Зр+ Зп

Зф = 49+49+44=142

  1. коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания по каждому элементу и в среднем рассчитывается по следующей формуле:

Ко = Зо / Зф

Зо – оптимальные  затраты времени покупателей  на обслуживание.

Ко = 130/142=0,91=91%

Из этого можно сделать  вывод, что затраты времени на покупку продовольственных товаров меньше норматива на 9%. Следовательно, качество торгового обслуживания магазина «Винарь» на   высоком уровне.

 

3.3.Предложения  по улучшению торгового обслуживания           населения при продаже продовольственных товаров

     Сегодня ОАО «Брестская областная база «Бакалея» предстаёт в качестве надёжного партнёра и безусловного лидера региона в сфере оптовой торговли. Клиентская база Общества в 2009 году в  сравнении с 2008 годом увеличилась на 1583 покупателя или 73 %. Среди клиентов базы доля индивидуальных предпринимателей (1484 чел.) составляет около 40%. В 2008 году клиентская база насчитывала 2151 покупателя. Среди клиентов базы доля индивидуальных предпринимателей  составляла 55 % и только 16 % договоров заключено было с предприятиями государственной собственности.  За свою историю развития база претерпевала многие изменения, которые повлияли и на формирование ассортимента. Сегодня база может предложить покупателям более 4000 наименований товаров различных товарных групп.

     Все это говорит о возможности высокой степени удовлетворения потребностей торговых организаций, говорит о хорошей работе маркетинговых служб предприятия. Сбытовую сеть отличают высокая организованность торгового процесса и обслуживания покупателей, использование передовых технологий информационных систем, широчайший ассортимент товаров, узнаваемость бренда как гарантии высокого качества товара,  сотрудничают  более чем с четырьмя тысячами субъектов хозяйствования, клиентская база чрезвычайно разнообразна, а политика способствует развитию и укреплению деловой среды региона.

     Остается  только пожелать неизменно стремиться к максимальному удовлетворению разнообразных потребительских запросов и предпочтений.  И всегда готовых прийти на помощь своим клиентам.


Информация о работе Показатели эффективности организации торговли ОАО «Брестская областная база «Бакалея»