Политика доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы – изучить политику доходов.
Задачи работы:
– раскрыть экономическую сущность и значение политики доходов;
– изучить распределение личных доходов в разных странах;
– раскрыть предложения по сглаживанию неравенства доходов населения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

3. Реальный доход  - отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход в течение определённого периода (то есть здесь учитывается возможное изменение цен). Иначе говоря, это доступная каждому лицу (по доходу, которым он располагает) индивидуальная "потребительская корзина".

1.2. Формирование доходов населения

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными  из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное  влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение в  доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его рудовой мотивации.[1]

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

выплат то государственному страхованию;

банковских  ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

процентов по вкладам  в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей  и погашении по займам;

выигрышей по лотереям;

временно свободных  средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и  пр.).

Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Итак, рассмотрим структуру доходов населения. В  экономической науке понятие доход (income) включает в себя все денежные поступления конкретного человека или домохозяйства за определенный промежуток времени (месяц, год). Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:

доход, получаемый владельцем фактора производства –  труда

доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских  способностей)

так называемые трансфертные платежи.

     Доходы  членов общества являются показателем  его благосостояния. В США, например, в номинальный доход включается  заработная плата, дивиденды, проценты, наличные трансфертные платежи, такие как пособие по социальному обеспечению и безработице. Номинальный доход рассчитывается до вычета налогов, из него не исключены налог на личный доход и налог на заработную плату.

 Следует  отличать доход от богатства  (wealth); оно представляет собой  стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов – дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д., а также финансовых средств – наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства (а не дохода) можно получить кредиты в банке, богатство служит источником дохода.

В экономической  литературе существуют различные концепции  по поводу исчисления дохода. Так, Эдгар К. Браунинг считает, что к доходам следует отнести также предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества.

Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.

1.3. Система национальной защиты. Социальная политика государства

Итак, рассмотрим дополнительные факторы, воздействующие на доходы. В частности социальные выплаты и непосредственно саму социальную политику государства.

В настоящее  время наше государство оказазывается  неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Причин этому более чем достаточно – тут и внутренние и внешние долги, спад производства и попытки “бросать всё новые средства под колёса паровоза инфляции”. Это обусловливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной зашиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с "непрозрачностью" схемы движения прямых и обратных денежных потоков на уровне "бюджет области - бюджет государства". Я не хочу останавливаться на недостатках непосредственно государственного бюджета, но существующая ситуация, когда некоторые регионы (в том числе свободные экономические зоны) являются более прибыльными (менее убыточными), а другие соответственно наоборот. Ведь аналогичная ситуация происходит и на межотраслевом уровне. То есть превосходство отдельных отраслей (и даже предприятий) над другими приводит к оттоку капитала из большинства отраслей. В результате, мы видим полное отсутствие функциональных связей между государственным и областными бюджетами, что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие.

Названные проблемы, безусловно, важны, но нельзя забывать и об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере.

В нашей стране в настоящее время существует более 100 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, ликвидаторы, учащаяся молодежь и т.д.). Следует также отметить, что подавляющее число льгот предоставляется но категориальному принципу.

Разветвленная система социальных выплат и льгот, сложившаяся в рамках прежнего строя, в ходе реформ была дополнена новыми категориальными льготами, а также льготами, предоставляемыми в отдельных регионах различным категориям населения. Если доля населения, живущего за чертой бедности, составляет около 20%, и в то же время социальная помощь оказывается почти 70% населения, то это означает, что значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых превышают прожиточный минимум.

За годы реформ произошли кардинальные изменения в распределении доходов и национального богатства страны между различными слоями населения. До начала реформ оно было сравнительно равномерным, но с 1996 г. началась постоянно усиливающаяся дифференциация населения по уровню доходов как в разрезе социальных групп, так и территорий. Коэффициент концентрации доходов населения вырос с 0,256 в 1997 г. до 0,379 в первом полугодии 2009 г. С середины 2001 г.. по данным Госкомстата РФ, распределение доходов относительно стабилизировалось.

В 2009 г. существенных изменений в распределении доходов не произошло (табл. 1.1).

 

 

Таблица 1.1

Распределение денежных доходов населения в РФ

 

   

 

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г.

Денежные доходы

100.0

100.0

100.0

100.0

В том числе  по 20%-ым группам: первая (с наименьшими  доходами).

 

5,54

 

6,1

 

7,78

 

6,98

Вторая

10,1

10,5

10,8

11

Третья

15,5

15,5

16,1

15,7

Четвертая

22,3

22,4

22,4

21,9

Пятая

47,1

45,5

42,92

44,42

Коэффициент концентрации доходов (Джини) . . .

0,382

0,379

0,369

0,371

Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, раз

13,4

13,1

12,8

12,9


 

1.4. Политика государства на рынке труда

В двадцатом  столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности государства в сфере занятости были:

1) развитие НТР  и повышение роли человека  в общественном производстве;

2) обеспечение  общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство рабочей силы;

3) обеспечение  предпринимательства необходимыми  кадрами;

4) необходимость  компромиссности и смягчения  социальных конфликтов;

5) способствование  развитию и совершенствованию  интеллектуального потенциала общества;

6) влияние идей  и конкретных социальных  достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма;

Влияние государства  на рынок труда осуществляется прямыми  и косвенными средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем  обществе. Возможна и неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса и структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.

Есть два  варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить  статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

Эффективная занятость - это  модель развития и использования  квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда, разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает требованиям рынка рабочей силы.

Страхование от безработицы  предоставляется из специальных  страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода  безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.

Во втором случае берется  во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет.

Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы  трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. Во время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

В общенациональном масштабе современное государство с целью  уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком  уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония.

Обеспечение компенсации  потери рабочего места государством. Речь идет о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте  жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб занятости, системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

В настоящее время предприятия  выплачивают часть своих доходов  для фонда занятости. Эти отчисления расходуются преимущественно на пособия по безработице работникам бюджетных учреждений, на переобучение кадров и содержание  служб занятости.

Информация о работе Политика доходов