В соответствии с уже накопленным
службой занятости опытом и мнением экспертов
увеличение числа безработных в РФ будет
способствовать наличие следующих факторов:
подавление безработицы (досрочные
проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в
53);
частичная принудительная безработица
(сокращенный рабочий день, сокращенная
рабочая неделя, удлинение отпусков);
условная безработица (непостоянная
работа);
временная безработица (декретный
отпуск, уход за ребенком, за инвалидами
детства, тяжелобольными и стариками,
отпуск без сохранения содержания);
потенциальная безработица
(в связи с выходом на инвалидность);
безработица в связи с высвобождением
женщин из производства с вредными и опасными
условиями труда;
безработица структурная (переориентация,
закрытие, банкротство);
вынужденная безработица (вследствие
отсутствия сырья, энергии, комплектующих,
приведшего к остановке предприятия);
безработица вследствие повышения
производительности труда и его интенсификации;
безработица вследствие демобилизации,
увольнения в запас и структурной перестройки
в армии;
безработица членов семей военнослужащих
и военных советников, возвращающихся
в РФ из-за рубежа;
безработица в закрытых городах
в связи с конверсией и городах заводах
вследствие остановки предприятий;
первичная безработица (выпускники
школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
безработица молодежи, отчисленной
из учебных заведений или прекратившей
обучение по собственному желанию;
безработица вследствие недостаточной
профессиональной квалификации;
безработица субъективная вследствие
нежелания или неспособности переквалифицироваться
и получить иную профессию;
безработица вследствие вынужденной
миграции (беженцы)
безработица специалистов работавших
по долгосрочным контрактам за рубежом;
безработица, возвращающихся
из мест лишения свободы;
безработица тех, кто после
длительного перерыва хочет возобновить
работу;
безработица вследствие стихийных
бедствий и экстремальных ситуаций (аварии,
землетрясения, наводнения, разрушение
предприятий и учреждений в результате
взрывов или военных действий);
безработица в связи с невозможностью
без нарушения паспортного режима и утраты
жилья перемещаться из мест с избытком
трудовых ресурсов в регионы с избытком
рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не
все реально существующие пути пополнения
армии потенциальных безработных. Под
неучтенными источниками подразумеваются
несколько групп населения. Как и в каждом
государстве в России есть определенная
часть населения не желающая работать,
- люмпен-элемент. Эта группа постоянный
иждивенец государства, на биржу труда
не пойдет и не будет зарегистрирован
в качестве безработных. Однако эта масса
людей, достигающая по некоторым оценкам
несколько миллионов человек, не оказывая
давления на рынок труда, тем не менее,
будет постоянно оказывать давление на
бюджет. Вторая группа - прямо или косвенно
связанные с криминальным миром. По мере
борьбы государства с преступностью, люди
входящие в преступные группировки пополнят
ряды безработных. Третья группа - люди
состоятельные, но официально нигде не
работающие, тоже формально являются безработными.
2.3. Социально – экономические последствия
Влияние безработицы на экономическую
и социальную жизнь общества противоречиво.
В качестве позитивных аспектов проблемы
можно назвать следующие:
Во-первых, безработица выступает как
условие роста производства, появления
новых предприятий. Не будь этого фактора,
было бы затруднено расширенное воспроизводство,
которое требует дополнительных ресурсов:
труда, земли, капитала.
Во-вторых, безработица поднимает дисциплину
и эффективность труда тех, кто пока занят
в производстве.
В то же время безработица порождает
тяжелейшие отрицательные социально-экономические
последствия.
1. Обесценивание последствий
обучения.
2. Сокращение производства.
3. Увеличение расходов (пособия
безработным).
4. Понижение уровня квалификации
незанятого населения.
5. Снижение жизненного
уровня.
6. Недопроизводство национального
дохода.
7. Снижение налоговых поступлений.
8. Обострение криминогенной
ситуации.
9. Усиление социальной
напряженности.
10. Рост количества физических
и душевных заболеваний.
11. Увеличение социальной
дифференциации.
12. Снижение трудовой активности.
