Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа
Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса. Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени.
Введение 2
Глава 1. Сущность макроэкономической политики. 3
1.1 Классификация макроэкономической политики 3
1.2 Политика «твердого» курса и её особенности. 8
1.3 Произвольная макроэкономическая политика 11
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономической политики России и Японии. 13
2.1. Особенность макроэкономической политики России. 13
2.2 Особенность макроэкономической политики Японии. 16
Примером активной политики в рамках названного курса Центрального банка может быть следующее равенство:
,
где – темп роста денежной массы;
– фактический уровень
В обоих случаях твердым курсом
Центрального банка является, в терминах
модели IS–LM, сдвиг кривой LM вправо,
так как Центральный банк стремится
стабилизировать с помощью
Возможные “твердые курсы” бюджетно-налоговой политики правительства могут включать:
а) государственный бюджет, который балансируется ежегодно;
б) государственный бюджет, балансируемый в более долгом периоде на циклической и функциональной основе.
Возможные “твёрдые курсы” денежно–кредитной политики Центрального банка включает:
а) поддержание стабильного темпа изменения денежной массы;
б) стабилизацию рыночной ставки процента;
в) стабилизацию номинального ВНП.
Опыт макроэкономического
1) Последовательная
2) Политика твердого курса
Твердые курсы политики правительства
и Центрального банка позволяют
относительно оградить экономику от
влияния изменений политической
конъюнктуры. Приверженность твердому
курсу снижает возможность
3) “Игра по правилам”
В каждом из этих случаев экономические
агенты знают, что правительство
может нарушить свои обещания. Поэтому
они страхуются от “обмана” – не
инвестируют и не делают изобретений.
В результате такой непоследовательной
политики правительства экономика
в целом существенно
Политика твердого курса, которая
не сопровождается никакими обещаниями,
вызывает у экономических агентов
больше доверия, делает ожидания более
рациональными и создает в
целом более благоприятную
1.3 Произвольная макроэкономическая политика
Непоследовательная
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономической политики России и Японии.
2.1. Особенность
Россия в настоящее время страна с переходной экономикой, и исходя из этого она имеет все особенности политики при такой экономики. Трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе макроэкономической политики России. Состояние экономики страны зависит от состояния нефтегазового сектора и цен на нефть.4
Фактически, кредитно-денежная
политика как инструмент государственного
регулирования сформировалась только
в 1992 году. В начале перехода к рынку
несколько раз в нашей стране
принималась программа
Основной целью денежно-кредитного регулирования стало снижение темпов инфляции (что характерно для экономики переходного типа), а также финансовая стабилизация, создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике, обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Россию относят к странам,
на которую распространяется ресурсное
проклятье и голландская
Проблема заключается в том, что вследствие сырьевого характера российской экономики динамика рубля в значительной степени зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. При резком изменении цен на нефть значительные колебания стоимости рубля становятся неблагоприятным фактором для развития экономики. В подобном случае денежно-кредитных мер может оказаться недостаточно для стабилизации ситуации, и тогда действия Банка России должны быть поддержаны мерами бюджетного характера. Это ещё одна отличительная особенность монетарной политики России.
Условия развития российской экономики в первой половине 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала, объем ВВП сократился на 10,4%. Сократилась численность занятых в экономике, уменьшились располагаемые доходы населения и сократились инвестиции. Это привело к увеличению государственных расходов и в итоге способствовало образованию дефицита государственного бюджета.5
В этой ситуации решающее воздействие на восстановление положения на финансовом рынке оказала политика валютного регулирования. С осени 2008 года начинается эффективная политика Банка России по установлению плавающего валютного курса. За счет продажи иностранной валюты в начале 2009 года рубль достиг уровня, обеспечивающего нормальный платежный баланс. Последовавший рост цен на нефть на мировом рынке на фоне успешного управления плавающим валютным курсом способствовали повышению привлекательности вложений в российские активы, что обусловило возобновление притока капитала и формирование тенденции укрепления национальной валюты. Благодаря этим мерам удалось остановить рост цен и сократить инфляцию.
В условиях кризиса заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом, вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы.
В следующий трехлетний период с 2009 года главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. Краткосрочной целью является минимизация негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.6
Таблица 1.
Состояние бюджета РФ.
Год |
Доходная часть |
Расходная часть |
Вид бюджета |
2000 |
7972009 |
855073,0 |
дефицитный |
2001 |
1193482,9 |
1193482,9 |
профицитный |
2002 |
2125718,2 |
1947386,3 |
дефицитный |
2003 |
2417791,8 |
2345641,4 |
дефицитный |
2004 |
2742850,4 |
2659447,0 |
дефицитный |
2005 |
3326041,1 |
3047929,3 |
профицитный |
2006 |
6170484,6 |
4431076,8 |
профицитный |
2007 |
5463500 |
6531400 |
дефицитный |
2008 |
6644447,4 |
6463479,9 |
профицитный |
2009 |
10927137,7 |
9024654,9 |
профицитный |
2010 |
6950010 |
9886920,9 |
дефицитный |
2011 |
8844530 |
10935660 |
дефицитный |
2012 |
11779855 |
12656443,9 |
дефицитный |
В фискальной политики России
существует ряд проблем. С одной
стороны государство стремиться
уменьшить зависимость гос
2.2 Особенность макроэкономической политики Японии.
Экономика Японии очень сильно зависит от внешней торговли. Страна импортирует 100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8% нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6,3% импорта и 8,9% мирового экспорта (2009 г.). Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте – топливо (20,4%), продовольствие (14,7%), сырьё (8,5%). Страна на 70% обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония также занимает первое место в мире по размерам золото – валютных резервов, на её долю приходится 40% мировых банковских активов. Шесть японских банков входят в первую десятку крупнейших банков мира. Объём её прямых зарубежных инвестиций превышает 311 млрд. долл. (2008 г.), что составляет 11,7% мировых инвестиций.
После мирового кризиса в 2008 году, а так же катастрофических последствий землетрясения и цунами, создавших угрозу радиоактивного заражения региона, масштабы которых еще предстоит оценить по мере выяснения новых обстоятельств, Япония стоит на пороге четвертого экономического кризиса. В стране наблюдается высокая безработица и спад производства, растет государственный долг. Если использовать теоретические аргументы, то они подтверждают тот факт, при котором внутреннюю и внешнюю экономику не следует рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку мощные рыночные силы наносят удар в самые уязвимые места, примером этому служит проблема беспрецедентного инвестирования за рубежом и хроническое недоинвестирование внутри страны с понижающими стимулами к внутреннему инвестированию не только со стороны крупного японского бизнеса, но и иностранных инвесторов, и со снижающейся способностью японского населения к внутреннему потреблению. Сегодня Японии, как воздух, нужны новые экономические цели взамен тех, которые поддерживали ее прогресс в прежней экономике, отдающей предпочтение активному инвестированию за рубежом и долгосрочному экономическому росту в ущерб текущему потреблению и более справедливому социальному распределению национального дохода. По словам Н. Кана: экономическая стагнация длится уже двадцать лет, уровень безработицы постоянно растет, число самоубийств и одиночных смертей возрастает, а меры по борьбе с падением рождаемости и старением общества принимаются медленными темпами. В Японии возросла острота проблемы социальной отчужденности. Это формирует фон, на котором процветают болезнь и нищета, а также самоубийства, число которых в настоящее время превышает 30 тысяч в год. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требующей учета возрастающего числа проблемных факторов. В конечном итоге система экономических взаимосвязей усложняется, а процессы, происходящие внутри национальной экономики, испытывают на себе воздействие результатов внешнеэкономической деятельности.
Информация о работе Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика