Понятие трансакционных издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:42, реферат

Краткое описание

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30е годы в его статье “Природа фирмы”. Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих “островков сознательности” с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля. В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

Именно таким образом трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты. Чем выше трансакционные издержки, тем выше спрос на институциональное регулирование и наоборот.

 

Общественное предложение институтов может быть выражено через издержки по их созданию и функционированию (издержки коллективного действия).

 

Наиболее ярким примером снижения трансакционных издержек посредством роста издержек коллективного действия, было создание торговых союзов эпохи раннего капитализма, когда купцы, стремясь к минимизации издержек рисковых торговых операций с колониями, объединялись в компании.

 

В наше время также имеются подобные примеры (ассоциация риэлтеров, ассоциация профессиональных участников фондового рынка и т.д.).

 

Кто же в нашей стране удовлетворяет спрос хозяйствующих субъектов на институты?

 

Очевидно, что это управленческий аппарат. Но ведь институты могут создаваться и “снизу” то есть самими хозяйствующими субъектами. И, как правило, последний механизм наиболее эффективен, т.к. рациональные субъекты будут создавать институты совместными усилиями до тех пор, пока цена этих усилий будет меньше тех трансакционных издержек, которые они устраняют. В случае создания институтов “сверху” их количество может превысить реально необходимое.

 

Сегодня в Астраханской области управленческий аппарат намного превышает реально необходимый и характеризуется очень низкой эффективностью управления (актуальность сохраняется в условиях Украины). Все это приводит к росту совокупных трансакционных издержек. Так же негативное влияние оказывает тенезация экономики и ее неэффективность.

 

Что же из себя представляют издержки коллективного действия? Кроме членских взносов и различных пожертвований в институты, создаваемые “снизу” ими также являются и налоговые платежи. И здесь возникает очередной вопрос – вопрос о наиболее эффективной величине издержек коллективного действия, приходящейся на каждого отдельного субъекта. Так как при любом коллективном действии появляются так называемые “фрирайдеры”, то есть те кто уклоняются от коллективных обязанностей, пользуясь при этом появляющимися выгодами. По сути это те кто не платят налоги. Таким образом “фрирайдеры” эксплуатируют законопослушных субъектов. Решать данную проблему необходимо путем ужесточения контроля за собираемостью налогов. Повышение же налоговых ставок с целью пополнения государственного бюджета приводит к тому, что количество “фрирайдеров” увеличивается и повышается нагрузка на тех кто платит налоги, снижая тем самым конкурентоспособность их продукции.

 

Очевидно, что чем выше уровень развития экономики, тем ниже трансакционные издержки ее экономических субъектов и выше издержки коллективного действия. Но существует так же предел к которому стремится их величина, но никогда не сможет его достигнуть. Степень приближения к этой идеальной величине и характеризует степень развития экономики.

 

Говоря о трансакционных издержках необходимо отметить еще два понятия.

 

Трансакционная компонента – это доля спроса на деньги, “резервируемая” домашними хозяйствами для осуществления переплат за приобретаемые товары относительно предельных производственных издержек.

 

“Цена усилий” или неденежные трансакционные издержки – это усилия, затрачиваемые потребителем на поиск товаров по низкой цене.

 

При росте уровня доходов потребитель резко увеличивает долю денежных трансакционных издержек в своих расходах и экономит на усилиях по поиску.

 

В нашей стране происходит все наоборот: при низком уровне дохода очень велика ничем не обоснованная трансакционная компонента в цене товара. В основном это происходит из-за непомерно больших “накруток” промежуточными продавцами (или посредниками) которые достигают в совокупности 80-100%. В этом случае для улучшения ситуации необходимо вмешательство государства.

 

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ

 

 

 

 

 

Анализ процесса экономических преобразований, проводимых в Украине в период 1991-2000 г.г., выявил несостоятельность подходов, предполагавших возможность перехода к альтернативной экономической системе посредством автоматического “подключения” рыночного механизма, т. е. путем предоставления неограниченной свободы действию стихийных рыночных сил.

 

Многочисленные негативные последствия таких мер свидетельствуют о бесперспективности применения неоклассических, кейнсианских и других моделей регулирования экономики при отсутствии развитой рыночной среды.

