Понятие и структура мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 14:51, реферат

Краткое описание

Мировой рынок базируется на международной производственной специализации отдельных стран и является сферой, где в целях обеспечения расширенного воспроизводства осуществляется замещение изделий, произведенных одной страной, продуктами другой. Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий непрерывность расширенного воспроизводства. Поэтому связи между товаропроизводителями разных стран, осуществляемые через обмен товаров, расширяется по мере увеличения масштабов производства.

Содержание

Введение…………………………………………………….………………3
1. Понятие и структура мирового рынка…………………………………4
2. Возникновение мирового рынка и начальная стадия его развития…6
3. Понятие конъюнктуры мирового рынка………………………………9
4. Развитие конъюнктуры мирового рынка……………………………..12
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 34.96 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………….………………3

1. Понятие  и структура мирового рынка…………………………………4

2. Возникновение  мирового рынка и начальная  стадия его развития…6

3. Понятие конъюнктуры мирового рынка………………………………9

4. Развитие конъюнктуры мирового рынка……………………………..12

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы……………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мировой рынок базируется на международной производственной специализации отдельных стран и является сферой, где в целях обеспечения расширенного воспроизводства осуществляется замещение изделий, произведенных одной страной, продуктами другой. Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий непрерывность расширенного воспроизводства. Поэтому связи между товаропроизводителями разных стран, осуществляемые через обмен товаров, расширяется по мере увеличения масштабов производства. 
Следует подчеркнуть, что решающее влияние на формирование единых национальных рынков, а затем и дальнейшее развитие мирового межконтинентального рынка оказала крупная капиталистическая промышленность. В результате промышленного переворота, совершившегося в Англии в последней трети XVIII в., а затем в течение XIX в. и в других странах Европы и Америки, стала быстро развиваться крупная промышленность, что и ускорило формирование национальных рынков и привело к образованию мирового капиталистического рынка. 
Среди мировых рынков в настоящее время можно выделить следующие: международное производство товаров и услуг, международный рынок рабочей силы, финансовый рынок, международный рынок инноваций, рынок информационных технологий. 
На рубеже XX-XXI веков мировой рынок глобален по своим масштабам, всецело основывается на объективных закономерностях мирового разделения труда, интернационализации производства и включает в себя три главных элемента: совокупность национальных экономик, связывающие их международные экономические отношения и международную экономику, созданную международными корпорациями, которые и составляют мировые рынки товаров и услуг.

 

 

1. Понятие  и структура мирового рынка

       Под мировым рынком понимается сфера обмена между государственно-обособленными национальными экономиками. Мировой рынок сформировался в основном как товарный, а после образования мирового хозяйства стал расширяться и принял более развитые формы: наряду с товарным возникают рынки капиталов, рабочей силы, валют, услуг. Объем и направления товаропотоков мирового рынка отражают характер международного разделения труда. 
   Мировой рынок имеет достаточно сложную структуру, элементы которой тесно взаимосвязаны. В качестве основных элементов структуры мирового рынка можно выделить: 
   •  международный рынок товаров, который включает международный рынок предметов потребления, международный рынок продовольствия, международный рынок машин и оборудования, международный рынок сырья; 
   •  международный рынок капиталов, включающий, в свою очередь, международный рынок ссудных капиталов, международный рынок акций;  

 •  международный рынок рабочей силы, состоящий из международного рынка рабочих и международного рынка специалистов; 
   •  международный рынок услуг, элементами которого выступают международный рынок лицензий и ноу-хау, международный рынок инжиниринговых, транспортных, туристических, рекламных, страховых услуг, международный рынок программ математического обеспечения ЭВМ; 
  •  международный рынок валюты. 
   Мировой рынок обладает рядом специфических черт по сравнению с национальным, к которым относятся: 
   1)  мобильность ресурсов, товаров и услуг, которая на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном; 
   2)  движение товаропотоков на мировом рынке в большей степени, чем на внутреннем, подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства; 
   3)  существование собственной системы цен, называемых мировыми ценами; 
   4)  использование своей валюты каждой страной в процессе расчетов на мировом рынке, что требует корректировки обменных курсов национальных валют относительно паритета покупательной способности. 
   Меры, используемые государством или группой государств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Ее основными элементами выступают протекционизм, система свободной торговли, демпинг.     Экономический союз должен создаваться путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ, создания межгосударственной ассоциации свободной торговли, таможенного и валютного союзов, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. 
     Этапы и тенденции развития мирового хозяйства. Можно выделить несколько значительных этапов в развитии мирохозяйственных связей: 
   первый — начался до нашей эры и продолжался до XIX в. Мирохозяйственные связи на этом этапе были случайными, нерегулярными и проявлялись в основном в форме торговли; 
   второй — начался в XIX в., в эпоху промышленных революций, и продолжался до середины XX в. Развитие мирохозяйственных связей в этот период стало экономической необходимостью для индустриальных экономик. Они стали постоянными и устойчивыми, проявляясь в формах миграции товаров, капиталов, валют, рабочей силы; 
   третий — начался во второй половине XX в. Во многом он связан с влиянием НТР на современное производство, международное разделение труда, развитие производственной инфраструктуры.   