2.4. Методы борьбы с безработицей
В отношении безработицы государство
располагает тремя видами политики: социальной,
макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит
в оказании помощи безработным с целью
поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая
политика предполагает использование
денежно- кредитных и бюджетно-налоговых
мер для сокращения безработицы. Политика
в сфере занятости направлена на создание
новых рабочих мест, системы переподготовки
кадров, центров по трудоустройству и
т.д.
Все методы и меры, с помощью
которых государство воздействует на
занятость и безработицу, можно разделить
на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание
дополнительных рабочих мест. К числу
активных мер принадлежат:
- кейнсианская макроэкономическая
политика, направленная на стимулирование
совокупного спроса за счет средств госбюджета.
Создание условий для роста спроса на
товары. Так как спрос на рынке труда –
производный и зависит от ситуации на
рынках товаров и услуг, то занятость возрастет,
а безработица упадет в том случае, если
товарные рынки предъявят больший спрос
и для его удовлетворения надо будет нанять
дополнительных работников. Например,
стимулирование роста экспорта. Это может
привести к росту объемов производства
и, соответственно, - занятости на них;
поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию
предприятия с целью повышения конкурентоспособности
продукции (циклическая безработица);
- организация системы образования и производственно
- технического обучения кадров на базе
служб по трудоустройству и предприятий.
Программы профессиональной подготовки
обеспечивают как подготовку на рабочих
местах, так и в специальных учебных заведениях
для безработной, молодежи, а также для рабочих
старших возрастов, чья профессия оказалась
устаревшей. Одним из таких направлений
система переподготовки рабочих и менеджеров,
поскольку сокращение касается не всех
отраслей (структурная безработица) В
настоящее время формируется специальная
база данных уволенных, подлежащих увольнению
и работников "зоны риска" по субъектам
РФ, отбираются программы их подготовки.
Планируется сформировать банк данных
таких программ опережающего обучения,
а также на конкурсной основе отобрать
учреждения образования, которые будут
такое обучение проводить;
- регулирование отраслевой и
региональной мобильности кадров, разрешение
трудовой эмиграции, устранения факторов,
снижающих мобильность рабочей силы. Для
этого необходимо: создание развитого
рынка жилья; увеличение масштабов жилищного
строительства; отмена административных
преград для переезда из одного населенного
пункта в другой "Правительство будет
компенсировать людям затраты на проезд
и оплату жилья в случае, если они найдут
работу в другом городе (на эти цели предусмотрено
почти 4,5 миллиардов рублей) (фрикционная
безработица);
- осуществление программ общественных
работ в коммунальном хозяйстве, строительстве,
ремонтно-восстановительных работах Предоставление
рабочих мест, не ориентированных на получение
прибыли, а связанных с работой в интересах
общества, например: работа в области охраны
окружающей среды и т.д. 18 миллиардов рублей пойдет на организацию общественных работ, в которых могут участвовать безработные или люди, находящиеся в отпуске без сохранения зарплаты. Речь идет о таких работах, как ремонт и содержание дорог, школ, больниц и т. п.;
- создание рабочих мест для молодежи,
реализация программ поддержки молодых
работников. Тяжелее всего безработица
ударяет по пожилым (их уже никто не хочет
брать на работу из-за падающей производительности
труда и ухудшения здоровья) и самым молодым
(их еще никто не хочет брать на работу
из-за низкой квалификации и отсутствия опыта). Для помощи молодежи
могут использоваться различные методы:
экономическое стимулирование молодежной
занятости; создание специальных фирм,
предлагающих работу именно молодежи;
создание центров обучения молодых людей
тем профессиям, в которых шансы на занятость
наиболее велики;
- субсидии по занятости лиц,
нуждающихся в социальной защите Бюджетное
субсидирование дополнительной (по отношению
к фактическому уровню) рабочей силы на
действующих предприятиях. Оно может иметь
вид кредитования государством зарплаты
дополнительно нанятых рабочих;
- инвестирование наиболее перспективных
или трудоемких отраслей Расширение занятости
в будущем зависит и от иностранных инвестиций.
