Полная занятость. Социально-экономические системы достигшие полной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования связана с тем, что проводимые в мире экономические реформы неразрывно связаны с проблемой формирования и развития рынка труда, обеспечения занятости населения.
Одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен являются качественные изменения в сфере труда, формирование рынка рабочей силы и связанные с этим процессом кардинальные сдвиги в системе отношений занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия. Такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения и обеспечения права граждан на труд, и требующие регулирования указанных процессов для преодоления их стихийного характера и смягчения негативных социальных последствий.
Становление рыночных отношений, рынка труда сопровождается изменением места и роли занятости в системе социально-экономических отношений, форм, методов и путей регулирования занятости, воздействия государства на факторы и условия занятости.
Отношения, складывающиеся на рынке занятости в стране, затрагивают насущные потребности населения, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Следствием процессов, происходящих на рынке занятости, становится безработица.
Основная цель данного исследования – раскрытие механизмов регулирования занятости населения в социально экономических системах достигших полной занятости.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
 дать обоснование социально-экономической сущности занятости населения;
 изучить формы и виды занятости населения;
 раскрыть социально экономическую политику в странах с развитым строем.
Объектом исследования - рынок труда и занятости населения в странах с полной занятостью.
Предмет исследования являются социально-экономические механизмы воздействия на занятость и снижения безработицы.

Содержание

Введение 2

1. Занятость, ее формы и социальное значение 4

1.1 Понятие занятости, виды и формы 4

1.2 Социально-экономическая сущность занятости 11

2. Экономические системы достигшие полной занятости 14

2.1 Япония 14

2.2 Швейцария 18

2.3 Швеция 23

3. Методы регулирования занятости 28

3.1 Государственная политика занятости и социальной защиты безработных 28

Заключение 33

Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 97.18 Кб (Скачать файл)

Занятость представляет собой не только экономическую, но и имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества. Из этого следует другой вывод, на котором базируется социально-экономическая политика государства в отрасли управления занятостью: если общество нацелено на социально-экономическое развитие, оно не может безразлично относиться к тем гражданам, которые желают работать, но из каких-то причин не имеют работы.

Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в  процессе производства, то есть выступает  социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения - соединения трудовых ресурсов со средствами производства. Именно такая двуединая сущность занятости населения и дает основания четко определить, что занятость населения является важнейшим элементом социально-экономической политики государства.27

Отсюда  выплывают и основные функции  занятости населения:28

  • обеспечения жизнедеятельности и развития общества, в том числе его неработоспособных членов;
  • обеспечения жизнедеятельности и развития личности;
  • обеспечение качества рабочей силы.

В законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости и выражает ее социально-экономическое содержание.

Исходя  из такого понимания, занятость рассматривается вместе с такими экономическими категориями, как трудовые ресурсы, т.е. трудоспособная часть общества, способная и готовая производить материальные блага и оказывать услуги, и рынок труда, где и реализуется экономическое содержание занятости в двух основных социально-экономических формах:29

  • через продажу своей рабочей силы собственнику средств производства;
  • через занятие предпринимательской деятельностью.

Рассматривая  факторы, влияющие на формирование занятости, необходимо отметить роль предпринимательства  в экономической активности и  занятости населения, особое значение уделить нетрадиционным формам занятости. В условиях, когда государство  рассматривает малое предпринимательство  только как объект налогообложения, неформальный аспект занятости будет  неуклонно возрастать, особенно если уровень безработицы является достаточно высоким.

Развитие  самозанятости приводит к реализации основных ее функций:30

  • продвижение изобретений и новшеств, что ускоряет развитие инновационного процесса;
  • создание новых рабочих мест;
  • повышение уровня конкуренции на рынке товаров и услуг, что в свою очередь, приносит выгоды непосредственно потребителям;
  • повышение уровня жизни населения за счет увеличения его доходов;
  • смягчение ситуации на рынке труда за счет того, что самозанятость является непосредственной альтернативой безработице и т.д.

