Понятие олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:11, реферат

Краткое описание

Основой развития экономики является производство и конкуренция, выражающая сущность рыночных отношений. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системе правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

2.1.2 Нефтяная промышленность

Нефтяная промышленность в данный момент является определяющей для всей Российской экономики. Сколько  раз по новостям центральных и  региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных  последствиях этих колебаний для  России. Действительно сейчас, как  говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит  государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеют долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5%, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия выходит постепенно на первое место в мире, добывая около 2900 баррелей в год. На сегодняшнем рынке (после распродажи «Юкоса») представлены несколько общероссийских и региональных компаний: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Роснефть», «Транснефть», «РиТек», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2010 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских «ЛукОйл», «Юкос», «Сибнефть» и «ТНК» чуть меньше 80%. При этом «ЛукОйл» и «Юкос» занимали по 25% рынка (добыча нефти по 35,4 млн. т. за полтора квартала).

Динамика добычи нефти  российскими компаниями с 2010 года по млн. бар в день.

Ситуация изменилась , когда компания «Юкос» фактически завершила свое существование (были распроданы основные ее активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер – «Лукойл». Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке с 2004г. И по сегодняшний день.

Особенности рынка

На рынке нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов  связан с высокими ценами на нефть  вследствие очередного энергетического кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2004 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель, и естественно сейчас цена на нефть также растет. 
     Ситуация с издержками связана  с все  большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно, если цены на нефть будут больше 30$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2004 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного дохода при цене свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих компаний и 100% у независимых компаний (при учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль компаний. Кроме того при "экстенсивной" добычи нефти старые месторождения заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных (в том числе климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки. Еще один фактор - дело "Юкоса", которые не прибавило привлекательности акциям отечественных нефтяных компаний.

2.1.3 Автомобильная  промышленность

Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия, как правило, являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется. 
     Особенно это касается "Автоваза", который  постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2009 год объем производства вырос на 2,4%. Но по итогам первого квартала 2009 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2008 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2009 году составил 4,2 млрд. $, для сравнения у "ГАЗа" – 1,6 млрд. $. В 2012 году на отечественного производителя автомобилей «Автоваза» пришлось 18,3% продаж в сегменте рынка новых легковых автомобилей. Данный показатель соответствует прогнозам развития «Автоваза» с учётом запуска новых моделей, а также благодаря программы модернизации и обновления производственных мощностей. В целом в 2012 году «Автоваз» благодаря моделям LADA Granta, LADA Priora и LADA Kalina в очередной раз улучшил показатели объёма продаж. Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль – был иномарка.

Лидерство в ценах

На  примере рынка легковых автомобилей  можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз", разумеется, является безусловным лидером. 

Неблагоприятные прогнозы и пути выхода

По  прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2012 году в России возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2006 году рынок легковых автомобилей в РФ составлял 2 млн. 216 тысяч единиц. При этом их производство в 2006 году составило 1 млн.783 тысяч единиц, а к 2010 году возросло до 3 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам "Института Адама Смита" уже в 2006 году в России иномарок покупали больше, чем отечественных автомобилей, в 2010 году их доля составила 66%, а к 2012 году их доля возрастет до74%. 
Из  такого положения у отечественных  компаний есть несколько путей выхода: 
1) Создание совместных предприятий. Наподобие совместного предприятия "ВАЗ" и "Дженирал Моторз" по производству "Шевроле Нива". Такое сотрудничество выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают из-держки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде.  
2)Комплексная перекапитализация, создание новой конкурентоспособной продукции на ос-нове новых технологий. Так тот же "Автоваз" проводит перекапитализацию сроком 8 лет.

 

 

 

 

3 Заключение 

Исходя  из проведенного исследования, можно  сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным  условиям эффективного использования  и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так  как вносит важный вклад в экономический  рост, активно участвуя в исследованиях  и разработках новых продуктах  и технологий, а также внедряя  эти изобретения в производство.

Многие  западные экономисты утверждают, что  олигополистическая структура наилучшим  образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных  исследований и разработок и внедрения  полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники  олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно  использовать технический прогресс для улучшения собственного положения  на рынке.

К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая  является результатом существования  барьеров для вхождения в отрасль  и их способности избегать ценовой  конкуренции. Подобные утверждения  подкреплены многочисленными эмпирическими  данными.

 


Информация о работе Понятие олигополии