Понятие макро- и микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:17, лекция

Краткое описание

Микроэкономика - это часть экономической теории, которая изучает экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Для экономических объектов важной категорией является цена. Вот поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках.
Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем ценообразования на уровне первичного звена является Альфред Маршалл, который по праву считается основоположником микроэкономики. Как считал Маршалл, главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и факторы, которые на них влияют.

Вложенные файлы: 1 файл

макро и микроэкономика.docx

— 26.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Микроэкономика. Понятие микроэкономики и суть 
Микроэкономика - это часть экономической теории, которая изучает экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Для экономических объектов важной категорией является цена. Вот поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках. 
 
Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем ценообразования на уровне первичного звена является Альфред Маршалл, который по праву считается основоположником микроэкономики. Как считал Маршалл, главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и факторы, которые на них влияют. Исследованию каждого из этих факторов посвящена соответствующая часть микроэкономики: 
 
в первой части рассматриваются закономерности формирования спроса на товар и те факторы, которые его определяют; 
 
во второй части анализируется предложение; 
 
в третьей части исследуется соотношение спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции; 
 
в четвертой части изучаются проблемы ценообразования, факторов производства. 
 
Таким образом, микроэкономика начинается с изучения спроса и предложения. Рассмотрим эти два показателя. 
1.1 Спрос. Факторы формирования спроса 
Спрос – это сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже[1]. Иными словами спрос - это количество товара, которое может себе позволить потребитель, за определенную сумму в определенный период времени. Этот термин, а точнее его полный вариант «платежеспособный спрос» ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Мальтус. 
 
На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, которая называется законом спроса.  
 
Закон спроса: чем выше цена на определенный товар тем меньше спрос на этот товар, и наоборот чем ниже цена тем выше будет спрос[2]. Информацию о возможных величинах спроса можно представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса рис. 1.1. 
 
 
 
 
 
Рис. 1.1 график кривой спроса 
 

– кривая спроса;  

– цена на товар;  

– количество товара  
 
точки А и В означают, что по определенной цене можно купить определенное количество товара, то есть чем выше цена тем меньшее количество товара покупатель может приобрести и наоборот 
 
         Кривая спроса описывает картину спроса на данном товарном рынке, то есть зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен. 
 
Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса: 
 
1)    Какова будет величина спроса при различных уровнях цен; 
 
2)    Как изменится величина спроса при некотором изменении цены? 
 
Величина спроса – объем товара определенного вида, который покупатели готовы приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены этого товара. 
 
Сдвиг кривой спроса вправо или влево, происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. К неценовым факторам относятся: 
 
1.     Вкусы потребителя, то, что предпочитает носить потребитель. 
 
2.     Мода на определенный товар повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо и наоборот мода прошла спрос упал. 
 
3.     Доход. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. 
 
4.     Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие и дополняющие. Они по-разному влияют на спрос. Когда два продукта взаимозаменяемы рост цен на один из них вызовет увеличение спроса на другой. А когда два товара являются взаимодополняющими при росте цены на один, спрос на другой падает. 
 
5.     Сезон. В зависимости от времени года спрос на одни товары падает, а на другие возрастает. 
 
6.     Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. 
 
7.     Изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к увеличению спроса на детские товары. 
 
Для определения чувствительности одного из факторов в результате воздействия на него другого используется понятие эластичности. Эластичность – (от греч. elasticos - гибкий) - мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый[3]. Существует несколько видов эластичности спроса. 
 
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 процент. 
 
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1 процент. 
 
Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить на сколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б. Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности (k). 
 
Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса к снижению цен. Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной слабой или нейтральной. Каждая реакция порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный и спрос, имеющий единичную эластичность. 
 
Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены - на один процент вызовет увеличение объёма продаж более чем на один процент. 
 
Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы. 
 
Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение объема продаж. В этом случае коэффициент эластичности равен единице. 
 
Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода потребителя на один процент. 
 
Вывод: спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. Одним из важных факторов влияния на спрос является цена. Зависимость величины спроса от её цены описывается первым законом экономики – законом спроса. 
1.2 Предложение и факторы формирующие его 
Предложение — это сложившаяся в определенный период времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени от уровня цен, по которым этот товар может быть продан[4]. Таким образом, предложение представляет собой количество товаров, которое производители готовы продать по определенной цене в данном временном интервале. В рыночной экономике действует закон предложения, согласно которому предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. 
 
Закон предложения: повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цены к ее уменьшению[5]. Это значит, что по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а при снижении цен — меньшее количество товаров.  
 
Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени смотри рис. 1.2. 
 
 
 
 
 
Рис 1.2 график кривой предложения 
 

 
– цена товара;  

– количество товара;  

 
– кривая предложения 
 
Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина предложения, движение происходит вверх или вниз по кривой. Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. 
 