В целом инвестиции в реконструкцию и
технологическое переоборудование предприятий
будут иметь трудосберегающий эффект.
Но увеличение капитальных вложений означает
создание новых рабочих мест;
- политика государства по стимулированию
роста занятости увеличению числа рабочих
мест через использование таких рычагов,
как льготное налогообложение, льготное
кредитование, компенсация в той или иной
мере инвестиций на прирост новых рабочих
мест или убытков от их сохранения и т.д.;
- активное применение в государственном
и негосударственном секторах экономики
гибких форм занятости и др. По данным
Роструда, с конца января по март 2009 года
в России могут лишиться работы как минимум
250 тыс. человек. В настоящее время эти
люди задействованы в системе гибкой занятости:
они работают неполный рабочий день, неполную
неделю или находятся в отпуске без содержания;
- улучшения информационного
обеспечения рынка труда. Организации
по трудоустройству собирают у работодателей
информацию о существующих вакансиях
и сообщают ее безработным. В России открыт
первый государственный общероссийский
банк вакансий, в котором на данный момент
содержатся данные о более 760 тысяч свободных
рабочих мест по всей стране. Информационный
ресурс в интернете использует информацию,
поступающую от 85 региональных служб занятости
населения и 2,5 тысячи муниципальных центров
по трудоустройству. На сайте можно получить
информацию о положении на российском
рынке труда, новых рабочих местах, а также
о правах и гарантиях при трудоустройстве
(фрикционная безработица);
- стимулирование роста экспорта.
Это может привести к росту объемов производства
и, соответственно, - занятости на них;
поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию
предприятия с целью повышения конкурентоспособности
продукции;
- создание условий для сокращения
предложения труда. Очевидно, что чем меньше
людей претендуют на рабочие места, тем
легче найти работу даже при том же числе
свободных рабочих мест. Некоторое облегчение
может принести, например, предоставление
возможности досрочного выхода на пенсию
работникам, еще не достигшим пенсионного
возрасти. В России, например, при упразднении
органов управления союзного уровня работавшим
в их штатам мужчинам позволяли уйти на
пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года.
Без этого пожилым служащим пришлось бы
искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство
в этом возрасте у них было немного. Они
увеличили бы армию безработных. Досрочная
пенсия позволила предотвратить такое
развитие событий. Вместе с тем этот способ
может использоваться только в очень ограниченных
масштабах, так как он влечет существенное
увеличение пенсионных выплат.
Пассивная политика занятости
включает создание системы социального
страхование и материальной помощи безработным.
Система социального страхования предусматривает
выплату пособий по безработице с учетом
прежних заработков, система материальной
помощи направлена на обеспечение безработному
прожиточного минимума.
В целях увеличения занятости
населения совершенствуется нормативная
база по содействию безработным в организации
предпринимательской деятельности, стимулирование
самостоятельной занятости населения,
содействие в развитии мелкого и среднего
бизнеса. В настоящее время безработный,
изъявивший желание начать собственное
дело, имеет право на бесплатное обучение
основам предпринимательской деятельности,
получение субсидии и ссуды соответственно
в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме
этого из фонда занятости безработному
компенсируются расходы в размере 15 минимальных
зарплат по регистрации в качестве предпринимателя,
открытию счета, изготовлению печати и
иных действий, связанных с организацией
самозанятости. правительство будет оказывать
помощь в развитии малого бизнеса - дополнительным
выделением кредитных средств и их удешевлением,
а также упрощением процедуры открытия
бизнеса.
Что же должно предпринимать
государство, чтобы проблема безработицы
не стояла перед нами так остро? Прежде
всего, политика занятости, вырабатываемая
государством, должна иметь предупреждающий
характер и включать комплекс мер государственного
регулирования, предотвращающих рост
безработицы.
Глава 3. Безработица в России в условия
мирового финансового кризиса
2008 год стал годом начала
всемирного экономического кризиса,
который был спровоцирован крахом
американской ипотечной системы.
Любой экономический кризис
независимо от причин его возникновения
всегда сопровождается спадом производства,
связанным со снижением спроса у потенциальных
покупателей, а также с нехваткой у предприятий
денежных средств на реализацию проектов.
