Понятие мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок. Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.89 Кб (Скачать файл)

 

 

Валютные рынки.

Нельзя в полной мере относить к государственному регулированию рынка наличной иностранной валюты. Однако без обеспечения устойчивого роста всех отраслей российской экономики невозможно устранить такие причины гипертрофированного развития рынка наличной валюты, как недоверие к национальной экономике, острый дефицит надежных долгосрочных инвестиционных инструментов и зависимость от импорта ключевых потребительских товаров.С появлением первых металлических денег появились первые представления и о валютном рынке. Родиной первых «валютных» операций некоторые считают Вавилон, а некоторые – Египет. Но считается, что первые серьезные валютные операции придумали итальянские менялы. Они извлекали прибыль из разницы между стоимостью валют разных государств. 

Ярмарочная торговля в  России имеет древние исторические корни. Достоверные исторические свидетельства  о российских ярмарках относятся  к XVI в., однако ряд исследователей определяет появление ярмарок еще ко временам Киевской Руси.

В России ярмарки обычно приурочивались к церковным праздникам. Наиболее древняя считается ярмарка - Арская (близ Казани) известна с середины 13 века. В связи с грабежами  русских купцов татарами Василий III запретил поездки на эту ярмарку  и основал в Васильсурске в 1524 новую, которая позднее была переведена к Желтоводскому (Макарьеву) монастырю (Макарьевская ярмарка).

На северо-западе территории Древней Руси (XI-XII век) местом торговли служили погосты (в то время так  назывались центры сельской общины), а  также торжки, особенно монастырские, на которые стекались помимо жителей  соседних деревень купцы из дальних  городов и сел. Однако ни погосты, ни торжки, ни базары, привлекавшие к себе окрестное население возможностью покупок и продаж, не обладали еще в то время характерными особенностями ярмарочного торга. Ведь ярмарка, как более высокая по сравнению с перечисленными организационная форма периодической торговли, предполагала втягивание в свою орбиту уже не только близлежащих территорий, но и отдаленных областей.

На погостах же и торжках  торговля носила, как правило, местный, локальный характер. И только позже, с развитием более широких  рыночных отношений, с вовлечением  в торговый оборот продуктов сельского  хозяйства и изделий городских  ремесленников, расширяется зона действия и местных торжков, радиус их влияния. Значение их как торговых центров  начинает простираться далеко за пределы  данной местности.

Оказав большое влияние  на дальнейшее развитие русской торговли, торжки подготовили переход к  формам более сложным - стационарной рыночной и периодической базарной. Были созданы необходимые предпосылки  для возникновения уже и ярмарочной торговли, которую отличали от предшествующих форм не только крупные размеры торговых оборотов, но и присущие ей две тенденции - центробежная и центростремительная.

Ярмарка аккумулировала огромную массу всевозможных товаров, привозившихся  из разных концов страны. И являясь, с одной стороны, центром притяжения этих товаров, она, с другой стороны, рассеивала их в различных направлениях по местным рынкам внутри страны и  за ее пределами. Эти две тенденции  определяли активную роль ярмарки и  ее значение в развитии русской торговли на протяжении нескольких столетий.

Первые русские ярмарки  как организационная форма периодической  оптовой и розничной торговли возникли в XIV-XV веках, в начальный  период ликвидации феодальной раздробленности  и образования единого национального  русского государства. С развитием  торговых связей и образованием русского централизованного государства  число ярмарки и их обороты  увеличиваются. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность их была различной (от 1 дня до нескольких месяцев). Главные  предметы торговли — сельскохозяйственные продукты, скот, лошади, кустарные и  промышленные изделия, пушнина, кожи и т. д.

К началу XVII века процесс  территориальной и политической централизации в России закончился слиянием областей, земель и княжеств в одно целое. Это слияние было вызвано усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрацией небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы.

Купцы - первоначально любые  люди, покупавшие или продававшие  товар, посредники между производителем и покупателем - постепенно становятся «купечеством». Это слово означает уже не отдельных, порой случайных  людей, а среднее сословие в русском  средневековом обществе, начинающее играть роль торгово-промышленного  движителя. Купечество как профессионально  обособившийся общественный класс  своим происхождением обязано целиком  развитию торговли. Сосредоточившие  в своих руках крупную внутреннюю и частично внешнюю торговлю, русские  купцы были активными участниками  ярмарочного торга. Они совершали  на больших ярмарках крупные торговые сделки, скупали товары, продажа  которых на внешний рынок не составляла царской монополии и поэтому  не была запрещена правительством.