Неценовые факторы, влияющие на предложение следующие:  
 
1. Цены на ресурсы производства. Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение и сдвинет кривую предложения вправо. Повышение цен окажет обратное воздействие. 
 
2. Технология производства. Её совершенствование снижает цены на ресурсы и оказывает влияние, рассмотренное в первом пункте. 
 
3. Размер налогов и субсидий. Повышение налогов увеличит издержки производства и сокращает предложение. 
 
4. Цены на другие товары. Фирма может сократить производство одних товаров, если повышается цена на другие. 
 
Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения, она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения. 
 
Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения. 
 
Предложение считается абсолютно эластичным тогда, когда малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля. 
 
Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков кривых смотри рис 1.3. 
Рис 1.3 график равновесной цены 
 

 
– цена товара;  

– количество товара; М – точка равновесия 
 
         Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, а цену, при которой возникает рыночное равновесие – равновесной ценой. 
 
         Равновесная цена – это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи. Если цена будет выше равновесной, то произойдет превышение предложения над спросом и в результате произойдет затоваривание. Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной. 
 
Вывод: предложение – это то, количество товаров, которое может быть предложено производителем к продаже. На предложение, так же как и на спрос влияет цена. Зависимость предложения от цены изложено в законе предложения. Взаимодействием спроса и предложения является равновесная цена. 
1.3 Микроэкономический анализ 
Предметом микроэкономики является механизм принятия экономических решений на уровне домашних хозяйств и фирм в заданных экономических условиях, а так же механизм формирования этих «заданных» условий в результате их совместных действий. 
 
В микроанализе доход потребителей рассматривается как заданная величина, и акцент делается на распределении расходов домашнего хозяйства между различными товарами и услугами. 
 
Исходной базой микроэкономического анализа является редкость благ. Блага – это способ удовлетворения потребностей, нужд человека. Есть два вида благ: даровые, объем которых больше потребностей людей и их потребление одними людьми не приводит к нехватке благ для других людей; и экономические блага – это средства удовлетворения человеческих потребностей, которые доступны людям в объёме меньшем, чем эти потребности. 
 
Исследование экономического поведения отдельных экономических субъектов в указанном аспекте и представляет собой область микроэкономического анализа. Особая его значимость заключается в том, что принимаемые на микроуровне решения действуют, совместно оказывая влияние на всю хозяйственную систему. Поэтому анализ экономического поведения на микроуровне является важнейшим звеном экономики. 
 
         Вывод: исходной базой макроэкономического анализа является редкость благ. Блага - это способ удовлетворения потребностей человека. Блага подразделяются на два вида экономические и даровые.  
 
 
 
 
Глава  
II 
. Макроэкономика. 
Макроэкономика – отрасль экономической науки, которая изучает функционирование национальной экономики в целом. 
 
Возникновение макроэкономической науки относится к периоду 1930-х годов. Она была основана Джоном Кейнсом, который в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и что правильная налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика государства может воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу. 
2.1 Инструменты и цели макроэкономической политики 
Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты. 
 
Система целей включает следующие элементы: 
 
1.                Высокий и растущий уровень национального производства, то есть уровень реального валового внутреннего продукта. 
 
2.                Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице. 
 
3.                Стабильный или плавно растущий уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках. 
 
Первая цель состоит в том, что конечная задача сводится к обеспечению населения товарами и услугами. 
 
Второй целью макроэкономической политики являются высокая занятость и низкая безработица. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе депрессии спрос на рабочую силу сокращается, уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления спрос на рабочую силу растёт, а безработица сокращается. 
 
Третья макроэкономическая цель – стабильность цен при наличии свободных рынков. Распространённым измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора. 
 
Государство в своем распоряжении имеет соответствующие инструменты, которые оно может использовать для воздействия на экономику. Под инструментом политики понимается экономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способствующая достижению макроэкономических целей. 
 
Выделяют следующие инструменты макроэкономической политики. 
 
Налогово-бюджетная политика, означающая манипулирование налогами с целью воздействия на экономическую ситуацию. 
 
Денежно-кредитная политика, осуществляется путем денежной кредитной и банковской систем страны. 
 
Политика доходов – это стремление государства сдержать инфляцию  директивными методами: прямым контролем над заработной платой и ценами. 
 
Внешнеэкономическая политика. Международная торговля повышает экономический рост. Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, представляющий разность между стоимостью экспорта и импорта. 
 
Торговая политика включает в себя тарифы, квоты и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт. 
 
Вывод: отрасль экономической науки изучающей функционирование национальной экономики в целом называется макроэкономикой. Высокий уровень национального производства, высокая занятость, стабильный или плавно растущий уровень цен – это цели макроэкономики. 
2.2 Методы макроэкономики. Макроэкономические проблемы 
Под методом понимают совокупность приемов, способов, форм изучения предмета данной науки. Макроэкономика использует как общенаучные, так и специфические методы исследования. 
 
