Понятие трансакционных издержек трансформации собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятие трансакционных издержек трансформации собственности (приватизации и реприватизации).
Задачи:
расскрыть понятие и сущность трансакционных издержек;
перечислить виды трансакционных издержек;
проанализировать трансакционные издержки в российской экономике;
раскрыть понятия приватизации и реприватизации.

Вложенные файлы: 1 файл

1478 реферат по институциональной экономике.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Трансакционные издержки как экономические потери общества

 

Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной  деятельности, введенных нормативными актами органов государственного (федерального и регионального) и муниципального управления, складываются из двух составных частей:

1. Прямых потерь населения от роста розничных цен, связанных с необходимостью несения хозяйствующими субъектами непроизводительных издержек, нацеленных на преодоление административных барьеров и отвлекаемых, тем самым, из процессов создания стоимости;

2. Косвенных потерь, связанных с недопроизводством стоимости (и валового внутреннего продукта) из-за неэффективного использования ресурсов, вызванного несовершенством структуры рынков и слабостью стимулов к развитию производства, обусловленной низким уровнем конкуренции; снижение объемов производства, т.е. объемов предложения на рынке, также проявляется в росте уровня цен, который был бы ниже, если бы предложение оказалось относительно более высоким.

По своей экономической природе эти потери складываются из двух компонентов: во-первых, непроизводительных трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления искусственных административных барьеров, а во-вторых, снижения эффективности использования имеющихся ресурсов. В величине прямых потерь населения от роста розничных цен (тип I) скрываются как трансакционная составляющая (на покупателя перекладываются дополнительные издержки производителей и торговцев), так "эффективностная", вызванная низким уровнем предложения.

Косвенные потери общества (тип II) лишь частично сказываются на благосостоянии населения, выражаясь  в сокращении налогов, из которых  финансируется заработная плата  работников бюджетной сферы, а также  в сокращении заработной платы работников, занятых в недостаточно эффективно работающих организациях. Одновременно косвенные потери, как отмечалось, могут отразиться и в повышении цен, поскольку предприниматели в условиях нынешнего российского рынка могут повышать цены, не рискуя сразу столкнуться со спросовыми ограничениями вследствие невысокого уровня конкуренции на большинстве отечественных рынков.

Непосредственным основанием для возникновения прямых потерь для населения от роста розничных  цен служат официальные и теневые  выплаты, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил, устанавливающих административные барьеры хозяйствования.

Эти выплаты по своей  экономической природе представляют разновидность трансакционных издержек.

Трансакционные издержки, как известно, представляют собой затраты ресурсов на фиксацию, изменение и защиту прав собственности на различные факторы (ресурсы) экономической деятельности. Это не плата за сами ресурсы, а плата за право пользования ими. Тем самым, различные помехи и барьеры на пути получения прав пользования и порождают трансакционные издержки.

Поскольку наилучшие  стимулы к эффективному использованию  ресурсов создаются в условиях четко  определенных и надежно защищенных прав собственности, те затраты ресурсов общества, которые осуществляются для спецификации и защиты подобных прав, представляют собой необходимую часть общих трансакционных издержек; очевидно, они имеют производительный, общественно полезный характер. Те же трансакционные издержки, которые приходится нести экономическим агентам для обеспечения соответствия своей деятельности вводимым государством правилам, которые не способствуют росту общественного богатства, - именно такие правила и представляют собой административные барьеры, - являются непроизводительными, приводящими к упомянутым выше потерям в благосостоянии общества.

Непроизводительные трансакционные издержки, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, можно  сгруппировать следующим образом:

Получение доступа к  ресурсам и правам собственности  на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);

Получение права на осуществление  хозяйственной деятельности (лицензирование деятельности, рабочих мест, сертификация производимой и ввозимой из-за рубежа продукции);

Поддержание деловых  отношений и применение санкций (согласование принимаемых решений  с контролирующими организациями, получение различных льгот).

Особый вид трансакционных издержек ведения хозяйственной деятельности представляет собой явление, получившее в экономико-правовой литературе название "вымогательство ренты". Речь идет о создании властями различных угроз (в форме "информационных утечек") ухудшения условий хозяйствования, в ответ на которые предприниматели, как правило, развивают активную лоббирующую деятельность, дабы не допустить воплощению угрозы в реальность. Выплачиваемые при этом суммы тем значительнее, чем большую угрозу бизнесу несет намечаемое изменение правил.

Корректность полученных количественных оценок подтверждается данными, приведенными в упомянутом исследовании В.В.Радаева: "В целом  размер трансакционных издержек, связанных  с оплатой услуг представителей органов государственной власти, варьирует от "скромных" подарков (стоимость которых ныне может измеряться одной или несколькими сотнями долларов) до 10% размера выделенной субсидии или стоимости обеспеченного контракта". Поскольку наши данные приведены в месячном измерении, их порядок близок к порядку, указанному в приведенной цитате.