Особенно широкое распространение  в нашей стране ярмарки получили в XVII и XVIII веках. К этому времени  относится возникновение в России мануфактурного производства, оказавшего значительное влияние на расширение внутренней, в том числе и ярмарочной, торговли. Петр.I, придавая ей большое  значение, всячески содействовал развитию ярмарок. Он, например, считал, что эта  форма не только способствует развитию внутреннего товарооборота, но и  является также одним из способов развития торговых связей с иностранными государствами.

В регламенте Главному магистрату в 1721 году говорилось о том, что магистрат  обязан «стараться об умножении ярмарок  и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше в  таких, к которым водяной ход  есть свободный, потому что через  эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промысла и происходит через  то довольство в народе». В 1755 году, с установлением особого процентного  сбора с гильдейских капиталов, купцы первых двух гильдий получили право беспошлинной торговли на всех ярмарках страны, чего не имели купцы  третьей гильдии.

Рост мануфактурного производства в первой половине XIX века оказал большое  влияние на развитие не только внутренней, но и внешней торговли России. Именно в этот период особенно большое значение, помимо Москвы и Петербурга, приобретают  такие крупные субъекты внутренней и внешней торговли, как, например, Рига, Одесса, Николаев, Новороссийск, Нижний Новгород и некоторые другие.

В этот же период наблюдается  быстрый рост числа ярмарок в  России и значительное увеличение торговых ярмарочных оборотов. Ярмарки становятся крупнейшими оптовыми центрами. К  концу первой половины XIX века в России их насчитывалось свыше 5,5 тысяч, и  действовали они почти во всех районах страны. Подавляющее их большинство (около 5,2 тыс.) приходилось на уезды  и сельские местности. Обороты крупных  ярмарок исчислялись десятками  миллионов рублей, а удельный вес  ярмарочной торговли во внутреннем товарообороте  страны с каждым годом возрастал.

Большую роль играли они  и во внешней торговле. Уже первые русские ярмарки XIV, XV и XVI веков привлекали множество иностранных купцов, доставлявших сюда восточно- и западноевропейские товары в обмен на русские. Так, например, в XIV и XV веках на крупную русскую  ярмарку в Холопьем городке, на месте  слияния Мологи с Волгой, съезжались немцы, поляки, литовцы, греки, итальянцы  и персы. Иностранные купцы обменивали сшитые одежды, ткани, кожи, топоры и  посуду на изделия русских ремесленников, а также на сырье, мед и т.д.

Во второй половине XVIII и  в первой половине XIX века роль ярмарок  во внешней торговле особенно возросла. Они способствовали продвижению  русских товаров на внешние рынки, а импортных - на внутренние рынки  России.

Мы признательны добротной  российской статистике, сохранившей  информацию о состоянии ярмарочного  дела в стране к концу прошлого столетия.

В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Я., из них 35 с оборотом свыше 1 млн. руб. Сложились 2 группы крупнейших ярмарок — уральская (Ирбит, Мензелинск и др.) и украинская (Харьков, Полтава, Ровно и др.). В 1894 г. в России было проведено более 18 тыс. ярмарок с  оборотом 1100 млн. руб. Среди них однодневные  ярмарки составили более 64%, длившиеся 2-7 дней - 32,6%, остальные продолжались более недели. Ярмарки были весьма различны по размаху. При этом именно на мелкие розничные (привоз товаров  до 10 тыс. руб.) приходилась основная масса (70%) всего ярмарочного товарооборота. Средние, оптово-розничные, давали еще 25%. Немногочисленные крупные оптовые  ярмарки, привлекавшие особое внимание, не имели большого значения в этом смысле.

С началом широкого ж/д  строительства во 2-й половине 19 века значение ярмарки во внутренней торговле России начинает падать, их товарообороты  уменьшаются. Коренная ярмарка в  Курске с товарооборотом свыше 22 млн. руб. в 1834, в 1911 годах имела оборот только 800 тыс. руб. Но в целом по России число ярмарок росло. В 1911 действовало 16 тыс. ярмарок с общим оборотом 1 млрд. руб. Около 87% их составляли мелкие ярмарки, устраиваемые в сёлах в  дни церковных праздников. Крупных  ярмарок с оборотом свыше 1 млн. руб. было 23.

На первом месте по величине оборота стояла Нижегородская ярмарка, 2-й была Ирбитская, 3-й - Меновническая  близ Оренбурга. Большое значение особенно в 19 в. имели украинские ярмарки, среди  которых выделялись харьковские - Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3-4 недели. В 1834 их общий  оборот достигал более 22 млн. руб., в 1913 - около 36 млн. руб. На Севере крупной  ярмаркой была Маргаритинская в Архангельске с оборотом около 2 млн. руб. в 1911 году.

