Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:58, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является налоговая система государства: особенности функционирования в странах СНГ Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе данного исследования: Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках; исследовать влияние налоговой системы на функционирование экономики стран с трансформационной экономикой; изучить направления совершенствования налоговой системы.
Содержание
Введение 4 1 Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках 6 1.1 Сущность налоговой системы и принципы ее построения 6 1.2 Налоговое законодательство Республики Беларусь 9 2 Влияние налоговой системы на функционирование экономики стран с трансформационной экономикой 14 2.1 Развитие налоговой системы в трансформационной экономике Республике Беларусь 14 2.2 Сравнительный анализ налоговых систем трансформационных экономик России и Республики Беларусь 19 3 Необходимость и направления совершенствования налоговой системы 26 3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 28 Заключение 32 Список использованных источников 34
В налогообложении действует
три способа взимания налогов, исходя
из учета и оценки объекта налога: кадастровый;
декларационный; административный — изъятый
у источника образования объекта обложения.
Первый способ (кадастровый)
предполагает использование кадастра
(реестра, описи), содержащего перечень
типичных сведений об оценке и средней
доходности объекта обложения (земли,
домов), которые используются при исчислении
соответствующего налоги. Так, для поземельного
налога в зарубежных странах действует
земельный кадастр, при составлении которого
типичные участки земли группируются
в зависимости от качества, местоположения,
использования. Для каждой группы устанавливается
средняя доходность на единицу площади
за ряд лет, остальные земельные участки
приравниваются к той или иной категории,
для которой установлена ставка налога
с единицы площади. Земельные кадастры
устанавливаются государственными органами.
На таких же принципах построен
и используется для исчисления налога
на землю земельный кадастр в Беларуси.
В нем представлен систематизированный
свод, перечень сведений, данных о земле
как средстве производства, о земельных
угодьях, а также приводится описание
земельных угодий, участков, указывается
их площадь и место расположения, конфигурация,
качество, оценка стоимости. Однако такой
подход к составлению земельного кадастра
имеет определенные недостатки. Во-первых,
его составление требует длительного
времени, во-вторых, данные кадастровых
оценок быстро устаревают вследствие
изменения ценности земли и инфляции.
В прошлом кадастры широко использовались
для переписи лиц при обложении подушным
налогом.
Второй способ (декларационный)
предусматривает подачу налогоплательщиком
в налоговые органы официального заявления
— декларации о величине объекта обложения,
в которую, как правило, включают данные
о доходах и расходах плательщика, источниках
доходов, налоговых льготах и порядке
исчисления оклада налога. Этот способ
учитывает недостатки предыдущего, но
создает условия для уклонения от уплаты
налога, поскольку контроль финансовых
органов за субъектом ослабевает.
Третий способ (административный)
предполагает исчисление и изъятие налога
у источника образования объекта обложения,
обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия
или другим органом, который выплачивает
налог. Таким путем взимаются подоходный
налог, налог с доходов по ценным бумагам
и др. В данном случае налог удерживается
бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает
возможность от его уклонения. Сумма изъятого
налога переводится сборщиком-предприятием
сразу в бюджет. В современных условиях
этот способ часто сопровождается последующей
подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы
уплаты налога:
наличный платеж, когда плательщик
вносит в казну государства определенную
сумму денег в наличной форме;
безналичный платеж, когда происходит
перечисление через банк со счета клиента
на счет бюджета;
гербовыми марками, т. е. с помощью
покупки плательщиком специальных марок
и наклеивания их на официальный документ,
после чего документ имеет законную силу [9 с.53-54].
1.2 Налоговое
законодательство Республики Беларусь
Налоговое законодательство
государства, как и любая другая отрасль законодательства,
представляет собой совокупность нормативных
правовых актов, принятых или изданных
уполномоченными на то органами и применяемых
при регулировании налоговых отношений.
Налоговое законодательство
Республики Беларусь включает в себя:
– налоговый кодекс государства
и принятые в соответствии с ним законы,
регулирующие вопросы налогообложения;
– декреты, указы и распоряжения
Президента Республики Беларусь, содержащие
вопросы налогообложения;
– постановления Правительства
Республики Беларусь, регулирующие вопросы
налогообложения и принимаемые на основании
и во исполнение Налогового кодекса, налоговых
законов и актов Президента Республики
Беларусь;
– нормативные правовые акты
республиканских органов государственного
управления, органов местного управления
и самоуправления, регулирующие вопросы
налогообложения и издаваемые в случаях
и пределах, предусмотренных Налоговым
кодексом, а также принятыми в соответствии
с ним законами, регулирующими вопросы
налогообложения, актами Президента Республики
Беларусь и постановлениями Правительства
Республики Беларусь.