 

Основным условием существования последней является наличие соответствующей институциональной базы – совокупности экономических, политических и социальных институтов. В этой связи изучение путей и направленности становления институциональных основ свободного рынка и демократичного общества в Украине представляет особый интерес. Необходима сознательная переоценка институтов, действующих в сегодняшней Украине, их отбор и обновление, определение оптимальной институциональной структуры экономики и общества, которая в наибольшей мере способствовала бы активизации переходных процессов.

 

Для сравнительного анализа альтернативных институциональных основ и определения в качестве критерия наиболее приемлемых в украинских условиях, можно воспользоваться таким понятием школы неоинституциональной экономики, как “трансакционные издержки” (ТИ), как расходы, которые возникают в процессе координации деятельности экономических агентов из-за высокой степени неопределенности рыночной среды.

 

Роль “первооткрывателя” этой категории принадлежит лауреату Нобелевской премии 1991 г. Рональду Коузу (что ранее обосновано). Еще в 1937 г. он обратил внимание на значение категории “трансакционные издержки” для экономического анализа.

 

“Без понятия трансакционных издержек, которое, в общем-то, не привилось в современной экономической теории, невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы и нет оснований для определения политики” . Однако насущная потребность обращения к понятию трансакционных издержек возникла намного позднее, что было обусловлено изменением той роли, которую они стали играть в функционировании экономических систем.

 

В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. На ранних стадиях развития цивилизации, когда отношения обмена были примитивны, персонифицированы и ограничены размером общности, трансакционные издержки практически сводились к нулю. Однако по мере развития экономических систем и усложнения хозяйственных отношений сделки на рынке приобретали деперсонифицированный характер, решения контрагентов становились все более разрозненными во времени и пространстве. В новых условиях для обмена потребовался ряд дополнительных усилий: обеспечение информацией, поиск контрагентов, заключение соглашений и контроль за их исполнением. С этого момента можно говорить о появлении трансакционных издержек как особого вида затрат, связанных с осуществлением процедур рыночной координации.

 

В современных условиях в связи с переходом экономических систем на более высокие уровни развития, усложнением экономических отношений, ускорением НТП, дальнейшей специализацией и глобализацией экономического пространства тенденции к увеличению трансакционных издержек проявляются все более активно. На микроуровне это выражается в увеличении доли ТИ в структуре затрат фирмы. Так, расходы на маркетинговую деятельность, на содержание управленческого аппарата, на услуги бухгалтеров и юристов в условиях современного рынка могут превышать стоимость создания самого товара. Это стимулирует появление фирм, а в масштабе экономических систем – отраслей, специализирующихся на производстве средств трансакций, — менеджмент, маркетинг, мониторинг, аудит, новые отрасли права. Поэтому на макроуровне происходит становление сектора трансакций, объем которого в наиболее развитых странах составляет около половины ВВП. В этом плане растущие трансакционные издержки можно рассматривать как показатель экономического прогресса общества и перехода его на более высокие ступени развития, в частности — как тенденцию к образованию постиндустриальных структур и переходу к информационной цивилизации.

 

К сожалению, в отечественной экономической науке исследования трансакционных издержек достаточно редки. Одна из первых попыток определить размер сектора трансакций в Украине была предпринята в 1997 г. одним из активистов украинской канадской диаспоры проф. И. С. Коропецким.

 

Для этого был использован следующий механизм: выделены три “трансакционные” отрасли — торговля, коммуникации, финансы — и проведено сравнение количества занятых в них в Украине и некоторых странах мира (на 1000 чел. населения).

 

Количество работников в выбранных трансакционных отраслях:

 

Страна. Коммуникации. Торговля. Финансы.

 

Украина (1985) 5.726.12.3

 

Великобритания (1995) 6.962.120.1

 

Германия (1993) 7.960.614.6

 

Франция (1992) 8.553.712.1

 

Болгария (1994) 3.830.03.9

 

Польша (1994) 4.728.010.5

 

Венгрия (1994) 7.445.7нет информации

 

Сопоставление полученных данных позволяет заключить, что уровень развития сектора трансакций в Украине по сравнению с развитыми западноевропейскими и некоторыми постсоциалистическими странами крайне низок. Это объясняется некоторыми тенденциями социального развития Украины, например степенью персонализации, которая характеризует современное украинское общество.

 

Исследователи отмечают, что персонализм, приоритет личных связей перед универсализированными традициями и нормами буквально “пронизывает” украинское общество. Причем предпочтение “коротких” (родственных и дружеских) связей наблюдается на всех уровнях — от небольшой частной фирмы до высших эшелонов власти.

