Понятие, типы и задачи факторного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие - косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно.

Вложенные файлы: 1 файл

моя задача.docx

— 24.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Таганрогский филиал

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: теория экономического анализа

     На тему: понятие, типы и задачи факторного анализа

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ЭЗ-08

Мезенцев Е.В.

 

 

 

Таганрог

2013г.

Понятие, типы и задачи факторного анализа 

 

Взаимосвязь экономических  явлений. Представление о факторном  анализе. Типы факторного анализа, его  основные задачи.

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий  находятся во взаимосвязи, взаимозависимости  и обусловленности. Одни из них непосредственно  связаны между собой, другие - косвенно. Например, на величину валовой продукции  непосредственное влияние оказывают  такие факторы, как численность  рабочих и уровень производительности их труда. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно.

Каждое явление можно  рассматривать как причину и  как следствие. Например, производительность труда можно рассматривать, с  одной стороны, как причину изменения  объема производства, уровня ее себестоимости, а с другой - как результат изменения  степени механизации и автоматизации  производства, усовершенствования организации  труда и т.д.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных  факторов. Чем детальнее исследуется  влияние факторов на величину результативного  показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной  деятельности является изучение и измерение  влияния факторов на величину исследуемых  экономических показателей. Без  глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

- детерминированный и стохастический;

- прямой и обратный;

- одноступенчатый и многоступенчатый;

- статический и динамичный;

- ретроспективный и перспективный (прогнозный).

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический  анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовоору-женности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.

 

    Факторный анализ может быть  одноступенчатым и многоступенчатым. 

    Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а х b. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Необходимо различать  также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные-показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. 

И наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Основными задачами факторного анализа являются следующие.

1. Отбор факторов, определяющих  исследуемые результативные показатели.

2. Классификация и систематизация  факторов с целью обеспечения  комплексного и системного подхода  к исследованию их влияния  на результаты хозяйственной  деятельности.

3. Определение формы зависимости  между факторами и результативным  показателем.

4. Моделирование взаимосвязей  между результативным и факторными показателями.

5. Расчет влияния факторов  и оценка роли каждого из  них в изменении величины результативного  показателя.

6. Работа с факторной  моделью (практическое ее использование  для управления экономическими  процессами).

Отбор факторов для анализа того или другого показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В АХД взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе  является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

Моделирование экономических показателей (детерминированное и стохастическое) также представляет собой сложную методологическую проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и практических навыков в этой отрасли. В связи с этим этому вопросу в данном курсе уделяется много внимания.

Самый главный методологический аспект в АХД - расчет влияния факторов на величину результативных показателей, для чего в анализе используется целый арсенал способов, сущность, назначение, сфера применения которых и процедура расчетов рассматриваются в следующих главах.

И наконец, последний этап факторного анализа — практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении производственной ситуации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 7

Способом цепных подстановок  рассчитать влияние факторов на динамику среднегодовой заработной платы 1 рабочего предприятия по следующим данным. Указать положительные, отрицательные  и основные факторы.

 

Показатели

2002 г.

2003 г.

1. Количество отработанных  дней в году

1 рабочим, дн.

202

215

2. Среднечасовая оплата  труда, тыс. руб.

0,003

0,028

3. Продолжительность рабочего  дня, час.

7,8

7,9


 

Решение

Среднегодовая  з/п 1 раб. (ГЗ) = Д*ОТ*П

Найдем среднегодовую з/пл. 1 рабочего за 2002 г.

ГЗ 2002 = Д 2002 * ОТ 2002 * П 2002 = 202 * 0,003* 7,8 = 4,7268

Найдем среднегодовую з/пл. 1 рабочего за 2003г.

ГЗ 2003 = Д 2003 * ОТ 2003 * П 2003 = 215*0,028*7,9=47,558

ГЗусл1 = Д2003*ОТ2002*П2002=215*0,003*7,8=5,031

ГЗусл2=Д2003*ОТ2003*П2002=215*0,028*7,8=46,956

Среднегодовая з/пл. 1 рабочего повысилась на ( 47,558-4,7268)=42,8312,

В т.ч. за счет изменения:

  1. кол-ва отработанных дней в году

ΔГЗ = ГЗусл1 – ГЗ2002 = 5,031 – 4,7268 = 0,3042

  1. Среднечасовой оплаты труда

ΔГЗ = ГЗусл2 – Гзусл1 = 46,956 – 5,031 = 41,925

  1. Продолжительности рабочего дня

ΔГЗп = ГЗ2003 – ГЗусл2 = 47, 558 – 46,956 = 0,602

Проверка

ΔГЗ = ГЗ2003 – ГЗ2002 = ΔГЗд + ΔГЗот + ΔГЗп = 42,8312

Вывод:

Увеличение кол-ва отработанных дней в год 1 рабочим на 13 дней повлияла на среднегодовую з/пл. на +0,3042 руб.

Увеличение среднечасовой  оплаты труда на 0,025 руб увеличила среднегодовую з/пл на +41,925 руб.

Увеличение продолжительности  рабочего дня на 0,1 час повлияла на среднегодовую з/пл на +0,602 руб.


Информация о работе Понятие, типы и задачи факторного анализа