МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Предпринимательство
и мировая экономика»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Экономика труда»
на тему
«Политика занятости и ее регулирование
в рыночном хозяйстве Ивановской области»
Выполнила:
студентка 2 курса
Волшонкова А. С.
Проверила:
к. э. н. Козел Ирина
Васильевна
Ставрополь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Сущность и цели государственной
политики занятости
- Принципы и основные направления
политики занятости
- Организационно-экономическая
характеристика Ивановской области
- Анализ динамики и структуры
занятости населения в регионе
- Разработка системы мер по управлению
занятостью и эффективному использованию
трудовых ресурсов
- Заключение
- Список используемой литературы
Введение
Данная курсовая работа раскрывает
одну из важнейших экономических проблем
на данный момент, проблему занятости
населения. В работе я представила анализ
сложившейся ситуации на рынке труда
в Ивановской области за последние 3 года.
Курсовая раскрывает понятие занятости,
типы, причины и методы борьбы с безработицей.
Эта тема весьма актуальна,
так как занятость является важным элементом
социально-экономического развития общества.
Она объединяет результаты функционирования
всей экономической системы. Более того,
по показателям занятости можно судить
об эффективности действия реформ, проводимых
в данном секторе, общенациональном благополучии
и возможностях населения.
Занятость относят к одним из
важнейших и сложнейших экономических
показателей, потому что она обеспечивает
производство ВНП, что составляет основу
человеческого общества, а так же показывает
важность сомореализации человека в жизни
и в общественно полезном труде.
Достижение высокого уровня
занятости населения является одной из
основных целей национальной экономики.
Для трудоспособного населения занятость
являтся важным моментом в жизни из-за
тесной взаимосвязи между политикой доходов
и направлениями занятости.
Непрерывные процессы перераспределения
рабочей силы связаны с множеством факторов,
к основным относят: структурная перестройка,
нестабильность экономической системы,
изменение форм собственности, ликвидация
неконкурентоспособных организаций, демографические
факторы и т.д. Следовательно эти процессы
касаются всех слоев населения, поэтому
условия их занятости должны регулироваться,
а для этого необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых
отношений.
Государственная политика должна
постоянно поддерживать равновесие экономических
приоритетов и приоритетов занятости
в рамках экономических преобразований.
Государство в экономической
политики занятости населения должно
обеспечить скооперированные взаимоотношения
рынка капитала и труда, контроль инвестиционных
процессов на территории РФ, обспечение
занятости на достаточном уровне для поддержания
воспроизводства населения
Следовательно целью моей работы
является – раскрыть сущность рынка труда
как важного элемента рыночной экономики.
Проанализировать и выявить эффективность
и динамику реализации мер государственной
политики в области занятости населения.
Провести исследования и изучение направлений
политики государства в отношении занятости
населения в Ивановской области.
Сущность и цели государственной
политики занятости
Степень влияния государственной
политики на ранок труда и сферу занятости
зависит от двух факторов: общей стратегиичечкой
направленности занятости и степени ее
адаптирования к условиям развития
на определенных этапах. В законе «О
занятости населения РФ», учитывается
общая стратегия занятости, в нем устанавлена
мера действий, которая применяется в
конкретном случае и в определенный момент
времени. Эти меры государственной политики
позволят не допустить противоречий в
становлении рынка труда и повышения уровня
занятости в краткосрочном действии, с
расчетом на длительный промежуток времени.
Следовательно на ближайшее
время разрабатывается схема государственной
политики, характерная для данного переходного
периода и отдельных его частей. Далее
вырабатываются приоритетные установки
и применяются на рынке труда.
Государственная политика занятости
– это неотъемлемая часть социально-экономического
развития страны, имеющая цель - решения
проблемы занятости населения на макроэкономическом
уровне, в интересах развития трудового
потенциала и его эффективного использования,
с целью повышения экономического уровня
страны.
Политику занятости
следует формировать с учетом трудовых
возможностей для различных категорий
населения. Усиленное внимание следует
уделить таким группам, как молодежь, женщины,
инвалиды, а также касаемые их вопросы
о стабильности получения доходов и исключению
в отношении их дискриминации. Это следует
отнести и к мигрантам, людям другой расы,
иной религии, не таких политических взглядов
и социального происхождения. Следовательно
такую политику необходимо координировать
социальной и экономической политикой.
Рисунок 1 – Виды политики
занятости
Формами реализации
государственной политики занятости являются
федеральные, территориальные и местные
программы.
Так же существует
группа мероприятий по содействию занятости
населения, обеспечивающая развитие рабочих
мест и их сохранение. Такие программы
не предполагают создание новых рабочих
мест, более того в них отсутствуют данные
об их качественных и количественных
изменениях. Поэтому данная политика должна
вести учет о новых и дополнительных рабочих
мест.
Что касаемо Федеральных
программ, они как правило, носят региональный
характер, но в них не отражаются показатели
перемещения рабочих мест. Поэтому, было
бы целесообразнее разрабатывать программы
содействия занятости на небольшой период
времени, в пределах трех лет. Они бы учитывали
важнейшие параметры межотраслевых и
отраслевых программ и выявляли показатели
перемещения рабочей силы и рабочих мест.
На современном этапе
основой стратегии занятости в обществе
должен быть принцип эффективного достижения
и поддержания занятости, допуская в социально
приемлемых нормах безработицу. Этот
принцип реализует оптимальное сочетание
социальных результатов и экономической
эффективности, которое будет отличаться
экономическим потенциалом, ресурсообеспеченностью,
структурой хозяйства в различным в российских
регионах.