Налоговый кодекс – это основной
документ, регламентирующий в комплексе
все направления налоговых отношений
в государстве. Принят Палатой представителей
и одобрен Советом Республики Национального
собрания Республики Беларусь в декабре
2002 г. Налоговый кодекс упорядочивает
все законодательные акты, действующие
в налоговой сфере. Он устанавливает систему
налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет
Республики Беларусь, основные принципы
налогообложения, регулирует властные
отношения по установлению, введению,
изменению, прекращению действия налоговых
платежей и отношения, возникающие в процессе
исполнения налогового обязательства,
осуществления налогового контроля, обжалования
решений налоговых органов, а также определяет
права и обязанности плательщиков, налоговых
органов и других участников отношений,
регулируемых налоговым законодательством.
Декреты и указы Президента
Республики Беларусь по вопросам налогообложения
регламентируют механизм взимания отдельных
налогов и сборов, отличающихся, как правило, особым режимом
их взимания. По своей юридической силе
декреты и указы Президента приравнены
к законам государства.
Постановления Правительства
Республики Беларусь, регулирующие вопросы
налогообложения, призваны обеспечить
исполнение законов, декретов, указов.
Они содержат разъяснительный материал,
который детализирует механизм практической
реализации того или иного направления
налоговых отношений.
Нормативные правовые акты
республиканских органов государственного
управления, органов местного управления
и самоуправления являются по своей сути
инструкциями по расчету и взиманию налогов.
Инструкции разработаны по каждому налогу,
сбору, пошлине и четко определяют объект
налогообложения, сроки их уплаты и процедуру
взимания.
С введением Налогового кодекса
в Республике Беларусь завершена работа
по созданию налогового законодательства
государства, урегулированию вопросов
расхождения положений действующих правовых
актов и достижению их соответствия друг
другу. Кодекс определил юридическую силу
всех нормативно-правовых актов, действующих
в налоговой сфере, их соподчиненность
по отношению к другим документам или,
иными словами, их место в законодательной
иерархии.
Установлено, что высшей юридической
силой в системе законодательства Республики
Беларусь обладают Конституция Республики
Беларусь, законы Республики Беларусь,
декреты и указы Президента Республики
Беларусь.
В случае расхождения Закона,
Декрета, Указа с Конституцией Республики
Беларусь действует Конституция Республики
Беларусь.
В случае расхождения Декрета
или Указа с законами, Закон имеет верховенство
лишь тогда, когда полномочия на издание
Декрета или Указа были предоставлены
Законом.
Законы, декреты, указы имеют
большую юридическую силу по отношению
к постановлениям Палаты представителей
и Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь, Совета Министров
Республики Беларусь, Пленумов Верховного
Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь.
Законы, декреты, указы и постановления
Правительства Республики Беларусь имеют
большую юридическую силу по отношению
к нормативным правовым актам министерств,
иных республиканских органов государственного
управления и Национального банка Республики
Беларусь.
Кодексы имеют большую юридическую
силу по отношению к законам. При этом
Гражданский кодекс Республики Беларусь
имеет большую юридическую силу по отношению
к другим кодексам и законам.
Новый акт законодательства
имеет большую юридическую силу по отношению
к ранее принятому нормативно-правовому
акту по такому же вопросу.
В перечне нормативно-правовых
актов, изданных государственными органами
(должностными лицами), акты вышестоящих
органов (должностных лиц) имеют преимущественную
силу по отношению к документам нижестоящих
государственных органов (должностных
лиц).
Среди нормативно-правовых
актов, принятых государственными органами
(должностными лицами) одного уровня, преимущественную
силу имеют акты органа (должностного
лица), специально уполномоченного на
регламентирование налоговых отношений.
В совокупности нормативно-правовых
актов, действующих в сфере налогообложения,
можно выделить два уровня. Первый законодательный
уровень включает Налоговый кодекс государства
и принятые в соответствии с ним «налоговые»
законы и правовые акты Президента Республики
Беларусь по вопросам налогообложения.
Второй законодательный уровень –
все остальные нормативно-правовые акты,
принимаемые в соответствии с актами первого
уровня и обеспечивающие их исполнение
[14 с. 77-79].
С учетом реальной юридической
силы названных нормативно-правовых актов
следует признать, что в регламентации
налоговых отношений государства особая
роль принадлежит Налоговому кодексу.
