Понятие конкурентоспособности и его эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 10:01, доклад

Краткое описание

Исторически концепция конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые при­родные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы и т. п.) для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны-импортера. Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, имеет первоначально форму свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на внутреннем и зарубежных рынках. При этом само понятие конкуренции в индустриальном обществе, развивающемся на протяжении трех веков, динамично меняется.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие конкурентоспособности и его эволюция.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Понятие конкурентоспособности и его эволюция

 

Библиографическое описание: Белых О. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция [Текст] / О. В. Белых // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 145-147.

 

Исторически концепция конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые при­родные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы и т. п.) для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны-импортера. Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, имеет первоначально форму свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на внутреннем и зарубежных рынках. При этом само понятие конкуренции в индустриальном обществе, развивающемся на протяжении трех веков, динамично меняется.

 В ходе индустриального  развития в рыночной среде  созревают новые конкурентные  условия, меняющие общий вектор  конкуренции от преимущественного  использования сравнительных национальных  преимуществ к использованию  динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю. В новой экономике конкурентные преимущества связаны с информационной революцией: телекоммуникационные фирмы на пороге XXI в. вышли в лидеры по капитализации, обогнав по этому показателю традиционные фирмы нефтяной, автомобильной и металлургической промышленности. В России наблюдается прямо противоположная картина: в десятке наиболее крупных компаний по капитализации в 2000 г. семь представляют энергетические корпорации, хотя уже становится очевидным, что, например, нефтяные компании в долгосрочной стратегии создания конкурентных преимуществ страны не имеют реальной перспективы.

 

 Во второй половине XX в. конкуренция приобрела новые черты: свободная конкуренция частных товаропроизводителей на изначально открытых рынках сочеталась в самых разнообразных формах с конкуренцией монополистических и олигополистических структур на частично закрытых, в том числе с помощью протекционизма, рынках; постепенно происходил сдвиг от использования в основном ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым, хотя в реальной экономике всегда наблюдается их сочетание; изменение структуры спроса от потребления массовой унифицированной продукции к удовлетворению индивидуального потребительского и инвестиционного спроса трансформирует рынки на все более расщепляющиеся их сегменты с возрастающей интенсивностью конкуренции.

 

 Быстрый рост совокупного  спроса и интенсивное повышение эффективности материального производства в индустриальном обществе выявили, с одной стороны, ограничения в наращивании материальных потребностей, а с другой стороны, создали предпосылки для перехода значительной части рабочей силы в сферу услуг. В рамках индустриального общества созревают условия для перехода к постиндустриальному обществу, которое становится отличительной чертой XXI в.

 

Постиндустриальное общество, формирующееся с середины 70-х гг. XX в., базируется на производстве наукоемких товаров и интеллектуальных услуг; выше всего ценятся знания, информация, на базе которых развиваются информационные технологии, — основа нового электронифицированного типа производства, принципиально иных, чем ранее, управленческих систем, инфраструктурных сетей хозяйства, финансовых потоков.[1,с.65] В настоящее время особый интерес представляет проблема конкурентоспособности в условиях глобализации мирового хозяйства и формирования «новой экономики». Наиболее продвинутой частью «новой экономики» выступает интернет-экономика. Суть проблемы заключается в использовании наиболее развитыми странами новых конкурентных преимуществ, связанных с интернет-технологиями, позволяющими захватить выгодные сегменты быстро расширяющегося интернет-пространства. «В результате (преобразований предпринимательских структур) сотрудничать и конкурировать на рынках начинают не организованные структуры, которые сейчас представляют компании, а чистые ноу-хау и владеющие ими брэнды».

