Понятие и структура правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Правоведение - наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.

Содержание

Введение.
Понятие и структура правоотношения. Субъекты правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Административное правонарушение и административная ответственность.
Трудовой договор: понятие, содержание, общий порядок заключения.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3 (2001г.)
Федеральный закон: «Об общественных объединениях» (1995г.)
Задачи.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Правоведение.docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

Одно и  то же лицо, представляющее взаимоисключающие  интересы различных своих правовых статусов, одновременно является несколькими  различными субъектами правовых отношений.

Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских  правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.

Для того чтобы своими действиями приобретать  и осуществлять права, создавать  для себя обязанности и исполнять  их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.

Иногда в  научной литературе применяется  термин «правосубъектность», объединяющий правоспособность и дееспособность. Правосубъектность определяется как «социально-правовая способность быть участником соответствующих правоотношений».

 

Правоспособность  и дееспособность.

Правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданская право - способность признается в равной мере за всеми гражданами независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания.

Правоспособность  гражданина возникает в момент его  рождения и прекращается смертью (объявления лица судом умершим). Никто не может  быть ограничен в правоспособности, иначе как в случаях и в  порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение  правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда  такие сделки допускаются законом.

Дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Полная дееспособность признается за гражданами, достигшими 18 лет, за исключением случая, когда полностью дееспособным объявляется гражданин, вступивший в брак до достижения 18 лет; а также в случае эмансипации т. е. объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательством. Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) и малолетние (от 6 до 14 лет). Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий и руководствоваться ими, признается судом недееспособным.

Опека и  попечительство устанавливаются для  защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними  устанавливается при лишении  судом родителей родительских прав, при отсутствии таковых или когда  несовершеннолетние по иным причинам остались без родительского попечения (родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов). Опека  устанавливается над малолетними (от 6 до 14 лет) и гражданами, признанными  недееспособны- ми, попечительство - над несовершеннолетними (от 14 до 18 лет) и гражданами, ограниченными в дееспособности. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Опека прекращается в случае признания подопечного дееспособным, а также при достижении малолетним 14 лет. Попечительство прекращается в случаях: отмены ограничения дееспособности подопечного, по достижении несовершеннолетним 18 лет, при вступлении его в брак или эмансипации. Согласно ст. 41 ГК РФ по просьбе совершенно- летнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен орга- ном опеки и попечительства только с согласия такого гражданина.

 

Административное правонарушение и административная ответственность

Административное  право регулирует общественные отношения, в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Статья 10 КоАП формулирует официальное определение  административного правонарушения. Из текста указанной статьи следует, что это, действие или бездействие, второе, оно противоправно, третье, совершенное виновно, и четвертое, влечет по закону именно административную ответственность. В отличие от преступлений, административные правонарушения не охарактеризованы как общественно опасные деяния. Т.е. единственный критерий разграничения административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

Для определения  общественной опасности административного  правонарушения и разграничения  административных правонарушений от преступлений применяется такой критерий, как  наличие или отсутствие тяжких последствий.

Критерием так  же является размер имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Иногда  квалифицирующее значение имеет  форма вины: совершенное умышленно  деяние считается преступлением, а  если по неосторожности – административным правонарушением.

Имеются особенности  в способах совершения административных правонарушений гражданами или должностными лицами. Граждане, отвечают только за нарушение установленных правил своими собственными действиями. Должностные лица, т.е. лица, обладающие распорядительными полномочиями, подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением другими людьми установленных правил, если обеспечение их выполнения входит в служебные обязанности этих должностных лиц.

Так же существуют особенности административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих. Они несут такую административную ответственность за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей и контролю за их поведением.

Чтобы нести  административную ответственность, нужно  достичь предусмотренного законом  возраста. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Лицо, действовавшее  в состоянии крайней необходимости  и необходимой обороны ,административной ответственности не подлежит.

Законом установлен срок давности наложения административного взыскания, оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а если административное правонарушение было длящимся (проживание без регистрации, уклонение от регистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня обнаружения административного нарушения.

В ряде случаев  административное правонарушение влечет, в порядке исключения, неадминистративную ответственность, а дисциплинарную ответственность.

Административная ответственность — это один из видов правовой ответственности наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной. Она устанавливается государством путем издания его органами правовых норм, определяющих:

а) основания  ответственности;

б) меры, которые  могут быть применены к нарушителю;

в) порядок  рассмотрения дел о правонарушениях;

г) исполнение указанных мер.

Административная  ответственность рассматривается  как применение установленных законом  административных взысканий за совершение административных правонарушений.

Для административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется  в следующем:

1. во всеобщей обязательности правил, несоблюдение которых влечет административную ответственность,

2. ответственность за административные правонарушения возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об административных правонарушениях и наложению взыскании.

Административную  ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать, — это и законодательные органы Российской Федерации и субъектов Федерации, и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

Привлечение к административной ответственности  не влечет суди-мости и не является основанием для увольнения с работы.

Некоторые примеры  мер административной ответственности:

1. Предупреждение. Административным взысканием является лишь такое предупреждение, которое сделано путем вынесения письменного постановления или в иной установленной законодательством форме. Устное предупреждение не считается мерой административной ответственности.

2. Административный штраф — это денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или в рублях, или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда размере (второе установлено с учетом инфляции).

3. Лишение специальных прав — вид административных взысканий. В данном случае речь идет о лишении прав, которые решением компетентного органа предоставлены персонально данному конкретному лицу.

4. Конфискация как мера административной ответственности — это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершения административного проступка. Наряду с конфискацией законодательством допускается в некоторых, правда, весьма редких, случаях и возмездное изъятие предмета.

5. Административный арест — кратковременное (сроком до 15 суток) лишение свободы за совершение некоторых административных проступков, граничащих с преступлениями, если к тому же нарушителя нужно немедленно изолировать от общества. Поскольку административный арест есть, хотя и кратковременное, но все же лишение свободы, применять такую меру разрешено только судьям (органы исполнительной власти и их должностные лица назначить административный арест не могут).

 

Трудовой договор: понятие, содержание, общий порядок  заключения

Трудовые  правоотношения

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовые  правоотношения возникают между  работником и работодателем на основании  трудового договора. В некоторых  случаях для установления трудовых правоотношений необходимы, помимо заключения трудового договора, и иные юридические факты: избрание на должность по выборам или конкурсу, назначение на должность или утверждения в должности, направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты и т.д.

Сторонами трудового правоотношения являются работодатель и работник. Работником может быть физическое лицо, достигшее  возраста шестнадцати лет (юридическое  лицо работником быть не может). В случаях  получения основного общего образования  либо оставления в соответствии с  федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут  заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с  учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное  от учебы время легкого груда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Как исключение допускается прием  на работу лиц моложе 14 лет для  участия в съемках фильмов, спектаклях, цирковых представлениях и т.п. При  приеме на работу лиц моложе 18 лет  производится обязательное медицинское  освидетельствование.

Работодателем может быть физическое лицо либо юридическое  лицо (организация); в случаях, установленных  федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать  трудовые договоры. Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, он может выступать в качестве работодателя наравне с организацией (с учетом особенностей, предусмотренных  законодательством), в противном  случае гражданин может принимать  на работу работников только для обслуживания своего личного хозяйства.

 

 

 

Трудовой  договор

Трудовой  кодекс РФ дает следующее определение  трудового договора: «Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка».

Информация о работе Понятие и структура правоотношения