Выдержки из многочисленных интервью, содержащих оценки, совпадающие  по порядку величин с приведенными, содержатся также в исследовании И.Клямкина и Л.Тимофеева. [3]

Исходя из полученных оценочных данных по прямым непроизводительным трансакционным издержкам, можно предложить следующую логику (методику) построения на их основе обобщенной оценки.

Непроизводительные трансакционные издержки в торговле и промышленности, оцененные в расчете на одно рабочее  место в течение месяца, умножаются на число соответствующих рабочих мест. К ним должны быть приплюсованы также и другие издержки преодоления административных барьеров, если для них имеются оценки той же размерности. "Внесистемные" оценки, которые не представляется возможным выразить в указанном измерении (руб. на рабочее место в месяц), исключаются из совокупной оценки.

 

2.3  Разгосударствление  и приватизация как формы трансформации        

собственности

 

“Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности на основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства.

Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятия, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике. ” [7.c.186-189]

“ В тесной связи с  разгосударствлением находится  приватизация.

Приватизация  – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность  отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация  государственных  и муниципальных  предприятий  в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и  местных органов власти в собственность:

  • предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
  • материальных и нематериальных активов предприятий;
  • долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

Таким образом, различие между приватизацией  и разгосударствлением  сводиться  к тому, что приватизация отражает процесс коренной трансформации  отношений собственности, а разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики, в большей степени независимой от государства.

Объектами приватизации могут  быть: крупная промышленность, мелкие  и средние предприятия  промышленности и торговли, предприятия  сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского  хозяйства и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества). ” [2.c.781-783]

"Масштабы приватизации  в той или иной стране зависят  от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

Лидер приватизации –  Великобритания предложила следующие  способы приватизации: распродажа и  безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 способа частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору.

Николас Ридли – главный архитектор и  проводник Британской программы  доказывал, что приватизация является средством придания экономике большей эффективности потому, что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Их финансирует не потребитель, а государство, у них проявляется иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, так как непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников сделать предприятие рентабельным. Нельзя считать, по него мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность государственного сектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существует и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации. .” [6.c.251-253]

Процесс приватизации –  длительный. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе – 10-15 лет, в  России еще не закончен.

Реприватизация - обратный процесс, при котором  человек, ранее  приватизировавший жилье, возвращает его государству, продолжая  проживать в нем, но уже по договору социального найма. По закону, каждый гражданин РФ  до марта 2013 года имеет право на приватизацию жилья и его реприватизацию.

Преимущества социального  найма.

Несомненно, выигрывают жильцы, которым грозит переселение, связанное со сносом строительного объекта. Согласно нынешнему законодательству, нанимателю, в случае сноса многоэтажного дома, выделяется жилье по норме предоставления. В Москве эта норма составляет 18кв. м на одно лицо. То есть, если семья состоит из четырех человек и проживает на жилплощади в 40 кв. м, после сноса дома предоставляется жилье площадью  72 кв.м.  Выгода очевидна. А вот собственнику жилья в аналогичной ситуации придется удовлетвориться равноценной по площади квартирой. Еще один плюс - небольшие налоги.  Собственник жилья ежегодно платит налог на имущество в размере от 0,1- 0,5 процентов от инвентаризационной стоимости жилплощади. Наниматель от этого налога освобожден.  В будущем рассчитывать  размер налога на недвижимость планируют  исходя из рыночной стоимости, поэтому его размер увеличится.

Преимущество нанимателя перед собственником еще и  в том, что он не участвует в  финансировании капитального ремонта  помещения, так как этим занимается наймодатель. В случае случайной гибели недвижимости, будь то пожар, взрыв, обвал и др., наниматель жилья может рассчитывать на помощь государства, которое должно предоставить пострадавшей стороне благоустроенное жилье, согласно установленным нормам  в самые минимальные сроки. Собственник же жилья должен сам заботиться о сохранности своей недвижимости, то есть застраховать ее.  Если он этого не сделал, требовать предоставления жилплощади он не вправе. В отдельных случаях  государство или местные власти предоставляют  жилье таким гражданам, но это скорее жест доброй воли и исключение из правил.

И его отрицательные  стороны.

Наниматель, в отличие, от собственника, имеет ограниченные права по распоряжению имуществом. Это или обмен, или поднайм. Но даже эти действия требуют согласования с наймодателем. Собственник квартиры имеет право самостоятельно совершать с ней все действия, не запрещенные  законом: продать, обменять, заложить, подарить, завещать. Наниматель жилья может лишиться его в случае большой задолженности по коммунальным платежам. Закон предусматривает переселение жильца, который не платит за услуги более 6 месяцев и не имеет на то уважительных причин.  Таким гражданам грозит переселение в менее комфортабельные условия, например, в комнату общежития.

Информация о работе Понятие трансакционных издержек трансформации собственности