Понятие, сущность и содержание финансовой безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере ре зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны.
Зависимость всех аспектов национальной безопасности страны от ее финансовой безопасности на первый взгляд крайне проста: отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложны нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности. Вместе с тем эта внешне простая, самая общая взаимосвязь находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характер явлениях и процессах.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..…2
1.Понятие, сущность и содержание финансовой безопасности………….…....3
1.2. Роль финансовой системы в обеспечении экономической и национальной безопасности …………………………………………………………….…....…..6
2. Угрозы безопасности институтам финансово-кредитной системы…….…..8
3. Финансовая безопасность и ее место в системе экономической безопасности России………………………………………………………….…24
3.1 Угрозы финансовой безопасности России……………………………….…25
3.2 Правовые основы финансовой безопасности России…………….………..27
3.3 Система органов, контролирующих финансовую безопасность России…29
3.4 Методы совершенствования финансовой безопасности…………………..32
Список литературы…………………………………………………………..…..34

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу; 
прекращение обязательства зачетом; 
передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или закона.     

В случае получения продавцом векселя  покупателя оплатой товаров (работ, услуг) признается оплата самого этого векселя либо векселедателем, либо иным лицом, а также передача указанного векселя по индоссаменту третьему лицу. 
     При передаче же покупателем не собственного векселя, а векселя третьего лица моментом определения налоговой базы будет день получения поставщиком указанного векселя. 
     Способы прекращения встречных обязательств рассматриваются в гл. 26 Гражданского кодекса РФ (предоставление отступного, зачет встречного однородного требования, новация и пр.) и, соответственно, при прекращении обязательств в этих случаях возникает обязанность исчислить НДС. 
     В случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат: 

день истечения указанного срока исковой давности; 
день списания дебиторской задолженности.

Проблемы  квалификации налоговых преступлений. 
     Квалификация  противоправных действий, направленных на возмещение НДС на практике вызывает определенные трудности. Нередко это связано с недостаточностью улик, не исследованностью всех обстоятельств дела. В целом же речь может идти о хищении путем мошенничества или об уклонении от уплаты налогов с организаций. Противоправные деяния при возмещении НДС совершают, как правило, руководители и главные бухгалтеры коммерческих организаций, кредитных учреждений. Однако к ним бывают причастны и сотрудники налоговых органов, рядовые работники коммерческих структур, лица, официально нигде не работающие (выполняющие функции посредников). Соучастниками незаконного возмещения НДС при экспортных операциях являются также должностные лица таможенных органов, а при операциях на внутреннем рынке - должностные лица государственных учреждений, органов власти и местного самоуправления.   

 

Экономическая безопасность или финансовая безопасность — это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Обеспечение экономической безопасности в частности для Российской Федерации предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и инновационного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям[1].

Она включает в себя:

сохранение платежеспособности;

планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;

безопасность занятости.

В макроэкономике экономическая безопасность — такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Экономическая безопасность - совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_aaciianiinou.html

Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Уровни экономической безопасности определяются следующими факторами:

Геополитическим и экономико - географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны. А также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам.

Экономическая и военно - политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития.

Ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики от которой зависит уровень национальной безопасности.

Приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики.

Параметры отраслевой и региональной структуры ВВП стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности.

Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств.

Аспекты деятельности, непосредственно, влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности:

Разработка, принятие и исполнение законодательных актов, оптимально обеспечивающих сохранение и поддержание этого уровня

Контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств

Борьба с коррупцией на всех уровнях

Инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств

Усиление и оптимизация деятельности спецслужб и армии

Развитие и оптимизация политической и экономической системы управления государством

Глубокий, всесторонний анализ и создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф и максимально эффективного устранения возможных последствий

 

Одной из важнейших составных экономической безопасности есть финансовая безопасность, без которой практически невозможно решить ни одну из задач, которые стоят перед государством.

Финансовая безопасность рассматривается под разными углами, в частности:

– с позиции ресурсно-функционального подхода, финансовая безопасность – защищенность финансовых интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях финансовых отношений; обеспеченность домашних хозяйств, предприятий, организаций и учреждений, регионов, областей, секторов экономики государства финансовыми ресурсами, достаточными для удовлетворения их потребностей и выполнение соответствующих обязательств;

– с точки зрения статики, финансовая безопасность – такое состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой, инвестиционной, таможенно-тарифной и фондовой систем, которые характеризуются сбалансированностью, стойкостью к внутренним и внешним отрицательным влияниям, способностью предупредить внешнюю финансовую экспансию, обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост;

– в контексте нормативно-правового регламентирования, финансовая безопасность предусматривает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, фактически отсутствует возможность направлять финансовые потоки в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность злоупотребления финансовыми ресурсами.

Таким образом, финансовая безопасность – защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые составляют угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и постоянное экономическое возрастание.