Поэтому политику занятости как относительно самостоятельную проводить невозможно, она должна находиться в тесной связи  и взаимодействии с экономико-социальной политикой. Иными словами, занятость представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое приобретает свое конкретное содержание под воздействием множества факторов и процессов, начиная от демографических процессов в обществе и кончая государственным регулирующим воздействием на макроэкономику и на рынок труда, а также политикой государства в сфере образования и здравоохранения.31

2. Экономические  системы достигшие полной занятости

2.1 Япония

Япония  в силу своего местоположения, многовековой истории и, как следствие, традиций обладает весьма специфичными особенностями  рынка труда. Главными особенностями  рынка труда Японии следует отметить пожизненный найм в крупных корпорациях, а также оплату труда в зависимости от стажа работы. Как правило, только компании-гиганты могут позволить себе обеспечить гарантиями занятости свой персонал до конца их стажа, однако, ни в одном коллективном договоре нельзя найти пункт о пожизненном найме – это само собой разумеющееся правило, соблюдаемое обеими сторонами договора, но – негласное. С помощью этой системы японским компаниям удавалось создать атмосферу единения интересов работников и работодателей в рамках компании, тем самым в максимальной степени мобилизуя трудовой потенциал на достижение самых высоких производственных показателей. Обратная сторона этой системы заключалась в том, что при ухудшении экономической конъюнктуры компании не увольняли становившуюся излишней рабочую силу, а "консервировали" ее до лучших времен в рамках самой компании, переводя работников на сокращенный рабочий день или "расфасовывая" их по отдельным производственным участкам. При сохранении высоких и стабильных доходов в условиях быстрого экономического роста такая стратегия со стороны компаний оставалась рентабельной, хотя сами работники временами лишались части своего дохода. Однако в настоящее время наблюдается процесс перехода к более традиционным для Запада формам организации бизнеса – компании больше не напоминают замкнутые семейные предприятия и наблюдается жесткая конкуренция с конкурентами извне.

Также нужно  отметить, что несмотря на возрастающую социальную роль женщины, положение  работающее японки остается по некоторым  пунктам более шатким, чем у  японца. Обусловлено это теми же традициями, в частности, конфуцианством, согласно которому женщина занимает подчиненное положение по отношению к мужчине. Опять-таки это нигде жестко не прописано, но тем не менее крепко засело в головах современных японцев. Современные японки предпочитают даже не брать отпуск по беременности и родам, т.к. потом чрезвычайно сложно восстановиться на работе в той же должности.

В настоящее  время наблюдается размывание традиционной системы занятости – в условиях международной конкуренции (так  называемой мегаконкуренции), компьютеризации и роста рисков в бизнесе компании вынуждены объявлять о принудительных увольнениях. Как правило в число увольняемых таким образом в первую очередь входили «белые воротнички» - управленцы, а также работники среднего и пожилого возраста. Иначе говоря, сократили именно ту категорию трудящихся, которая является наиболее высоко оплачиваемой в данных компаниях и которой труднее всего устроиться на новую работу. По данным специалистов уровень безработицы в Японии составляет около 7% (причем, официальный уровень безработицы в Японии в январе составил 4,9%32. Такие данные опубликовало статистическое бюро Министерства внутренних дел Японии.), а это уже является опасной величиной и требует экстренного и адекватного реагирования.

Еще одной  новой особенностью современного рынка  труда является рост численности  т.н. добровольных безработных. По оценкам  специалистов, их количество достигает  сегодня 1,03 млн. человек, т.е. они составляют треть всех официально зарегистрированных безработных. Из кого же состоят эти  добровольные безработные? Статистика свидетельствует, что это в своем  большинстве молодежь в возрасте 15-29 лет. В 2008 г. почти половина этой категории работников по своей инициативе оставила прежние рабочие места в поисках более привлекательной работы. Факты говорят о явной смене приоритетов у молодежи в выборе рабочих мест. Ее все менее привлекают авторитет компании, ее перспективы. На первый план выходит стремление найти такое рабочее место, которое позволило бы работнику быстрее и эффективнее проявить свои способности и знания, обеспечивая высокую оплату труда не в будущем, а сейчас.

В противовес бытующему представлению, что в  условиях дефицита рабочих мест молодежь будто бы готова соглашаться на любую  работу, оказывается, что в Японии растет число молодых работников, которые по собственному желанию  оставляют не понравившуюся им работу.

11 июня 1999 г. японское правительство обнародовало "Экстренную политику занятости". В сентябре того же года  эта политика была подкреплена  дополнительным бюджетом в 50 млрд. иен (470 млн. долл.). Краеугольным  камнем новой политики правительства  по поддержанию и развитию  занятости стали усилия по  созданию мобильной рабочей силы.

Созданный в рамках этой программы Фонд перераспределения  людских ресурсов выделяет денежные гранты компаниям на один год на доплаты к зарплате всем вновь  нанятым работникам - вне зависимости  от того, где они раньше работали, и от их возраста. Кроме того, компаниям  частично компенсируются их затраты  на повышение квалификации и переквалификацию вновь нанятых работников. Причем гранты выдаются в первую очередь  компаниям в таких отраслях, как  информатика и связь, здравоохранение, охрана окружающей среды, и в других динамично развивающихся отраслях.