Кризисные явления,
возникающие при переходе к рыночным отношениям
не влекут хроническую безработицу и массовое
высвобождение рабочих мест в экономике
России. Большое развитие получила скрытая
безработица (внутрифирменная), при ней
трудовой потенциал просто недоиспользуется,
а это в свою очередь негативно влияет
на уровень производительности труда
и эффективность производства.
Начальной точкой реализации
стратегии занятости должно быть увеличение
производства и его стабилизация, в следствии
чего мы достигнем эффективную занятость
населения при приемлемом уровне безработицы.
Его определяют по критериям:
- финансовый критерий,
обеспечивает финансирование мероприятий
по трудоустройству населения из средств
внебюджетного государственного фонда.
- социальный критерий,
в обществе устанавливается граница естественного
уровня безработицы (получается в следствии
суммирования фрикционной и структурной
формы), поддержание его в норме является
целью государственной политики занятости,
которая реализуется региональными федеральными
и органами управления.
Следует всегда учитывать,
что движение рабочих мест и рабочей силы
неизбежно формирует в обществе определенное
количество безработных, которые ищут
работу. Снижение уровня безработицы зависит
прежде всего от эффективности регулирования
механизма рынка труда, и его структурных
подразделений:
- рынок рабочих мест,
формирует спрос на рабочую силу;
- рынок рабочей силы,
формирует спрос на рабочие места.
Баланс на рынке труда
достигается в следствии сохранения рабочих
мест, имеющихся на рынке труда что предусматривает
интенсивные методы развитие. Это распространяется
на страну в целом, но в отдельных регионах
формирование рынка рабочей силы под действием
социально-демографических факторов происходит
по-разному.
В промышленных регионах
существуют свои определенные особенности
функционирования рынка труда и его занятости,
обусловленные, территориальным размещением
инвестиционной политикой, структурой
занятости, органами управления, формой
поддержки предприятий. Но поддержка должна
осуществляться выборочно и носить приоритетный
характер, обеспечивая финансирование
из соответствующих бюджетов.
Государственная политика
так же должна распространяться на частный
сектор для создания условий само занятости
населения, то есть развитию малого и среднего
бизнеса. Для этого должна быть разработана
законодательная база, которая регулирует
льготное налогообложение предпринимателей
начинающих свой бизнес, предоставление
им кредитов для стартового капитала.
Государство должно
оказывать материальную поддержку тем
работникам и их семьям, которые поменяли
место жительства, переехавшим в районы,
испытывающие нехватку рабочей силы.
Что касаемо регулирования
международных потоков рабочей силы, то
должны подписываться международные договоры,
устанавливающие правила перемещения
её между странами
Важным элементом в современном
подходе политики занятости, является
ведение метода профилирования безработных.
Службы занятости давно применяют на практике
данный метод в промышленно развитых стран.
Профилирование выявляет при помощи специальных
исследований категории безработных,
нуждающихся в повышенном внимании со
стороны служб занятости. Данные методы
являются весьма результативными, если
они становятся частью системы выплаты
пособий по безработице.
Анализируя предыдущие
года можно с уверенность сказать, что
наша страна не способна к саморегулированию
рынка труда, следовательно она испытывает
значительную необходимость в применении
методов государственного регулирования,
осуществляемую посредством программ.
Программы должны:
- обеспечивать правовые,
экономические и организационные условия
для создания рабочих мест и их сохранения;
- развивать кадровый
потенциал в разных экономических отраслях;
- регулировать формирование
рынка труда;
- повышать конкурентоспособность
рабочей силы в стране;
- повышать качество
создаваемых рабочих мест;
- развивать территориальную
мобильность рабочей силы;
- создавать благоприятные
условия, для улучшения уровня жизни, стимулирующего
повышение трудовой активности;
- формировать эффективную
структуру занятости населения;
- предотвращать увеличения
числа рабочих с неполной занятостью и
массовую безработицу.
При реализации программ
государственного регулирования необходимо
реализовать комплекс мер:
1. Определить потребность
в создании рабочих мест.
2. Выявить приоритеты
в региональном и отраслевом
в развитии и сохранять перспективные
рабочие места.
3. В области сохранения
рабочих мест создать систему социального
партнерства.
4. Разработать нормативно-правовую
базу, ориентированную на создание общих
условий труда.
5. Поддерживать неконкурентоспособных
граждан, путем сохранения рабочих мест.
6. Использовать имеющиеся
производственные мощности с большей
эффективностью.
7. Организовать систему
временных рабочих мест на основе общественных
работ.
Подведя итог этого пункта,
можно с уверенностью сказать, что государство
должно заботиться об эффективной занятости
и росте доходов населения в стране. Важным
при всем этом остается обеспечение жесткой
координации а решении экономических
вопросов на разных стадиях программ
занятости.
Следовательно, для экономики
страны важное значение имеет стратегическое
планирование и регулирование занятости.
А для успешного принятия решений в области
занятости необходимо проведение глубокого
количественного и качественного анализа
населения как субъекта производства.
Принципы и основные
направления политики занятости
Понятие «занятость» содержит
в себе значение: потребность людей в различных
общественных видах деятельности. Для
достижения полной занятости необходимо
добиться эффективного роста труда, сформировывать
структуру занятости в соответствии с
потребностями региональной структуры
производства и ее отраслевого совершенствования,
а так же учитывать социально-демографические
факторы.
Кроме этого, занятость понимают как совокупность
социально-экономических отношений в
обществе, дающих возможность применения
труда в разных сферах деятельности для
создания общественного продукта, а так
же она связует звенья рабочей силы на
всех уровнях производства и организации
общественного труда.
Занятость можно отнести к важнейшей
экономическиой категорий, потому что
она обеспечивает производство ВНП. Следовательно,
это крайне важное социально-экономическое
явление, отражающее рациональное использование
трудовых ресурсов.