 

В силу этих соображений может сложиться мнение о том, что трансакционные издержки в украинской экономике довольно низки и не оказывают особого влияния на экономическую деятельность индивидов и фирм, а исследование трансакционных издержек на украинском рынке неактуально. На наш взгляд, такое заключение преждевременно. Следует учитывать, что рост трансакционных издержек неизбежно сопряжен с процессом перехода к альтернативной экономической системе. Как известно, в переходный период происходит отмирание старых и становление новых элементов и связей, сопровождающихся нарастанием моментов неопределенности, “размытости” системы экономических и социальных координат. Трансформируется и система институтов, призванных закреплять нормы, правила и минимизировать степень неуверенности экономических агентов. А если добавить к этому мировоззренческий кризис, охвативший общество, то можно заключить, что положительная динамика трансакционных издержек в переходный период является неизбежной.

 

К числу других причин, обусловливающих рост трансакционных издержек в переходной экономике, исследователи относят низкую спецификацию прав собственности, недостаточно развитую информационную систему и многое другое. Представляется, что в Украине эти общие для переходных экономик тенденции усиливаются воздействием ряда специфических факторов, в частности тех конкретных исторических условий, которые характеризовали социальную и экономическую структуру украинского общества к началу преобразований. Ведь исходным состоянием для переходной экономики Украины была социально-экономическая система с абсолютной властью административно-бюрократического аппарата. Именно представители последнего являлись основными противниками радикальных преобразований в украинском обществе и во многом повлияли на очертания нынешней общественной системы, получившей название номенклатурно-монополистического капитализма. Именно таким специфическим укладом украинской экономики, который проявляется в степени и характере вмешательства государства в функционирование экономической системы, по нашему мнению, в значительной мере обусловлена тенденция к росту трансакционных издержек на украинском рынке.

 

Проиллюстрируем это утверждение фрагментами отчета “О проблемах малого бизнеса”, составленного в 1996 г. Международной финансовой корпорацией на основе данных, полученных в результате социологического опроса руководителей 235 малых частных и приватизированных предприятий. Целью этого исследования, проводимого в пяти крупнейших городах Украины, было определение основных причин, сдерживающих развитие малого бизнеса, и разработка конкретных предложений по совершенствованию государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства, трансформации теневой экономики.

 

По мнению большинства респондентов, недостатки налоговой системы и проблемы регулятивного характера являются более серьезными препятствиями для их собственной деятельности, чем проблемы чисто экономического характера (низкая платежеспособность населения, рост неплатежей, трудности в получении кредитов и т. п.). Как свидетельствуют данные опроса, руководитель в Украине на решение проблем регулятивного характера тратит примерно 30% рабочего времени. По этому показателю наша страна “лидирует” в группе таких развивающихся стран, как Бразилия, Габон, Уганда, Литва, Гватемала и Пакистан. В Литве, например, которая следует за Украиной в этом списке, руководители отводят на решение регулятивных проблем лишь 16% своего времени, в остальных вышеназванных странах этот показатель еще ниже. На наш, взгляд, именно большой удельный вес трудностей, а следовательно и затрат, связанных с необходимостью преодоления значительных административных и бюрократических препятствий, является причиной роста трансакционных издержек на украинском рынке. Таким образом, положительная динамика трансакционных издержек в переходной экономике Украины имеет собственную природу и специфические черты.

 

В исследовании, проведенном Международной финансовой корпорацией, акцентируется внимание и на другом аспекте развития малого бизнеса.

 

Согласно теории Р. Коуза, институциональные образования, альтернативные рынкам возникают там, где предоставляется возможность минимизировать трансакционные издержки. “Существование трансакционных издержек будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм окажутся меньше, чем экономия на трансакционных издержках”. Представляется, что именно эта категория затрат в условиях украинского рынка заслуживает особого внимания.

 

Согласно данным МФК, для того чтобы зарегистрировать частное предприятие, необходимо затратить приблизительно 5-8 недель и около $1000 лишь на административные процедуры (в среднем $185 стоит непосредственно регистрация, $730 – получение лицензий и разрешений, $149 – прочие платежи). Однако по информации руководителей некоторых донецких фирм, работающих в сфере малого бизнеса, данная сумма очень занижена.

Информация о работе Понятие трансакционных издержек