Политика урегулирования трудовой миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть миграцию как социальный процесс и изучит миграционные процессы в России, их факторы, социальные последствия и проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: .
1) Изучить миграцию как социальный процесс, рассмотрев для этого классификацию, виды, причины и функции миграции труда в России
2) Рассмотреть миграционные процессы в России, а конкретно их особенности, факторы и последствия;
3) Исследовать политику урегулирования трудовой миграции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Общее понятие о трудовой миграции 5
1.1.Характеристика, классификация и виды миграции рабочей силы 5
1.2 Причины, функции и выгоды миграции труда 8
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОСИИИ 13
2.1. Основные характеристики миграционных потоков 13
2.2 Этнические проблемы и миграция 17
2.3 Социальные последствия миграционных процессов 20
2.4 Политика урегулирования трудовой миграции 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. 44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 656.40 Кб (Скачать файл)

Социальная функция миграции – это стремление благодаря изменению  места проживания более полно  удовлетворить свои потребности. Она  способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Процессы глобализации в  сфере экономики, растущее перемещение  капитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация  производства сопровождаются углубляющейся  интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере  международной трудовой миграции.

Одна из распространенных точек зрения относительно расширения и привлечения и использования  иностранной рабочей силы сопровождается усилением трудностей в сфере  занятости, главным образом в  связи с ростом нелегальной трудовой иммиграции.

Можно выделить следующие  направления международной миграфии труда:

  1. Из развивающихся стран в промышленно развитые страны – в развитой стране высокая заработная плата
  2. Между промышленно развитыми странами – это следствие несовпадения спроса и предложения в отдельных сегментах национальных рынков труда
  3. Миграция между развивающимися странами – в следствии разного уровня их развития
  4. Из промышленно развитых стран в развивающиеся страны – высококачественные специалисты по приглашению местного правительства

Выгоды принимающих стран  мигрантов (легальных):

  1. Более низкая цена на иностранную рабочую силу повышает конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке
  2. Иностранная рабочая сила создаёт дополнительный спрос на внутреннем рынке, что стимулирует занятость в отраслях производящих научно-технический прогресс
  3. Экономия на обучении иностранной рабочей силы
  4. Иностранная раюочая сила должна быть амортизатором на случай безработицы в стране, так как мигрантов должны увольнять первых, но предпринимателям это не выгодно, поэтому когда государство начинает ограничивать приток мигрантов и нахождение мигрантов на территории страны, то они переходят на нелегальное нахождение
  5. Экономия на пенсиях, если нет двусторонних соглашений о пенсионных обеспечениях
  6. Мигранты усиливают конкуренцию на рынке труда, вынуждая местное население повышать квалификацию
  7. Мигранты, как правило, молодые люди, в семьях которых рождаются дети, следовательно, они улучшают демографию, но это в итоге может усилить социальную напряженность в стране, обострить противоречия между титульной нацией и потомками мигрантов

Выгоды для стран-доноров:

  1. Миграция труда – это источник валюты
  2. Снижается безработица и социальная напряженность в стране
  3. Страна может бесплатно получить квалифицированного работника, если человек в трудоспособном возрасте

 

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОСИИИ

 

2.1. Основные характеристики  миграционных потоков

 

К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов  по территории вселения. В соответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России.

 

Основные особенности  современных миграционных потоков  в России

Таблица 2.1.1

Характерные черты

Миграционные потоки

Внутренние

Внешние: между Россией и странами

ближнего зарубежья

дальнего зарубежья

1

2

3

4

1. Интенсивность миграционных потоков

Сокращение перемещений населения

Волнообразный характер; снижение интенсивности  потоков

В начале 90-х гг. увеличение потоков мигрантов, но затем сокращение, особенно после августа 1998 г.

2. Направление миграционных потоков

1992 г. – инверсия в миграциях «город– село»; отток с севера и востока страны в старообжитые районы

Приток мигрантов из всех бывших союзных республик в Россию

Приток в основном из стран Центральной и Юго-Восточной Азии (Китай, КНДР, Вьетнам), а также Турции, бывших соц. Стран; отток в основном в США, германию, Израиль

3.Состав мигрантов

Семейная миграция; пониженная доля мигрантов в трудоспособном возрасте; достаточно квалифицированные кадры

Семейная миграция; сложный неоднородный состав; преобладает русское и  русскоязычное население; возрастной состав мигрантов прогрессивнее, чем  возрастной состав местного населения; в основном высококвалифицированные  кадры

Резкое преобладание мигрантов  трудоспособного возраста; уровень  квалификации выезжающих выше уровня квалификации въезжающих

4.Мотивы перемещения мигрантов

Экономические (преобладание вынужденной)

Этнополитические (резкое преобладание вынужденной)

Экономические, социальные

5.Степень легализации

___

Низкая

Средняя

6.Степень приживаемости мигрантов

Низкая

Низкая (почти половина мигрантов  транзитные)

Средняя

7.Особенности размещения мигрантов  на территории России

Концентрация в регионах наиболее глубокого промышленного кризиса, с высокой безработицей, но развитым частным сектором экономики

Концентрация в регионах развития частного сектора экономики и  в приграничных районах

Концентрация в регионах с развитой инфраструктурой, привлекательных  для иностранных инвесторов, и  в приграничных районах


 

По данным таблицы можно  констатировать:

  • активное вовлечение России в миграционный обмен на разных уровнях, как на международном, так и на государственном;
  • увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);
  • низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев
  • практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

Анализируя характеристики миграционных процессов в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного  оборота в России.