Существовали также специальные  конные, скотские, лесные ярмарки. Особый характер имела киевская Контрактовая ярмарка, возникшая в начале 19 в. На ней заключались сделки (контракты) на оптовую куплю и продажу  сахара, хлеба, металлов, угля и т.п. Существовало специальное ярмарочное законодательство, для руководства торговлей на крупных ярмарок создавались ярмарочные комитеты.

К началу XIX в. в России сложилась  разветвленная ярмарочная сеть. Ярмарки  способствовали развитию страны как  единого хозяйственного организма. Наибольшее значение в этом отношении  имела Нижегородская ярмарка, которая  уже в 20-х годах XIX века по своим  оборотам являлась крупнейшей в мире. Она была учреждена по Высочайшему  повелению 15 февраля 1817 года. В то время  в Нижний Новгород приезжали со своими товарами купцы из многих стран Востока  и Запада, поэтому здешнюю ярмарку  называли «меновым двором Европы с  Азией», к которому стекались «до  пятидесяти племен» для сбыта  своих товаров. Одновременно Нижегородская  ярмарка именовалась и «всероссийским торжищем», куда прибывали купцы  со всех концов России, Сибири, Средней  Азии, Персии, Кавказа.

Европейские купцы поставляли на ярмарку сукна, бумажные и шелковые ткани, льняные и пеньковые изделия, краски, москательные товары, кофе, красное  и сандаловое дерево, разные напитки, кораллы, часы, серебряные и галантерейные  изделия, косметические товары, стальные изделия, различные инструменты, модные уборы. Приобретали они здесь также широкий спектр товаров. Особенным спросом пользовались хлеб и сельскохозяйственное техническое сырье - лен, пенька, конопля, кожи, щетина. Таким образом, Нижегородская ярмарка в первой половине XIX века являлась основным поставщиком сельскохозяйственного сырья для западноевропейских и отечественных текстильных фабрик.

Привлекали европейцев и  товары, доставляемые на ярмарку с  Востока. Купцы азиатских стран  привозили преимущественно колониальные товары и изделия восточных мастеров. Из Китая поставляли чай, из Бухары - хлопчатобумажную пряжу, ковры и  различные ткани. Из Персии везли  в большом количестве шелк, жемчуг, сушеные фрукты. Турецкие купцы продавали  на ярмарке шали, драгоценные камни, табак.

Большая часть экспортируемых на азиатские рынки товаров проходила  также через Нижегородскую ярмарку. Особый интерес азиаты проявляли  к русским хлопчатобумажным тканям, составлявшим в 30-е годы XIX века главный  предмет русского экспорта в страны Среднего Востока. Наиболее активную роль играли в этом бухарские купцы, занимавшие первое место среди среднеазиатских  купцов, торговавших с Россией.

Первая и особенно вторая четверть XIX века характеризуются быстрым  ростом в России числа крупных  предприятий. Увеличение в связи  с этим выпуска продукции почти  во всех отраслях как тяжелой, так  и легкой промышленности отразилось и на ярмарочной торговле, особенно на торговле Нижегородской ярмарки, считавшейся барометром экономической  жизни страны. Она становится одним  из крупных центров оптовой торговли.

Среди прочих ярмарок, на которых  происходили крупные торговые сделки с иностранными купцами, известностью пользовалась также Ирбитская ярмарка  в Пермской губернии, учрежденная  в 1643 году. По своему экономическому значению и размеру оборота она по праву  занимала второе место в России. Основное значение этой ярмарки состояло в том, что она служила главным  центром торговли Урала и Сибири. Здесь купцы запасались тканями, галантерейными и бакалейными товарами на целый год.

В свою очередь, они доставляли на ярмарку сибирские товары - меха, кожи, рыбу, щетину, мед, воск, коровье  масло, конопляное и льняное семя. Имели здесь сбыт также товары из Китая и Средней Азии, а через  Архангельск и Москву сюда поступали  сахар, кофе, сукна, виноградные вина. Здесь осуществлялся сбыт купцами для перепродажи промышлявшему охотой населению предметов личного потребления и промысловых принадлежностей - оружия, пороха, зверобойных и рыболовных снастей и т.п.

В XVIII и особенно в XIX веке Ирбитская ярмарка приобретает  большое значение как крупный  центр по торговле пушниной. Отсюда шел в Северную Америку, европейские  и азиатские страны значительными  партиями мех горностая, соболя, бобра, чернобурой лисицы, песца и белки. Оборот Ирбитской ярмарки в 30-х  годах XIX века исчислялся 10 млн руб., а к концу второй половины XIX века он достиг 85-90 млн руб. По мере общего роста оборота в Ирбите происходило  увеличение закупок пушнины для  вывоза за границу.

Информация о работе Понятие мировой торговли