Понятие, цели и функции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 15:08, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая деятельность может осуществляться различными субъектами – индивидуальными лицами, семьёй, государством и т.п., но основные производительные функции в экономике относятся к предприятию. С одной стороны, предприятие – сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ. С другой стороны, это сама деятельность по организации производства различных товаров и услуг. Как система, производящая экономические блага, предприятие целостно и выступает в качестве самостоятельного воспроизводственного звена, относительно обособленного от других звеньев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятие, цели и функции предприятия…………………………………………5
2. Классификация предприятия………………………………………………… 10
3. Организационнно-правовые формы предприятия в России. Проблемы организации, деятельности и реструктуризации предприятия………………13
4. Задания………………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

эконом анализ.docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

Классификация фирм по характеру деятельности:

- производственная

- непроизводственная

Предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги.

Классификация предприятий по отраслевой принадлежности, подразделяет их на:

- промышленные,

- сельскохозяйственные,

- торговые,

- транспортные,

- банковские,

- страховые и т.д.

Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает:

- трудоемкие,

- капиталоемкие,

- материалоемкие,

- наукоемкие.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают, прежде всего:

- хозяйственные товарищества и общества;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- индивидуальных предпринимателей;

- некоммерческие предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организационнно-правовые формы предприятия в России. Проблемы организации, деятельности и реструктуризации предприятия

 

В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйственном суде и третейском суде от своего имени.

Можно классифицировать предприятия по ряду признаков. Так, например, в зависимости от того, какая собственность преобладает: общественная или частная; можно выделить два типа предприятий:

 - Государственные и общественные предприятия. Их совокупность представляет общественный сектор экономики.

 - Частные предприятия, функционирующие в таких формах как: единоличное владение, товарищества, акционерные общества, смешанные предприятия, в общем, те предприятия, которые представляют частный сектор экономики.

Иначе предприятия в соответствии с Российским законодательством можно поделить на две модели. Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу (предприятию) соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному имуществу. Соответственно и переданное учредителями (участниками) и приобретенное самим юридическим лицо имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные - права требования к юридическому лицу (предприятию). Подразумеваются, в частности, права, принадлежащие члену организации: участвовать в управлении ею, получать дивиденды и др.

По этой первой модели строятся хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, а также производственные и потребительские кооперативы, то есть предприятия - корпорации.

Вторая модель отличается тем, что учредитель, передавая юридическому лицу (предприятию) во владение, пользование и распоряжение соответствующее имущество, продолжает оставаться его собственником. Учредитель признается собственником и всего того, что юридическое лицо (предприятие) приобретает в дальнейшем в процессе своей деятельности. Тем самым вещными правами на одно и то же имущество обладают учредитель-собственник и само предприятие, которому имущество принадлежит на производном от собственности праве хозяйственного ведения или оперативного управления. К предприятиям, использующим указанную модель, нужно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственниками учреждения, в частности, в случаях, когда в роли собственника выступает Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование.

В Российской Федерации все организации делятся на коммерческие и некоммерческие. Разница простая: основная цель коммерческих организаций всегда - извлечение прибыли. Цель некоммерческих организаций определяется уставом организации. При этом некоммерческая организация вполне может заниматься предпринимательской деятельностью для финансового обеспечения той деятельности, для которой она создана.

Среди коммерческих организаций выделяются следующие:

1. Хозяйственные товарищества и  общества (ХТО);

2. Полное товарищество (ПТ);

3. Товарищество на вере (ТВ) или  коммандитное товарищество (КТ);

4. Общество с ограниченной ответственностью (ООО);

5. Общество с дополнительной  ответственностью (ОДО);

6. Открытое акционерное общество (ОАО);

7. Закрытое акционерное общество (ЗАО);

8. Дочернее хозяйственное общество (ДХО);

9. Зависимое хозяйственное общество (ЗХО);

10. Производственные кооперативы (ПрК);

11. Государственные или муниципальные Унитарные предприятия (УП), которые подразделяются на:

а) казенное предприятие (УП на праве оперативного управления);

б) унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения;

Классификация некоммерческих организаций следующая:

- потребительские кооперативы (ПК);

- общественные и религиозные  объединения;

- фонды;

- государственная корпорация (ГК);

- некоммерческое партнерство (НК);

- учреждения;

- автономная некоммерческая организация (АНО);

- ассоциации и союзы (объединения  юридических лиц).