Финансовую безопасность любого государства определяют такие факторы:

– уровень финансовой независимости (при этом большое значение имеет размер внешней финансовой помощи со стороны международных финансовых учреждений, экономических группировок, правительств отдельных стран, объем иностранных инвестиций в национальную экономику);

– характер финансово-кредитной политики (как внутренней, так и внешней), которую проводит государство;

– политический климат в стране;

– уровень законодательного обеспечения функционирования финансовой сферы. Финансовая безопасность государства имеет как внутренний, так и внешний аспекты.

 

Относительно внешнего, то это, прежде всего, финансовый суверенитет страны, независимость национальной финансовой системы от влияния международных финансово-кредитных организаций и транснационального капитала. Тем не менее вести речь про абсолютную финансовую независимость в условиях глобализации некорректно. Ведь на финансовой безопасности Украины сказываются процессы финансовой глобализации, которые усиливаются в мировом сообществе. Затем проблема финансовой безопасности сегодня выходит за национальные пределы. Возрастает уровень интеграции и консолидации финансовых рынков, возрастают масштабы мобильности капитала и усиливается интенсивность его обращения. Как утверждают специалисты, "в мире сформировались грандиозные потоки "мировых денег", которые не подчиняются ни национальным правительствам, ни любым другим политическим учреждениям. Они не образовались как проявление потребностей производства, торговли, инвестирования или потребление. Главным их источником есть преимущественно торговля деньгами". Поэтому при разработке стратегии финансовой безопасности государства важно скрупулезно анализировать и учитывать текущую и вероятную ситуацию на мировых валютных рынках и рынках капитала.

Безопасность внутренней финансовой сферы Украины определяется совершенством правовой, организационной и институциональной базы, а также политической стабильностью, уровнем рисков рыночной конъюнктуры, масштабами теневой экономики и уровнем коррупции в государстве.

Финансовая безопасность является чрезвычайно сложной многоуровневой системой, которую образовывают ряд подсистем, каждая из которых имеет собственную структуру и логику развития. Финансовая безопасность государства включает: бюджетную, налоговую, долговую безопасность, финансовую безопасность банковской системы, валютную, денежно-кредитную, инвестиционную безопасность, финансовую безопасность страхового и фондового рынка.

Под понятием бюджетная безопасность следует понимать состояние обеспечения платежеспособности государства с учетом баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов и эффективности использования бюджетных средств. В целом бюджетная безопасность государства предопределяется размером бюджета, уровнем перераспределения ВВП через бюджет, размером, характером и уровнем дефицита бюджета, методами финансирования последнего, масштабами бюджетного финансирования, процессом бюджетного формирования, своевременностью принятия и характером кассового выполнения бюджета, уровнем бюджетной дисциплины.

Налоговая безопасность государства определяется эффективностью налоговой политики государства, которая может оптимально объединять фискальные интересы государства и индивидуальные, корпоративные интересы налогоплательщиков. С позиций фискальной достаточности проблема налоговой безопасности сводится к обеспечению государства таким объемом налоговых поступлений, которые есть оптимально необходимыми в соответствии с требованиями провозглашенной экономической доктрины. При этом следует помнить, что на фискальную безопасность государства влияют многочисленные налоговые, часто необоснованные, льготы. Вместе с тем, налоговая безопасность государства предусматривает оптимизацию уровня налогообложения, ведь чрезмерное повышение нормы налогообложения приводит к увеличению теневой экономики, свертыванию легального бизнеса, массового уклонения от уплаты налогов, а затем – к сокращению налоговой базы.

Долговая безопасность государства – определенный уровень государственной внутренней и внешней задолженности с учетом стоимости ее обслуживания и эффективности использования внутренних и внешних заимствований и оптимального соотношения между ними, достаточное для решения необходимых социально-экономических потребностей, которая дает возможность сохранить стойкость финансовой системы страны к внутренним и внешним угрозам, обеспечить относительную независимость государства, сохраняя при этом экономическую возможность страны осуществлять выплаты на погашение основной суммы и процентов без угрозы утратить суверенитет, одновременно поддерживая надлежащий уровень платежеспособности и кредитного рейтинга.

Финансовую безопасность банковской системы в целом и ее отдельных составляющих следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения финансовых последствий ее деятельности для страны вообще и отдельных клиентов и контрагентов. Во-вторых, с точки зрения недопущения реальных и потенциальных угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны, Национального банка Украины и банковских учреждений. Вообще сущность финансовой безопасности банковской системы состоит в обеспечении наиболее эффективного использования ресурсного потенциала, создании благоприятных условий для реализации экономических интересов банковских учреждений, предупреждении внутренних и внешних угроз банковской системе, создании условий ее стабильного и эффективного функционирования.

Информация о работе Понятие, сущность и содержание финансовой безопасности