Налоговый кодекс Республики
Беларусь состоит из четырех разделов.
Каждый из разделов регламентирует отдельную
сферу налоговых отношений. Содержание
этих сфер непосредственно отражается
в названии разделов:
– Раздел 1. «Общие положения»;
– Раздел 2. «Налоговое обязательство»;
– Раздел 3. «Налоговый учет
и налоговый контроль»;
– Раздел 4. «Налоговые и таможенные
органы».
В составе названных разделов
выделено одиннадцать глав, которые конкретизируют
нормативную правовую информацию: каждая
глава Налогового кодекса содержит несколько
статей, в которых продолжена детализация
отдельных направлений налоговых отношений,
обозначенных в названии главы.
Так, глава 1 «Основные положения»
дает юридическую характеристику таким
основополагающим составляющим процесса
налогообложения, как налоговые отношения,
принципы налогообложения, виды налогов
и сборов, порядок введения, изменения
и прекращения действия республиканского
и местных налогов.
В главе 2 «Плательщики налогов,
сборов пошлин» дается юридическое определение
всех возможных плательщиков налогов,
сборов, пошлин: отечественных и иностранных
субъектов хозяйствования, коллективных
и индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков
и их налоговых агентов, других законных
представителей налогоплательщика и т.п.
В главе 3 «Объекты налогообложения»
содержатся разъяснения по каждому из
возможных объектов, к которым могут быть
применены налоговые ставки: имущество,
доходы, работы, услуги, товары и т.п.
В главе 4 «Налоговые обязательства»
дается четкое определение самому понятию
«налоговое обязательство» и процедуре
его исполнения в различных налоговых
ситуациях: при ликвидации предприятия
или его реорганизации, при наличии недееспособности
или безвестно отсутствующего плательщика
и т.п. Здесь же дается определение таким
понятиям, как «налоговая база», «налоговая
ставка», «налоговый период», «налоговые
льготы», «сроки» и «порядок уплаты налогов».
В главе 5 «Способы обеспечения
исполнения налогового обязательства,
уплаты пеней» четко регламентированы
установленные в Республике Беларусь
способы обеспечения исполнения налогового
обязательства посредством залога имущества,
поручительства, использования пеней,
приостановления операций по счетам налогоплательщика
в банке и арестом его имущества.
Глава 6 «Принудительное исполнение
налогового обязательства» содержит указания
по взысканию пеней за счет денежных средств,
находящихся на счетах налогоплательщика,
за счет его наличных денег, а также за
счет средств дебиторов налогоплательщика,
за счет имущества налогоплательщика
и т.п.
Глава 7 «Зачет, возврат налогов»
регламентирует процедуру возврата излишне
уплаченных и излишне взысканных налоговых
сумм.
Глава 8 «Налоговый учет. Налоговая
декларация» впервые в налоговом праве
определяет понятие «налоговый учет»,
излагает его цели и
предназначение. Введение налогового
учета связано с тем, что действующий
порядок налогообложения прибыли и сейчас
предполагает помимо регистрации и систематизации
хозяйственных операций по методологии
бухгалтерского учета выполнение бухгалтером
целого комплекса учетно-расчетных действий
для правильного исчисления налоговых
обязательств организации.
В этой главе дается также определение
налоговой декларации, как письменного
заявления налогоплательщика, содержащего
широкий аспект информации о самом налогоплательщике
и его доходах.
В главе 9 «Налоговый контроль»
дается определение этой категории, определяется
объект контроля, виды контроля, перечень
мер, которые применяют налоговые органы
для осуществления контроля: контрольные
закупки товара, налоговые посты, личный
досмотр должностных лиц, досмотр находящихся
при них вещей. Отдельными статьями устанавливаются:
– порядок постановки и снятия
налогового учета, присвоения учетного
номера налогоплательщику;
– процедура проведения налоговых
проверок;
– направления использования
результатов налоговых проверок и т.п.
В главе 10 «Налоговые и таможенные
органы Республики Беларусь» приводится
структура налоговых и таможенных органов,
формулируются их функции, права и обязанности,
меры и способы несения ответственности
этих органов за убытки, причиненные налогоплательщикам,
за незаконные решения, неправомерные
действия (бездействие) их должностных
лиц.
В главе 11 «Порядок и сроки обжалования
решений налоговых органов, действий (бездействия)
их должностных лиц» регламентируются
следующие процедурные моменты:
– право на обжалование;
– порядок обжалования;
– порядок и сроки подачи жалобы
в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему
должностному лицу налогового органа;