Теперь более подробно остановимся на характеристике некоторых организационно-правовых форм предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ

 

  1. Какая из приведенных целей предприятия является наиболее важной:

 

  1. Получение прибыли;
  2. Повышение качества продукции;
  3. Увеличение заработной платы работников;
  4. Расширение рынка сбыта товаров и услуг.

Ответ: а).

 

  1. У вас имеются следующие данные о деятельности предприятия:

 

P

Q

TR

TC

FC

ATC

AVC

MC

 

1000

5000

 

1500

 

5,5

5


 

Количество выпускаемого продукта предприятия таково, что при его увеличении предельные издержки предприятия возрастут. Заполните таблицу и скажите, должно ли предприятие менять объем выпуска?

 

Решение:

TR=P*Q – валовой доход, отсюда P – цена равна:

P=TR/Q=5000/1000=5

TC=FC+VC – общие издержки

VC=AVC*Q – переменные издержки

VC=5.5*1000=5500

TC=1500+5500=7000

ATC=TC/Q – средние общие издержки

ATC=7000/1000=7

 

Подставим данные в таблицу:

 

P

Q

TR

TC

FC

ATC

AVC

MC

5

1000

5000

7000

1500

7

5,5

5


 

Ответ: в данной ситуации фирме для минимизации издержек следует прекратить производство либо попытаться снизить переменные издержки до уровня самоокупаемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в работе, мною были раскрыто понятие «предприятие», а также его основные виды, цели и функции. Какие же сделать выводы?

Предприятие – первичное, основное звено общественного производства. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствующем порядке, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Высшая цель деятельности предприятия — превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.

 Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе;

6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

В Российской Федерации законодательством предусмотрены такие организационно - правовые формы предприятий, как индивидуальное предпринимательство, полное товарищество и товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типа), производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также некоммерческие предприятия.

Самой перспективной формой крупного предпринимательства является открытое акционерное общество, позволяющее с легкостью привлекать дополнительные капиталы путем эмиссии акций, дающее его участникам возможность свободно распоряжаться своими акциями, сочетающее интересы владельцев больших пакетов акций и мелких акционеров. Конструкции общества с ограниченной ответственностью и производственного кооператива могут успешно использоваться в сфере индивидуального или семейного бизнеса.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Экономистъ, 2010. - 831с.

2. Бусыгин А. И. Предпринимательство: Основной курс. М.: НОРМА, 2010.- 352с.

3. Гражданский  кодекс Российской Федерации. Части  первая и вторая. Официальный  текст по состоянию на 1 мая  2005 г. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2013. -560 с.

4. Кадзума  Татеис И. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. - М.: ЮНИТИ, 2010.- 302с.

5. Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства.- М.: Издательский центр «Владос», 2012.- 344с.

6. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая  корпорация “Дашков и К”, 2012. - 1012с.

7. Айкс Б., Ритерман Р, От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // "Вопросы экономики", 2014, №8, с. 14-21.

8. Грачев  И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит.- 2010. №1 .с.15-21.

9. Долгопятова Т., Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (по данным эмпирических исследований 1991-1995г. г.) // "Вопросы экономики", 2011, №11, с. 3-12.

10. Орлов А., Малое предпринимательство: старые и новые проблемы "Вопросы экономики", 2011, №4, с. 12-22.

 

 


 



Информация о работе Понятие, цели и функции предприятия