Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 12:15, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является региональная экономическая политика, с инструментами методами и финансовыми составляющими ее регулирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ....…………………………...…….5
1.1. Цели региональной экономической политики………………………….. .…..5
1.2. Средства реализации региональной экономической политики..........………7
2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………...10
2.1. Политика стимулирования занятости……....………………………………...14
2.2. Политика стимулирования капитала……………….....…...…………………16
3. СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………….19
4. СОСТАВ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- анализ преимуществ и
недостатков использования
- обобщение и систематизация
накопленного в регионе опыта
применения программного
- оценка возможности
Экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом содержит следующие процедуры:
- предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материальных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах);
- определение ресурсных
возможностей региона и
- расчет полезной
- определение экономической
эффективности реализации
- ранжирование проблем
для программирования по
- принятие решения о
разработке конкретных
Технология разработки региональных целевых комплексных программ включает в себя следующие основные этапы:
Формирование перечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об их разработке. Перечень составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе. Формируется банк целевых программ территории. Рекомендуется не принимать к единовременной реализации избыточное количество программ, превышающее ресурсные возможности, реализуемые текущими мерами. Предлагается на этапе формирования перечня программ затратить больше усилий и средств для обоснования целесообразности их разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, а также с образом жизни и обычаями людей. Не проработанные решения, как показывает опыт, влекут за собой неоправданные, невозместимые потери;
Определение органа программно-целевого управления, ответственного за формирование и реализацию программы. Определяется функциональный «Заказчик» программы и «Исполнитель» программы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» программ регламентируются на основе заключаемых контрактов на разработку конкретной программы;
Определение головного разработчика проекта программы и соисполнителей. Выбор головного разработчика (как правило, научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) целесообразно проводить на конкурсной основе по согласованию с «Заказчиком» и ответственным «Исполнителем». В качестве головного разработчика могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специализированные организации, других регионов или творческие коллективы, составленные из представителей разных ведомств и имеющих соответствующий опыт/решения поставленных в программе проблем. В конкурсе допускается участие организаций государственного (ведомственного) подчинения. Головной разработчик осуществляет организационное и научно-методическое руководство деятельностью всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных программ; формирует проект территориальной программы в сводном виде и представляет его заказчику. Соисполнители подбираются с учетом их статуса и полномочий, а также наличия квалифицированных кадров и опыта аналогичных работ. Взаимоотношения головного разработчика и соисполнителей также регламентируются контрактами с «Исполнителем» программы;
Разработка технического задания на проектирование программ. На основе утвержденного перечня программ организация-заказчик подготавливает и выдает головному разработчику исходное задание на формирование региональной программы, которое должно содержать:
- развернутую формулировку
главной цели, основных подцелей
и задач программы с
- примерный состав программы в рамках региона;
- ориентировочный состав предприятий (организаций), участвующих в реализации программы;
- ориентировочную потребность в материально-технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах, прочих видах ресурсов;
- объем предполагаемых
затрат на разработку
- указания по организации разработки, согласованию и рассмотрению программы и др.