Появление новых видов транспорта и связи облегчает доступ к ресурсам во всех концах земли и управление огромными международными производственными комплексами. Все это свидетельствует о новом, качественном состоянии мировой экономики, для обозначения которого в экономической литературе используется термин “всемирное хозяйство”, подразумевающий его растущую целостность. Если раньше мирохозяйственные связи были вторичными, производными от национальных экономик, то сегодня сами национальные экономики становятся зависимыми от мирохозяйственных связей, состояния мирового рынка. 
   Мировой рынок определяет товарные стандарты, издержки производства, влияет на национальные экономические программы. События, происходящие в одной стране или регионе, через механизмы мирового рынка отражаются на экономическом потенциале других стран. 
   Всемирное хозяйство — это, с одной стороны, целостный, а с другой — внутренне противоречивый экономический организм. Объективной основой его целостности выступают прежде всего общечеловеческие интересы. К ним относятся предотвращение ядерной катастрофы и разоружение, сохранение среды обитания человека, преодоление проблемы дефицита ресурсов.. 

2. Возникновение  мирового рынка и начальная  стадия его развития

Известные американские экономисты Макконнелл и Брю  
пишут, что «рынок — всякий институт или механизм, который сводит  
вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)  
конкретного товара или услуг». Рынок есть система  
обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами  
труда как товарами. Продукты передаются поставщиками покупателям  
не бесплатно, а на возмездной основе. Значит, рынок предполагает  
наличие как разных по своим потребительским свойствам  
продуктов труда, так и их разных собственников.  
Определения содержания рынка встречаются разные. Поэтому  
приведем еще одно из них, которое, по нашему мнению, отражает  
наиболее адекватно его содержание. Так вот, рынок — это способ  
или механизм реализации и приобретения товаров и услуг, в котором  
участвуют продавцы и покупатели, т.е. он представляет собой систему  
соотношения предложения и спроса разных собственников. В то же время народное толкование рынка отличается  
от его научного содержания. В обыденном обиходе под рынком  
понимают место, где продаются и покупаются товары.  
При рабовладельческом строе товарное производство и товарное  
обращение внутри отдельных стран были развиты слабо. В соответствии  
с этим на внешний рынок отправлялась лишь незначительная  
часть продукции. И все же при рабовладельческом способе  
производства возник мировой рынок. В то время он носил преимущественно  внутриконгинентальный масштаб. Финикия, Древний  
Египет, Греция, Рим вели торговлю как между собою, так и с многочисленными городами Средиземноморья и Черного моря. Но рабство по самой своей природе не было товарным производством и  
потому лишь частично могло служить основой развития внешней  
торговли. Его более прочной основой было ремесленное производство.  
Поэтому сложившийся в эпоху рабства мировой товарный  
рынок по своему социально-экономическому характеру был ремесленно-  
рабовладельческим рынком.  
В течение долгого времени и при феодализме также не наблюдалось  
широкого распространения товарного производства, поскольку  
господствующим было натуральное хозяйство. В силу этого  
в обмен поступала незначительная часть продукции сельского хозяйства  
и мелких ремесленных предприятий. Дифференциация общественного  
производства почти отсутствовала. Товарный обмен между  
отдельными товаропроизводителями охватывал лишь небольшие  
районы. Купеческий капитал, выступая посредником между товаропроизводителями, постепенно вовлекал в обмен все новые районы и  
области. Но в условиях их политической и производственной разобщенности товарный обмен носил нерегулярный характер: отсутствовал единый национальный рынок, общественные потребности  
удовлетворялись преимущественно продукцией местного производства.  
Слабое развитие общественного разделения труда внутри отдельных  
стран препятствовало установлению регулярных торговых  
связей между ними. Внешняя торговля еще не получила значительного  
развития и не имела существенного значения в удовлетворении  
потребностей феодального общества в целом.  
Способ обмена продуктов труда как товаров, производимых  
обособленными друг от друга собственниками, в конце эпохи феодализма  
стал развиваться под воздействием возникновения капиталистических  
предприятий, отделения промышленности от земледелия,  
по мере специализации сельского хозяйства в разных районах на  
производстве определенных видов товаров, в силу расчленения про-  
мышпенного производства на все большее число отраслей.  
В условиях развивающегося капиталистического товарного производства  
каждая из отраслей промышленности и сельского хозяйства  
постепенно становится рынком друг для друга. Дифференциация  
производства на специализированные отрасли представляет  
собой процесс углубления и расширения общественного разделения  
труда. Чем глубже становится разделение труда, тем больше развивается  
товарное производство, тем все более расширяется сфера  
обмена товаров, т.е. возникает национальный рынок. Когда же процесс  
специализации капиталистического производства выходит за  
рамки отдельных стран, тогда она дополняется международным обменом  
и на этой основе развивается новый мировой рынок. Таким  
образом, мировой рынок представляет собой совокупность рынков  
отдельных стран, которые связаны между собой товарообменом.  
Мировой рынок на стадии подготовки капиталистического способа  
производства находился еще в зачаточном, неразвитом состоянии.  
Определяющей чертой внешней торговли на этой стадии была  
преобладающая роль купеческого капитала, выступавшего в качестве  
посредника в процессе обращения товаров, производимых преимущественно мелкими товаропроизводителями и частично капиталистическими мануфактурами.  
Мировой рынок на второй стадии капитализма охватывает период  
от промышленного переворота в Англии в конце XVIII в. до  
конца 70-х гг. XIX в., когда мировая капиталистическая торговля  
приобрела вполне развитые черты. Для этого этапа характерна по-  
беда крупной машинной промышленности в Англии и установление  
ею промышленной и торговой гегемонии. Мировой рынок выходит  
из своего начального состояния и начинает складываться как категория  
капитализма. Решающую роль на мировом рынке начинает  
играть промышленный капитал, который подчиняет себе торговый  
капитал. Основой международного товарооборота становится вывоз  
изделий крупной капиталистической промышленности Англии и  
ввоз ею сырья и продовольствия. В 60—70-е гг. XIX в. определяющим  
признаком мирового рынка является окончательное закрепление  
господствующей роли промышленного капитала в хозяйственной  
жизни главных развитых капиталистических стран, прежде всего  
США и Германии, промышленность которых по уровню своего развития  
стала догонять Англию.  