 

В СССР отношение к проблеме конкурентоспособности было, мягко говоря, сдержанным — эта категория связывалась в основном с экспортными товарами. Поэтому и основой конкурентоспособности являлась сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное Ю. Ф. Шамраем и Г. В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т. е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции». Казалось бы, совершенно по-другому должно было быть в современной России. Однако и здесь, несмотря на ускоренное строительство рыночной экономики, проблеме конкурентоспособности сравнительно долго не уделялось достойного внимания, хотя эта категория является ключевой в контексте обеспечения ее успешной конкурентной борьбы в мировой экономике. Тем не менее на это есть веские причины: в дореформенных условиях обращение к этой области экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась настолько быстрой и радикальной, что наука не успела основательно осмыслить новые реальности.

 

В отличие от отечественной зарубежная экономическая наука уделяла больше внимания пониманию конкурентоспособности и определяла это понятие более широко. Например, по определению гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms» основой конкурентоспособности являются товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках. Российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности в кризисный 1998 г. Так, М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова в 1998 г. дали следующие определения конкурентоспособности: «Конкурентоспособность — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования»[2,с.68]; «Микроконкурентоспособность — соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг»[2,с.68]; «Мезоконкурентоспособность — эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая, помимо традиционных критериев, по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и мира в целом». В основу разделения на уровни был положен отраслевой подход.

 

В 1999 г. А. З. Селезнев использовал территориальный подход и дал определение конкурентоспособности региона: «Конкурентоспособность региона — обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положения региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, отражаемые через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». М. Коллонтай спустился на более низкий уровень конкурентоспособности и дал определение конкурентоспособности товара с точки зрения покупателей: «Конкурентоспособность товара — это способность товара на единицу своей стоимости удовлетворять больше потребностей покупателей или на более высоком уровне, чем товар конкурентов». В связи с экономическим ростом экономики страны, нарастающей дискуссией по поводу конкурентоспособности России как экономики в целом и активизацией действий по вступлению в ВТО А. А. Дынкин и Ю. В. Куренков дали развернутое определение конкурентоспособности на национальном уровне как результирующего показателя, вложив в него такие составляющие, как эффективное производство, эффективное распределение и эффективные продажи, а также разумное использование экспортных преимуществ в целях повышения экономического потенциала: «Конкурентоспособность страны — результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько разумно она использует свои экспортные преимущества для неуклонного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия»[3,с.56]; «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах».[5,с.57] Подобное же определение национальной конкурентоспособности дали в 2005 г. М. Дерябина и С. Колчин, но в более сжатом виде: «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах»[4,с.43]. И. О. Миргородская определила конкурентоспособность как некую возможность приспособления к изменениям, подчеркнув при этом, что ее необходимо рассматривать только в среде соперничества: «Конкурентоспособность — это возможность приспособиться к изменяющимся условиям с точки зрения удержания или улучшения позиций среди соперничающих».[5, с.203] И. П. Богомолова и Е.  В.  Хохлов в 2005 г. дали общее определение конкурентоспособности, дополнив реальную способность объекта выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников потенциальной: «Конкурентоспособность объекта — состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного». Так изменялось понятие конкурентоспособности в российской экономической науке.

 

 В современной теории  по проблемам конкурентоспособности  существуют два подхода к выделению  уровней конкурентоспособности: территориальный  и отраслевой. С точки зрения  территориального подхода выделяют  конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуровень) и конкурентоспособность фирмы (микроуровень). Отраслевой подход выделяет национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень).

 

 В самом широком  смысле конкурентоспособность означает  возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической  сфере конкурентоспособность в  самом общем виде — обладание  свойствами, создающими преимущества  для субъекта экономического соревнования.

Литература:

 

 

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 2009. С. 65. 

 

 

Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Рос. экон. журн. 2008. № 3. С. 68. 

 

 

Дынкин А. А., Куренков Ю. В. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М., 2003. С. 56. 

 

 

Дерябина М., Колчин С. Конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации // Власть. 2005. № 2. С. 43. 

 

 

Миргородская Е. О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования // Философия хозяйства. М., 2005. № 4/5. С. 203.


Информация о работе Понятие конкурентоспособности и его эволюция