Особенно  актуальны сейчас когда Япония столкнулась с острой нехваткой «технарей». Именно в этом временном промежутке поколение японских инженеров и менеджеров проектов, досконально знающих компьютерные системы, должно уйти на пенсию, а замены им — специалистов с аналогичным уровнем знаний и опыта — нет. Помимо грантов компаниям соответствующих отраслей ещё одним резервом успешного перераспределения рабочей силы является сеть центров повышения квалификации и переквалификации работников. Эти центры играют важную роль, т.к. зачастую безработные не обладают необходимой квалификацией для нового места работы или не имеют требующейся специальности.

Преимущественное  право на занятия в центрах  повышения квалификации и переквалификации получили безработные среднего и  пожилого возраста. Им предоставляются  различные льготы, включая и материальную поддержку в период обучения. Однако льготные условия обучения теперь распространяются не только на пожилых людей и даже не только на безработных. Установлено, что государство может покрывать  до 80% расходов на такое обучение (до 200 000 иен, или 1900 долл. в расчете на одного человека). Правда, подобные льготы действуют не повсеместно, а только в 347 специально отобранных центрах  и на 4187 курсах обучения. К тому же подобные льготы не распространяются пока на такие важные сектора экономики, как информатика и связь, поскольку  обучение там длится три года.

Основной  идеей "Экстренной политики занятости" является не создание новых рабочих  мест само по себе, а прежде всего  формирование благоприятных условий  для расширения занятости. Поэтому  финансовая поддержка со стороны  государства имеет сугубо адресный характер, т. е. не всем отраслям промышленности понемногу, а в первую очередь  новым, динамично развивающимся  отраслям, не всем компаниям подряд, а частному сектору в наиболее перспективных сферах, включая венчурное  производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Швейцария

Долгое время безработица в Швейцарии практически отсутствовала (ср.: ее уровень был меньше 1%), не представляя причины для беспокойства. Подобная стабильность была обусловлена следующими факторами:

  1. спрос на рабочую силу на рынке труда был уравновешен с предложением;
  2. политика привлечения иностранной рабочей силы проводилась с учетом изменений конъюнктуры рынка труда, т.е. во времена экономического подъема допускалось больше иностранных рабочих, чем в период рецессии;
  3. в период экономического кризиса работодатели старались сохранить рабочие места в целях избежания роста безработицы;
  4. в Швейцарии представлены в небольшом количестве проблемные отрасли (н-р, горная и металлургическая), которые в наибольшей степени подвержены конъюнктурным колебаниям.

Несмотря  на вышеперечисленные факторы в  начале 90-х гг., в период рецессии экономики, количество безработных  стало быстро увеличиваться, достигнув  в феврале 1997 г. рекордно высокого числа  – 5,7%. Следствием рецессии стала реорганизация  многих предприятий и учреждений, повлекшая за собой сокращение большого числа рабочих мест.

Благодаря отмеченному в конце 90-х гг. общему экономическому подъему, в 2001 г. удалось  снизить уровень безработицы  до 1,7%. К сожалению, эта фаза длилась  недолго. В середине 2007 г. показатель безработицы составил 2,8%33.

Масштабы  безработицы не одинаковы в различных  регионах страны. В большей степени  ею охвачены франко- и итало-говорящие  регионы. В разных социальных группах  уровень безработицы также различен, среди женщин он обычно выше. Количество безработных иностранцев, как правило, больше, чем швейцарцев.

Большинству из безработных граждан удается  найти работу приблизительно в течение 12-ти месяцев со дня их регистрации.

По закону Швейцарии пенсионный возраст для  мужчин составляет 65 лет, для женщин – 64 года. Система государственного пенсионного страхования (Alters- und Hinterlassenenversicherung AHV) была принята в 1948 г. На сегодняшний день систему пенсионного обеспечения можно условно поделить на три составляющие:

1) Обязательное  пенсионное страхование. Обязательному  пенсионному страхованию подлежит  каждый трудоспособный гражданин  страны (трудящийся, работодатель, безработный). Оно финансируется из бюджета  страны и кантонов. Наряду с  пенсиями по старости из этого  фонда исчисляются пособия по  инвалидности с детства и пособия  по инвалидности вследствие общего  заболевания.

Информация о работе Полная занятость. Социально-экономические системы достигшие полной занятости