3.  Понятие  конъюнктуры мирового рынка

Термин "конъюнктура" происходит от латинского слова "conjungo", что означает "соединяю", "связываю". Конъюнктура мирового рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Под видами конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установлению равновесия на рынке.

Спрос - это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Факторы спроса и предложения

1) Изменение объема спроса (предложения)

2) Изменение функции спроса (предложения)

Определенные условия, при которых приобретаются товары:

1. Располагаемый доход

2. Цены товаров, которые обслуживают  сходную потребность так называемых  товарозаменителей.

3. Цены товаров, увеличивающих удовлетворение  или выгоду от потребления  данного товара.

4. Условие ожидания изменения  цен в будущем

5. Численность населения

6. Вкусы и предпочтения потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает, что потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.

Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1. Изменение в полезности вещи

2. Изменение доходов (больше купить  за такую же цену)

3. Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается)

Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

Эффект дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.

Эффект замещения - демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя.

Если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров.

Но в экономической теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.

Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

В нормальных условиях существует зависимость между ценой и величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

1. Цена данного товара.

2. Цены на исходные ресурсы.

3. Цены на другие товары

4. Наличие необходимых ресурсов.

5. Характер применяемой технологии.

6. Инфляционные ожидания.

7. Налоги и дотации.

8. Природно-климатические условия.

9. Количество продавцов.

При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор.

 

4. Развитие  конъюнктуры мирового рынка

Развитие конъюнктуры мирового рынка определяется воздействием:

- экономических;

- политических;

- военных;

- научно-технических;

- природных;

- психологических (слухов, паники, ожиданий) и других факторов.

Научно-технический прогресс (НТП) влечет качественный бросок в развитии производительных сил, что:

а) ускоряет процесс обновления основного капитала в традиционных отраслях экономики. Вследствие этого повышенным вниманием на рынке пользуются средства труда, характеризующиеся энерго- и материалосберегающим эффектом, малым сроком окупаемости;

Информация о работе Понятие и структура мирового рынка