Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики государства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Содержание

1.Понятие и сущность денежно-кредитной политики.
2. Денежно-кредитная политика России
3.Цели денежно-кредитной политики государства (России).
4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Госполитика.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

В России главным уполномоченным учреждением, которое отвечает за разработку и реализацию монетарной политики, является Центральный банк России. Конституцией РФ и Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года (в редакции федерального закона от 25 ноября 2009 года № 281-ФЗ) определены цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ. Центральный банк признается единственным на территории страны органом денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. Кроме него, в разработке денежно-кредитной политики принимают участие другие органы государственного регулирования экономики - Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Федеральное собрание РФ. Органы исполнительной и законодательной власти определяют основные макроэкономические показатели, которые служат ориентирами для формирования целей денежно-кредитной политики, такие как объем ВВП, размер бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, уровень инфляции, уровень занятости. Министерство финансов РФ совместно с ЦБ РФ участвует в разработке мер по укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, а также в подготовке предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве. Совместно с Центральным банком осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ.

Объекты монетарной политики можно разделить на отдаленные (конечные) и приближенные (непосредственные). Отдаленные объекты - это реальный сектор экономики и социальная сфера, ведь именно ради обеспечения их надлежащего развития осуществляется денежно-кредитное регулирование. Непосредственными объектами выступают те переменные денежного рынка, через которые монетарные импульсы осуществляют влияние на отдаленные объекты. Это, в частности, предложение (масса) денег, ставка процента, скорость обращения денег, валютный курс. На массу денег воздействие осуществляется через изменение предложения денег, на цену денег и валютный курс - через изменение спроса и предложения денег.

Выбор объектов денежно-кредитного регулирования зависит от экономической ситуации в стране и означает, что центральный банк может в зависимости от ситуации осуществлять ориентацию на один из вышеперечисленных объектов или даже несколько одновременно.

Успешное денежно-кредитное регулирование рыночной экономики возможно при наличии в стране соответствующей институциональной основы. Ключевыми составляющими ее является банковская система и денежный рынок.

Банковская система - это совокупность различных банков и их взаимосвязь.

Формирование денежно-кредитной политики как очень важного и сложного механизма экономического регулирования ставит ряд требований к банковской системе относительно уровня развития ее инфраструктуры и качества функционирования.

Основными из таких требований являются:

- двухуровневое построение  банковской системы, при которой  одному из банков предоставляется  статус центрального с монопольным  правом эмиссии денег. На центральный  банк возлагается функция выработки  и реализации монетарной политики;

- законодательное и фактическое  обеспечение независимости центрального  банка от государственных органов  исполнительной и законодательной  власти, достаточной для проведения  им самостоятельной монетарной  политики;

- законодательное закрепление  за центральным банком статуса  резервной структуры банковской  системы в целом с предоставлением  ему права регулировать резервные  фонды всех банков второго  уровня;

- законодательное предоставление  центральному банку статуса кредитора  последней инстанции для банков  второго уровня и статуса финансового  агента правительства;

- широкое развитие сети  банков второго уровня, достаточного  для полного обеспечения спроса  экономических субъектов на ссудные  средства;

- создание системы государственного  регулирования и надзора за  работой банков второго уровня, что гарантирует функциональное  поведение последних в пределах, определенных монетарной политикой  центрального банка;

- обеспечение высокого  уровня доверия к банковской  системе в целом через достижение  стабильности каждого отдельного  банка.

Денежный рынок - это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента, представляющая собой «цену» денег.

Денежный рынок как второй элемент институциональной основы монетарной политики создает ту среду, в которой формируются и реализуются методы и инструменты монетарной политики. Чем это среда благоприятнее, тем эффективнее будет действие последних. Даже способность банков осуществлять денежно-кредитное регулирование в значительной мере зависит от развития денежного рынка, поскольку они являются главными посредниками на нем.

Проведение эффективной монетарной политики ставит перед денежным рынком следующие требования:

- достижение высокого  уровня его структуризации, за  которым успешно функционируют  все составляющие этого рынка - кредитный рынок с сегментами  рынка денег и рынка капитала, межбанковский рынок, рынки государственных  и корпоративных ценных бумаг, валютный рынок;

- достаточный уровень  либерализации всех секторов  денежного рынка для обеспечения  свободного перемещения денег, свободного  доступа на рынки всех экономических  субъектов, формирование реального  соотношения спроса и предложения  в каждом из секторов и обеспечение  реальной связи между соответствующими  ценовыми индикаторами - ставкой  банковского процента, дохода с  ценных бумаг, обменного курса  валют;

- свободный доступ всех  коммерческих банков на любой  сектор денежного рынка;

- наличие широких внешнеэкономических  связей, обеспечение конвертации  национальной валюты, проведения  реальной курсовой политики.

При таких условиях центральный банк получает широкие возможности для проведения монетарной политики на рыночных принципах, обеспечения экономического воздействия на субъектов рынка и максимально высокой эффективности монетарных мер. В частности, только для достаточного развития рынка государственных ценных бумаг центральный банк может широко осуществлять операции на открытом рынке с целью регулирования массы денег в обращении. С другой стороны, широкое развитие кредитной функции коммерческих банков, межбанковского кредитования и кредитования центральным банком коммерческих создают достаточную базу для проведения реальной учетной политики. Ведь если коммерческие банки имеют возможности приобретать средства на межбанковском или международном рынках по доступной цене, они не согласятся получать ссуды в центральном банке по завышенной цене, и наоборот.

При формировании денежно-кредитной политики приходится решать одновременно две противоречивые задачи. С одной стороны, придать изменению денежной массы в обращении максимальную гибкость и маневренность, способность оперативно реагировать на любые изменения в хозяйственной конъюнктуре, поддерживать растущую деловую активность, с другой - ограничить расширение денежной массы определенными рамками, не допустить поступления в оборот избыточной массы платежных средств.

Все целенаправленные изменения в денежном обращении преследуют цель обеспечить сбалансированность денежной сферы при одновременном активном использовании ее стимулирующих функций в народном хозяйстве.

Как и в любом другом секторе экономики, на состояние денежного обращения действует множество факторов. В теории денежного обращения выделяются две группы факторов, влияющих на состояние денежного равновесия. Первая - группа факторов, формирующих спрос на деньги, вторая - группа факторов, определяющих размеры предложения денег. Процессы взаимного приспособления спроса и предложения денег очень сложны, а негативные результаты этого приспособления приводят к различным нарушениям и диспропорциям в народном хозяйстве страны. Неравновесное состояние денежного обращения может возникнуть как в результате изменений спроса на деньги из-за изменений в реальном секторе товарного оборота, ценовой динамики, скорости обращения денег, внешнеэкономических факторов и т.д., так и вследствие чрезмерного или недостаточного предложения денег финансовым сектором.

Проведение денежно-кредитной политики предусматривает определение ее стратегии и тактики. Стратегия политики заключается:

- в выборе целей;

- в установлении определенной  иерархии целей;

- в определении параметров  целей.

 

Денежно-кредитная политика России

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Далее рассмотрим основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

1. Политика обязательных  резервов.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Информация о работе Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики государства.