К общенаучным относятся: 
 
метод научной абстракции; 
 
метод анализа и синтеза; 
 
системно-функциональный анализ; 
 
экономико-математическое моделирование. 
 
Основным специфическим методом, используемым в макроэкономике, является макроэкономическое агрегирование, характеризующие движение экономики как единого целого: ВВП, ВНП, средний уровень цен, рыночную ставку процента, уровень инфляции, занятости, безработицы и так далее. 
 
Основным макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы. 
 
Валовой внутренний продукт (ВВП) – макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени всеми производителями[6]. 
 
Валовой национальный продукт (ВНП) - макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданными факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны не только внутри страны, но и за рубежом[7].  
 
В закрытой экономике ВНП = ВВП. В открытой экономике отличия в объемах ВНП и ВВП объясняются главным образом функционированием иностранных фирм на территории данной страны и отечественных фирм на территории других стран. 
 
В макроэкономике широко используются экономические модели – описания различных экономических явлений и процессов для обнаружения взаимосвязей между ними. В макроэкономике существует множество различных моделей. 
 
В каждой модели выделяются два типа переменных: 
 
a.                экзогенные, 
 
b.               эндогенные. 
 
Первые вводятся в модель извне, они задаются до построения модели. Вторые возникают внутри модели, в процессе решения выдвинутой задачи. 
 
Существуют так же статические и динамические модели. Первые не рассматривают переход из одного состояния в другое. В динамических моделях наоборот рассматривается, к примеру, национальный доход в  переходе из одного состояния в другое.  
 
Вывод: макроэкономику изучают с помощью методов, таких как: метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, экономико-математическое регулирование и так далее. Так же для изучения макроэкономических явлений и процессов используют модели. 
 
 
 
 
Заключение 
Цель достигнута, а именно: раскрыты понятия микро и макроэкономики. Микроэкономика – изучает экономические процессы на уровне отдельных хозяйств. Макроэкономика напротив, изучает экономику на уровне государства, страны. 
 
Задача микроэкономики состоит в том, чтобы, наблюдая за экономическим поведением хозяйствующих субъектов и сопоставляя схожесть их действий, выявлять закономерности принятия ими экономических решений. В центре внимания микроэкономики оказывается вопрос о том, как действует рынок. Анализируя экономическое поведение, микроэкономика помогает объяснить, как устроен рыночный механизм и как он функционирует, чем различаются рынки и как устанавливаются на них рыночные цены. Обобщив сказанное можно утверждать, что целями микроэкономики являются исследования закономерностей режима функционирования экономических единиц в условиях рыночной системы хозяйствования и определения принципов установления экономического равновесия этой системы. 
 
Микроэкономический анализ позволяет объяснить не только природу экономического поведения хозяйственных единиц и принципы принятия ими решений. Он дает возможность установить функциональную связь между принимаемыми решениями и возникающими в результате этого последствиями. 
 
Методология микроэкономического анализа базируется на принимаемых логических умозаключениях, которые выстраиваются в соответствии с наблюдаемыми фактами реальной жизни. Такие умозаключения служат инструментами для построения поведенческих моделей в виде логических конструкций. 
 
Модели используются для установления функциональных взаимосвязей между вводимыми в них элементами. 
 
Гипотезы выражают какую-либо устойчивую связь между элементами модели и явлениями. Они носят прогнозирующий характер и требуют проверки выдвинутых в них положений на достоверность. 
 
Теория выступает в качестве общепризнанного положения, верно объясняющего установленною взаимосвязь между явлениями реальной действительности и явлениями, обладающими предсказательной (прогностической) силой. 
 
Методология экономического анализа базируется на применении ряда принципов, известных как предположения, которые служат базой для логических построений в моделях экономического поведения. В этих предположениях как раз и выражается своеобразие микроэкономического анализа. 
 
Микро- и макроэкономика тесно связаны, так как имеют единый предмет анализа. Однако уровни изучения у них различны. Микроэкономика анализирует закономерности развития. Макроэкономика рассматривает экономику как единое целое. Если микроэкономика имеет дело с объемами и ценами отдельных товаров, то макроэкономика оперирует суммированными величинами. Главным макроэкономическим показателем является: национальное богатство, валовой национальный продукт, национальный доход, занятость, уровень цен и так далее. 
 
 
 
 
Список библиографических источников. 
Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; под ред. А. В. Сидоровича. – 8-е изд. – М.: Дело и сервис, 2007. – 496 с. 
Вечканов, Г. С. Макроэкономика: учебник для вузов / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 544 с. 
Вечканов, Г. С. Макроэкономика: учебное пособие / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 288 с. 
Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие / Г. М. Гукасьян. - 4-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 224 с. 
Липсиц, И. В. Экономика. В 2 кн. Кн. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / И. В. Липсиц. - 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 304 с. 
Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю. В. Тарануха; под ред. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2006. - 640 с.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие макро- и микроэкономики