Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:33, доклад
Целью валютного клиринга является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного клиринга являются:
а)определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
1. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОГО КЛИРИНГА
Целью валютного
клиринга является
Основными направлениями валютного клиринга являются:
а)определение соответствия
б) проверка выполнения
резидентами обязательств в иностранной
валюте перед государством,
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г)проверкии объективности
Валютный клиринг в
Органами валютного
контроля в Российской Федерации
являются Центральный банк Российской
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
Органы валютного клиринга
Органы и агенты валютного
а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерациирезидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
б) проводят проверки валютных
Органы валютного
контроля определяют порядок и формы
учета,отчетности и
Резиденты и нерезиденты,
а)знакомиться с актами
б)обжаловать действия
в) на другие права, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации.
Резиденты и нерезиденты,
а) представлять органам и
б) представлять органам и
в) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки,произведенной органами и агентами валютного контроля, представлятьписьменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
г) вести учет и составлять
д) выполнять требования (
е) выполнять другие
Резиденты, включая
а) взыскания в доход
б) взыскания
в доход государства
2. Резиденты, включая
уполномоченные банки, и нерезиденты за
отсутствие учета валютных
3. При повторном нарушении
а) взыскания
в доход государства сумм,
б) приостановления
действия или лишения резидентов,
в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскание упомянутых
в настоящей статье сумм штрафов
и иных санкций производится органами
валютного клиринга, в том числе по представлению агентов
Должностные лица
юридических лиц - резидентов, в том
числе уполномоченных банков, и юридических
лиц - нерезидентов, а также физические
лица, виновные в нарушении валютного законодательства,несут
Должностные лица
органов и агентов валютного
а)проверятьвседокументы,
б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;
в)приостанавливать
действие или лишать резидентов,
г) на другие права,
Органы и агенты валютного
клиринга, и их должностные лицаобязаны
сохранять ставшую им известной при
Органы валютного
клиринга и их должностные лица в
2. Становление и развитие
С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный клиринг - межбанковский и биржевой, который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного клиринга в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Нельзя не признать, что ускоренное развитие валютного рынка "подогревалось" механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года соответствующим Указом Президента СССР (Указы Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 года № 335 "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14 июня 1992 года № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"), а также изданные на основании этих Указов Инструкции Банка России от 22 января 1992 года » №3 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв Российской Федерации, валютные фонды республик, краев и областей в составе Российской Федерации, стабилизационный валютный фонд Банка России" и от 29 июня 1992 года № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, утвержденными письмом Банка России от 15 сентября 1992 года № 17, телеграммой Банка России от 31 декабря 1992 года № 286-92 и письмом Банка России от 28 июня 1993 года № 41. В последствии, требования содержащиеся в вышеназванной инструкции претерпевали неоднократные изменения. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки является Инструкция ЦБ РФ №7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" в редакции от Указаний ЦБР №580-У от 18/06/1999г. Анализируя названные нормативные акты, можно сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.
Распад Союза
ССР и образование суверенного
государства Российской Федерации
привели к необходимости
Вступление в силу Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном клиринге" в ноябре 1993 года открыло новый этап валютного регулирования (в настоящее время он является России действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В названном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР.
Во втором разделе ("Валютное регулирование") введена новая статья "Защита валюты Российской Федерации" (ст. 2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в Российской Федерации, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Установлено также, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации. В статье 4 более подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Кардинально изменен
раздел о валютном контроле (раздел
Ш Закона). Органами валютного контроля
названы Центральный банк Российской
Федерации и Правительство
Закон Российской
Федерации «О валютном регулировании
и валютном клиринге», отдельные
неточности и недостатки которого еще,
предстоит исправлять, является главным
источником валютного законодательства
Российской Федерации и важнейшим
шагом вперед в развитии системы
валютного регулирования в