Головной разработчик, руководствуясь исходным заданием, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»:
- общую схему программы и организационный план ее составления;
- координационный план, в котором всем соисполнителям определяются содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финансирования;
- необходимые методические материалы, формы и показатели для соисполнителей;
Проектирование
программы. Проектирование осуществляется
на стадии планово-бюджетных расчетов
и начинается с детального анализа исходного
состояния проблемы и прогноза, экономических
и других последствий. На основе предпрограммных
проработок (схемы развития и размещения
производительных сил районов, схемы формирования
территориально-
Стержнем анализа выступает изучение ретроспективы состояния проблемы. Привлекаются динамические ряды показателей, характеризующих, например, уровни удовлетворения потребностей в программном продукте (продуктах) за предшествующие годы; затраченные ресурсы на покрытие этих потребностей, отставание от нормативного уровня, состояние производительных сил, выявление устойчивых тенденций в изменении этих показателей и характеристик. Строится аналитическая картина состояния проблемы. Анализ призван сравнить состояние аналогичных проблем в других регионах. Устанавливаются возможности заимствования опыта, целесообразного привлечения специалистов, программно-проектных материалов, связанных с осуществлением аналогичных программ. При необходимости проводится экологический анализ и оценка последствий выполнения программы. Учитываются последние и краткосрочные прогнозируемые достижения научно-технического прогресса. В краткосрочных программах отражаются факторы нестабильности экономики (кризис, инфляция). Уточняются и детализируются конечные цели программы. Для обеспечения достижения конечных целей формируется комплекс подцелей. Обеспечивается сопоставимость целей и подцелей по масштабу и значению. Уточнение целей осуществляется экспертно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стимулирование экономического развития регионов – это важный и нужный процесс для становления Российской экономики в целом. При достижении поставленных целей необходимо учитывать не только экономический, но и демографический, и экологический фактор, правильное распределение усилий оздоровления экономики должно быть связано в первую очередь со здоровьем и благополучием народонаселения нашей страны. Также, важен комплексный подход в решении этих задач, развитие не только нуждающихся локальных территорий, но вместе с тем и межрегиональных, и общенациональных, и международных интересов, с учетом их специфических потребностей.
Учитывая, что влияние регионального фактора во внешнеэкономической деятельности будет только усиливаться, необходимо формирование и принятие специальных законодательных и нормативных актов, в которых следует установить единые правила предоставления льгот и преимуществ отдельным регионам в сфере внешнеэкономической деятельности. Проекты этих актов следует обсудить как законодательным органам, так и федеральным и местным органам исполнительной власти. Важное значение также придается разработке взаимоувязанных программ развития экспортных возможностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе развития внешне экономической деятельности.
Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реализации экономических реформ, но и обусловливают минимальные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности социально-экономической и политической систем РФ. Необходимость государственной поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопределяет довольно значительный объем централизованных инвестиций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.
На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. К их числу относятся: налоговая, банковская, складская и торгово-сбытовая, службы занятости и др. Однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в настоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования.
В условиях стимулирования экономического развития важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование процессов занятости в регионах. А так же поддержка и развитие реального сектора экономики, в частности его экспортной, а так же импортозамещающей составляющих. Постепенный переход от сырьевого рынка к наукоемкому и высокотехнологичному производству, вместе с поддержкой и развитием аграрно-промышленного комплекса, приносящим в совокупности не только высокую прибыль, большую занятость, но и экономическую независимость не только регионам России, но и стране в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Екасов М.А. Организационные формы экономической интеграции. Сборник научных статей /Под общей ред. А.Л.Гапоненко. –М.: Изд-во РАГС, 2008.
2. Адухов А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации и Вопросы экономики. 2006.
3. Лексин В. и др. Региональная политика России; концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 2003.
4. Леонов С.Н. Региональная экономическая политика в переходной экономике. - Владивосток: Дальнаука, 2008.
5. Лесников Г, Место ассоциаций экономического взаимодействия в регионах // Экономист. 2006.
6. Леш А. Географическое размещение хозяйства. М.: Иностранная литература, 1959.
7. Лившиц А. Я., Новиков A.B., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России И Регион: экономика и социология. 2004.
8. Чичканов В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. М: Наука, 2006.
9. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. М,: «Экономика», 2009.
10. Горбунов Н.М. Межрегиональное сотрудничество в период реформ. Владивосток: Дальнаука, 2010.
11. Иванчиков А.Г. Интеграция Дальнего Востока России со странами АТР (новые тенденции) // Проблемы Дальнего Востока. 2003.
12. Колчин С. Россия ближнее зарубежье: взаимоотношения, интересы, цели политики // Мировая экономика и международные отношения. — 2005.
13. Рубинштейн А.Г. Моделирование экономического взаимодействия в территориальных системах / Отв.ред. А.Г.Гранберг, Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 2003