Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:11, реферат
Основой развития экономики является производство и конкуренция, выражающая сущность рыночных отношений. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системе правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
2.1.2 Нефтяная промышленность
Нефтяная промышленность в данный момент является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеют долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5%, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия выходит постепенно на первое место в мире, добывая около 2900 баррелей в год. На сегодняшнем рынке (после распродажи «Юкоса») представлены несколько общероссийских и региональных компаний: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Роснефть», «Транснефть», «РиТек», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2010 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских «ЛукОйл», «Юкос», «Сибнефть» и «ТНК» чуть меньше 80%. При этом «ЛукОйл» и «Юкос» занимали по 25% рынка (добыча нефти по 35,4 млн. т. за полтора квартала).
Динамика добычи нефти российскими компаниями с 2010 года по млн. бар в день.
Ситуация изменилась , когда компания «Юкос» фактически завершила свое существование (были распроданы основные ее активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер – «Лукойл». Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке с 2004г. И по сегодняшний день.
Особенности рынка
На рынке нефти сложилась
Ситуация с издержками связана с все большим ужесточением
налогового законодательства и укреплением
рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных
компаний, все равно, если цены на нефть
будут больше 30$ за баррель, так как больше
этого уровня они вряд ли смогут заработать.
Увеличение налогового бремени крайне
негативно сказалось на инвестициях в
сферу нефтедобычи. При вступившей с 1
августа 2004 года новой экспортной шкале
пошлин государство в виде налогов взимает
около 88% дополнительного дохода при цене
свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих
компаний и 100% у независимых компаний
(при учете налога на прибыль). Укрепление
рубля также понижает реальную прибыль
компаний. Кроме того при "экстенсивной"
добычи нефти старые месторождения заметно
уменьшают отдачу, а разработка новых
в силу разных (в том числе климатических)
причин влечет дополнительные сверхиздержки.
Еще один фактор - дело "Юкоса", которые
не прибавило привлекательности акциям
отечественных нефтяных компаний.
2.1.3 Автомобильная промышленность
Автомобильная промышленность
является одной из самых "больных"
отраслей Российской экономики. На производстве
автомобилей занято более 1 млн. человек,
предприятия, как правило, являются градообразующими.
Однако продукция автопрома чаще всего
неконкурентоспособна не только на внешнем
рынке, но и на внутреннем. Единственное
в большинстве своем преимущество отечественных
автомобилей перед импортными - преимущество
в цене постепенно нивелируется.
Особенно это касается "Автоваза",
который постепенно уменьшает выпуск "дешевых"
моделей, расчищая нишу для отечественных
производителей ("ИЖавто") и для иностранных
конкурентов, в первую очередь корейских
компаний. Ставка на "Шевроле Нива",
казалось бы, себя оправдала за 2009 год
объем производства вырос на 2,4%. Но по
итогам первого квартала 2009 года Волжский
автозавод снизил объемы производства
по сравнению с тем же периодом 2008 года
на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный
лидер в производстве легковых автомобилей
от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции
в 2009 году составил 4,2 млрд. $, для сравнения
у "ГАЗа" – 1,6 млрд. $. В 2012 году на отечественного
производителя автомобилей «Автоваза»
пришлось 18,3% продаж в сегменте рынка новых
легковых автомобилей. Данный показатель
соответствует прогнозам развития «Автоваза»
с учётом запуска новых моделей, а также
благодаря программы модернизации и обновления
производственных мощностей. В целом в
2012 году «Автоваз» благодаря моделям LADA
Granta, LADA Priora и LADA Kalina в очередной раз улучшил
показатели объёма продаж. Государство
проводит активную протекционистскую
политику по отношению к автопрому. Благодаря
высоким пошлинам на иномарки и стабильному
росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз"
ежегодно испытывает рост. Однако уже
в 2003 году каждый третий купленный в России
автомобиль – был иномарка.
Лидерство в ценах
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз", разумеется, является безусловным лидером.
Неблагоприятные прогнозы и пути выхода
По прогнозам специалистов рынок
легковых автомобилей к 2012 году в России
возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2006 году рынок
легковых автомобилей в РФ составлял 2
млн. 216 тысяч единиц. При этом их производство
в 2006 году составило 1 млн.783 тысяч единиц,
а к 2010 году возросло до 3 млн. Объем производства
будет зависеть от объема отечественных
и зарубежных инвестиций. В ближайшие
1,5-2 года цены на отечественные автомобили
приблизятся вплотную к ценам на некоторые
зарубежные модели. Что не может не сказаться
на конкурентоспособности наших предприятий.
По прогнозам "Института Адама Смита"
уже в 2006 году в России иномарок покупали
больше, чем отечественных автомобилей,
в 2010 году их доля составила 66%, а к 2012 году
их доля возрастет до74%.
Из такого положения у отечественных компаний
есть несколько путей выхода:
1) Создание совместных
2)Комплексная перекапитализация, создание
новой конкурентоспособной продукции
на ос-нове новых технологий. Так тот же
"Автоваз" проводит перекапитализацию
сроком 8 лет.
3 Заключение
Исходя
из проведенного исследования, можно
сделать вывод, что хотя олигополия
и не удовлетворяет абстрактным
условиям эффективного использования
и распределения ресурсов, в реальной
действительности она эффективна, так
как вносит важный вклад в экономический
рост, активно участвуя в исследованиях
и разработках новых продуктах
и технологий, а также внедряя
эти изобретения в
Многие
западные экономисты утверждают, что
олигополистическая структура наилучшим
образом приспособлена для
К
тому же участники олигополии обладают
значительным объемом прибыли, которая
является результатом существования
барьеров для вхождения в отрасль
и их способности избегать ценовой
конкуренции. Подобные утверждения
подкреплены многочисленными