Понятие индекса развития человеческого потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 14:33, реферат

Краткое описание

Исследованиями источников роста материального богатства, проведенными в наиболее развитых странах, установлено, что совокупность знаний и квалификации населения (человеческий фактор) является принципиально важным источником такого роста. Следовательно, образование, наука, здравоохранение должны рассматриваться не как потребляющие и непроизводственные сферы, а как совокупность отраслей экономики, состояние которых является важнейшим фактором социально-экономического развития. Исходя из признания роли человеческого фактора, а благополучия самого человека в качестве цели экономического развития, от уровня жизни следует перейти к качеству жизни.

Содержание

Введение
Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала
1. Понятие индекс развития человеческого потенциала
2. Роль ИРЧП в концепции Развития человека
Глава 2 Индекс развития человеческого потенциала России
1. Методика расчета
2. Расчет ИРЧП для населения России
3. Расчет ИРЧП для населения Тамбовской области
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

Академия экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

Понятие индекса развития человеческого потенциала

 

 

Выполнил: студент 412 группы

Ульянов В.А.

Проверил: Ляшев С.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2005г.


Содержание

Введение

Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала

1.              Понятие индекс развития человеческого потенциала

2.              Роль ИРЧП в концепции Развития человека

Глава 2 Индекс развития человеческого потенциала России

1. Методика расчета

2. Расчет ИРЧП для населения России

3. Расчет ИРЧП для населения Тамбовской области

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

В Конституции Российской Федерации записано, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Еще у древних римлян одним из главных девизов был Благо народа – высшая цель. Благополучие  народа и есть показатель прогресса.

В социально-экономической литературе достойная жизнь и свободное развитие человека чаще всего характеризуются уровнем жизни. При этом под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей. В свою очередь, благосостояние – это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования[1]. С целью количественного описания уровня жизни населения к настоящему времени предложено несколько систем показателей:

Система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 году;

Система показателей для оценки хода экономической реформы в России,  разработанная Министерством экономики РФ и Госкомстатом России в 1993 году;

Унифицированная система показателей, характеризующих муниципальное образование (Постановление Госкомстата России от 9.01.1998 г. №2).

Несмотря на достаточно большой спектр частных показателей уровня жизни населения, представленный в этих системах, вопрос об интегральном показателе уровня жизни остается открытым. Отсутствие общепризнанного интегрального показателя не позволяет дать обобщенную оценку состояния страны (региона) с точки зрения уровня жизни населения, что, таким образом, делает невозможным комплексное исследование социально-экономического развития страны (региона).

Представление о том, что производство все большего количества товаров и услуг является наилучшим путем повышения уровня жизни и решения других социально-экономических задач, является в определенной степени односторонним. Уровень жизни может быть относительно низким при высоких показателях экономического роста. Следовательно, традиционные макроэкономические показатели не являются адекватными характеристиками развития во всем его многообразии.

Исследованиями источников роста материального богатства, проведенными в наиболее развитых странах, установлено, что совокупность знаний и квалификации населения (человеческий фактор) является принципиально важным источником такого роста. Следовательно, образование, наука, здравоохранение должны рассматриваться не как потребляющие и непроизводственные сферы, а как совокупность отраслей экономики, состояние которых является важнейшим фактором социально-экономического развития. Исходя из признания роли человеческого фактора, а благополучия самого человека в качестве цели экономического развития, от уровня жизни следует перейти к качеству жизни. Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей  среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

В качестве интегрального показателя качества жизни в работе выбран индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный группой исследователей ООН.


Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала

1.      Понятие индекс развития человеческого потенциала

Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.

Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования[2].

Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно  уровень жизни[3].

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет[4].

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества»[5]. Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.

Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.

В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.

 

2.      Роль ИРЧП в концепции Развития человека

Ежегодным отчетом о развитии человека начиная с 1990 года является – Доклад о развитии человека.

Легче измерить доходы государства, нежели развитие человека. И многие экономисты будут доказывать, что национальный доход представляет собой хороший показатель человеческого благополучия. Хотя между первым и вторым явно существует тесная связь, так как экономический рост является важным средством развития человека, второе не зависит лишь от экономического роста и уровня национального дохода. Оно также зависит от того, как используются эти ресурсы — на вооружение или производство продуктов питания, строительство дворцов или обеспечение чистой водой. А результаты деятельности людей, такие как демократическое участие в процессе принятия решений и равные права мужчин и женщин, не зависят от доходов. По этим причинам Доклад представляет большой перечень показателей по важным результатам деятельности человека, достигнутым в странах мира.

Несмотря на то, что этот перечень показателей служит основанием для оценки прогресса в развитии человека во многих его измерениях, политики также нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, нежели на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человека с самого начала публиковали индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека.

Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются другими показателями. ИРЧП не является всеохватывающим параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию. Недоучет этого измерения развития человека в ИРЧП стал очевиден со времени первых Докладов о развитии человека — и способствовал разработке в 1991 г. индекса человеческой свободы и в 1992 г. — индекса политической свободы. Ни один из параметров не просуществовал и года с момента их введения, что послужило свидетельством сложности подобного количественного измерения таких комплексных аспектов развития человека.

ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов. Боливия с ее гораздо более низким уровнем ВВП на душу населения, чем Гватемала, достигла более высокого ИРЧП, так как делала больше для того, чтобы использовать этот показатель для развития человека (Рис. 1). Танзания, одна из беднейших стран в мире, имеет ИРЧП, сравнимый с Гвинеей, страной, почти в четыре раза богаче. И наоборот, страны с тем же уровнем доходов имеют большие различия в ИРЧП — у Вьетнама примерно такой же уровень доходов, что и у Пакистана, но ИРЧП гораздо выше, из-за более высокого уровня продолжительности жизни и грамотности (Рис. 2).

 


Глава 2 Индекс развития человеческого потенциала России

1. Методика расчета

ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов:

дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;

образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения показателя:

        продолжительность предстоящей жизни при рождении 25 и 85 лет

        грамотность взрослого населения: 0% и 100%

        совокупная доля учащихся среди детей и молодежи: 0% и 100%

        реальный ВВП (ВРП) на душу населения (ППС): 100 и 40000 долл.

Информация о работе Понятие индекса развития человеческого потенциала