За последние 10 лет миграционная активность населения России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось  более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с  городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.

В целом география внутренних межрегиональных потоков не изменилась. Однако на сегодняшний день среди  регионов страны более четко можно  выделить принимающие и отдающие население. Принимающие регионы  размещены компактно и соответствуют  густонаселенным территориям, в  которых сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается  от Калининградской до Новосибирской  области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.). К ним относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Практически все принимающие  регионы России в большей или  меньшей степени подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных  переселенцев. Характеризуя социально  – экономические процессы, протекающие  в принимающих районах, можно  отметить, что они в целом совпадают  с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание  сроков обустройства и социальной адаптации  вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и  социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком  уровне негативно – конфликтный  потенциал в общественном сознании.

 

2.2 Этнические проблемы  и миграция

 

Миграция является неотъемлемой компонентой глобализации, прямым следствием масштабных перемещений мигрантов  становится все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие общества. Оборотной стороной этнической эрозии локальных социумов является возникающее напряжение между местным населением и мигрантами.

Миграционная и этническая (национальная) политика рассматриваются  властями, СМИ и общественностью  в неразрывной связи. Особенностью российского дискурса является преувеличенное значение этничности: многие социальные, политические, экономические проблемы сводятся к поиску причин, лежащих в сфере этничности и межнациональных отношений, этническая принадлежность выступает ключевым маркером отношений «свой-чужой».

Миграционная и национальная политика претерпели существенные коррективы в минувшем году, многие из которых  не могут быть адекватно оценены  вне социально-политического контекста, общественной реакции на ключевые события, оказавших существенное воздействие на формирование общественного мнения.

Динамичное - на фоне других государств СНГ – экономическое  развитие России, относительно высокие  заработки стимулируют приток временных  трудовых мигрантов, численность которых  с каждым годом возрастает. По оценкам, в России ежегодно работают до 4,5-5 млн. трудовых мигрантов из многих государств, из них около половины фактически постоянно проживают на территории России. Подавляющее большинство  трудовых мигрантов – граждане государств СНГ, особо значительно представлены граждане Украины, Азербайджана. Вопреки  расхожим представлениям, численность граждан Китая, постоянно присутствующих на территории России (включая имеющих на то законные основания), не превышает 400 тысяч человек.

Иноэтничные трудовые мигранты, в отличие от иммигрантов не настроенные на адаптацию к местным реалиям и зачастую игнорирующие традиции и культуру принимающего населения, вызывают у населения наибольшее отторжение. Наблюдается дальнейший рост ксенофобий. Ксенофобские настроения разделяет большинство населения России. Это же большинство склонно поддержать целиком или с оговоркой лозунг «Россия для русских!»; отрицательное отношение к нему преобладает только среди этнических нерусских.

Рост ксенофобий фиксируется  повсеместно, во всех регионах России. Особую озабоченность, наряду с динамикой, вызывают расширение социально-демографической  базы ксенофобских настроений и апелляция  к ним практически всех политических сил, избирательность фобий по отношению  к определенным этническим группам  и ужесточение форм преследования  «иных».

Крайне негативно отношение  населения к чеченцам, азербайджанцам, другим выходцам с Кавказа, представителям среднеазиатских народов, цыганам.

Особо настораживает, что  наиболее подвержена этнофобиям молодежь, демонстрирующая сегодня более  высокий уровень интолерантности, чем все население. По данным опроса, 67% респондентов в возрасте до 19 лет относились к цыганам с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом, к чеченцам – 64 %, к азербайджанцам - 49 % - к евреям – 19,5 %

Вирусу этнофобий сегодня  более подвержены жители мегаполисов, чем других поселений. В  массовом сознании молодых москвичей ксенофобия представляется воплощением патриотизма.

Преувеличенное значение этничности, «этнизация»  социальных контактов в первую очередь затрагивает мигрантов. Антимигрантские настроения, базируются на представлении о мигрантах как чуждых, иных. Фиксируемые социологами ксенофобии направлены, в первую очередь, на этнических мигрантов, независимо от их гражданства, от того, являются они временными трудовыми мигрантами (трудящиеся-мигранты),  переселяются ли на постоянное место жительства в пределах России (мигранты) или из-за ее пределов (иммигранты).

Информация о работе Политика урегулирования трудовой миграции в России