Производители вынуждены экономить и
сокращать производство. Одним из достаточно
распространенных способов экономии является
сокращение рабочего персонала. При сокращении
людей в массовом порядке увеличивается
уровень безработицы.
По данным статистики в 90-е годы
безработица в России носила массовый
характер. Самый высокий уровень безработицы
в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000
гг. - до 7 млн. чел. имели официальный статус
безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень
безработицы в РФ ежегодно снижался. А
в 2007 году была достигнута минимальная
отметка -4,2 млн. чел.
С начала кризиса в 2008 году уровень
безработицы в России неумолимо растет.
Высокие темпы роста привели к тому, что
безработица в России превысила аналогичный
показатель в США, родине нынешнего экономического
кризиса. По официальным данным темпы
роста безработицы в 2009 году снизились,
а летом рост безработицы и вовсе прекратился.
Отметим, рост прекратился, однако уровень
сохраняется, несмотря на усилия правительства
РФ по созданию новых рабочих мест, а также,
несмотря на летний сезон, который всегда
характеризуется усилением активности
в строительной отрасли и промышленности.
Подсчетом безработицы в России
занимаются следующие ведомства:
• Федеральная служба государственной
статистики;
• Федеральная служба по труду
и занятости;
• Министерстве здравоохранения
и социального развития (Мин-здравсоцразвития)
РФ.
Методика подсчета такова, что
не учитывается скрытая и латентная безработица,
а также все безработные, которые не получают
пособия по безработице, то есть не состоят
на бирже труда. По состоянию на начало
лета 2009 года безработица по разным оценкам
составила от 9 % до 10,5 %. По данным Федеральной
службы государственной статистики по
состоянию на май 2009 года уровень безработицы
был равен 8,5 %, что гораздо ниже данных
безработицы, полученных методом социального
обследования, опросов населения и предприятий.
Жесткое трудовое законодательство
в России в отношении работодателей привело
к тому, что в РФ существует высокий уровень
скрытой безработицы. Напомним, что по
действующему в 2009 году трудовом кодексу
при сокращении штата и увольнении работников,
работодатель вынужден выплатить двухмесячную
заработную плату увольняемому работнику.
Поэтому работодатели всяческими способами
вынуждают работников увольняться самим
по собственному желанию, чтобы не попасть
под действие вышеупомянутой статьи в
трудовом кодексе РФ. Основным методом
воздействия на неключевых сотрудников
является перевод их на неполную рабочую
неделю и вывод в вынужденные бессрочные
отпуска. Таким образом, снижается фактическая
средняя заработная плата работника за
12 месяцев, что позволяет в дальнейшем
сократить штат с меньшими издержками.
Численность людей, работавших неполное
рабочее время, на июнь 2009 года составляет
около 9 % по официальным данным. Реально
же эта цифры гораздо больше. Вторым методом
сокращения издержек по заработной плате
становится уже забытый метод выплаты
"серой" зарплаты. Но все же он является
противозаконным, поэтому работодатели
больше прибегают к методам, ведущим к
росту скрытой безработицы.
Между тем безработица не является
каким-то абсолютно оторванным от экономики
страны показателем. Безработица - это
один из главных макроэкономических индикаторов,
который непосредственно отражает текущее
состояние экономики страны. Рост уровня
безработицы приводит к снижению доходов
населения, а, следовательно, и снижению
покупательской способности. Вследствие
падения внутреннего спроса на товары
длительного пользования, падают доходы
компаний, ориентированных на внутренний
рынок. Кроме того, рост безработицы влияет
на снижение заработной платы по конкурентным
рабочим местам, так как предложение превышает
количество вакансий, а соискатели готовы
работать и за меньшую заработную плату.
Хотя это и приводит к снижению издержек
предприятий, но это не меняет общую экономическую
ситуацию. Безработица также снижает кредитование
физических лиц, кредитование снижается
в частности из-за того, что возрастает
доля "плохих" кредитов, кредитов
по которым существенно задержаны выплаты.