Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:50, реферат
Противоречивость мира и бытия, смысл жизни, отношение
к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в мире
и в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителей во все времена. Но особенно актуальными они стали именно в ХХ веке, который войдет в историю как эпоха бурного развития техники и появления техногенной среды обитания, эпоха драматичных политических преобразований и глобальных войн, эпоха становления и краха невиданных до этого тоталитарных режимов.
Введение………………………………………………………….….3
Часть 1. Понятие абсурда, его философское осмысление…….….4
1.1 Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы…..4
1.2 Влияние “абсурда” на человеческое бытие……………..10
Часть 2. Бунт и образ бунтующего человека……………………..15
2.1 Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества………………………….……....15
2.2 Оценка различных категорий бунта………………………19
Заключение…………………………………………………………23
Список литературы…………………………
(ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ)
_______________
Проверил:
Павлова
Т.П.
Москва, 1999г.
Содержание
Часть 1. Понятие абсурда, его философское осмысление…….….4
1.1 Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы…..4
1.2
Влияние “абсурда” на
Часть 2. Бунт и образ бунтующего человека……………………..15
2.1 Понятие
бунта, ценность и значение
бунта в судьбе
2.2
Оценка различных категорий
Заключение……………………………………………………
Список
литературы…………………………………………………
Введение
Альбер Камю – один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата были выбраны проблемы абсурда и бунта.
Противоречивость
мира и бытия, смысл жизни, отношение
к свободе, неоднозначная оценка места
и роли человека в мире
и в обществе, - эти вопросы всегда были
открытыми и привлекали мыслителей во
все времена. Но особенно актуальными
они стали именно в ХХ веке, который войдет
в историю как эпоха бурного развития
техники и появления техногенной среды
обитания, эпоха драматичных политических
преобразований и глобальных войн, эпоха
становления и краха невиданных до этого
тоталитарных режимов.
Рассматривая
понятия абсурда и бунта, Камю
анализировал идеи современных ему
философских школ, и некоторыми своими
мыслями и выводами полемизировал
с ними. Камю выдвинул собственную точку
зрения на эти проблемы, и тем интереснее
для современного читателя его творчество.
Часть
1. Понятие абсурда, его философское
осмысление
В
самом начале своего эссе об абсурде
А.Камю подчеркивает, что, пожалуй, основным
философским вопросом является вопрос
о смысле жизни. Это, в общем-то, и определяет
основные проблемы, рассмотренные автором
в его работе: абсурдность бытия, чувство
абсурда и его влияние на отношение к жизни
и вопрос самоубийства, надежда и свобода.
Начиная эссе с попытки понять причины, способные заставить человека добровольно уйти из жизни, Камю подходит к понятию чувства абсурда. Это чувство, по мнению автора, возникает прежде всего на основе противоречия между человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, “между актером и декорациями”.
Если мир поддается объяснению, даже и не слишком убедительному, он понятен и приемлем для человека. Но как только человек осознает всю иллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной. Перед человеком встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?
Из этого противоречия и возникает чувство абсурда. Камю кратко описывает факторы, присущие этому чувству.
Абсурд
проникает в сознание человека неожиданно,
когда он
в какой-то момент вдруг чувствует опустошенность,
усталость
от повседневного бытия. Вдруг он перестает
понимать смысл и цель этой повседневности.
Цепочка привычных поступков разрывается,
и именно в этот момент, по мнению автора,
сознание человека, застывшее до этого
в машинальной жизни, начинает приходить
в движение.
Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий будущим, вдруг осознает, что как раз время – его враг. Как говорит Камю, возникает своего рода бунт плоти, направленный против воздействия времени.
Следующей ступенью является ощущение человеком своей чужеродности в окружающем мире. Мир, по всей сути, имеет бесчеловечное начало. Плотность и чуждость мира выражают абсурдность бытия.
Кроме того, и в самом человеке скрыто нечто бесчеловечное – поведение, жесты, действия других людей вызывают растерянность, показывая чем человек как физическое существо является на самом деле. В этом тоже проявляется абсурд.
Смертность человека и неизбежность смерти придают чувству абсурда дополнительное содержание.
Камю особо останавливается на проблеме интеллекта, разума и познания мира. Познаваемость мира для человека заключается в сведении его к человеческим понятиям. Однако существует неизменное противоречие между тем, что человек, как ему кажется, знает и тем, что он знает на самом деле.
Познание
мира с помощью образов (литература,
живопись и т.п.) предполагает отсутствие
точного знания. В то же время
освоение мира и с помощью науки
невозможно, поскольку она способна
лишь опознать и перечислить отдельные
явления.
При этом Камю отмечает, что мир как таковой
не абсурден, он неразумен. Абсурдность
же заключается в столкновении этой непознанности
мира с отчаянной жаждой ясности, зов которой
раздается в душе человека. Абсурд рождается
из столкновения человеческого запроса
быть счастливым и постигнуть разумность
мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия
мира, с другой.
Этим выводом Камю противопоставляет себя многим современным ему философским школам, утверждавшим, что все сущее разумно, и все познаваемо с помощью разума.
Углубляясь
в анализ понятия абсурда, Камю отмечает,
что чувство абсурда возникает при рассмотрении
не единичных фактов и впечатлений, а при
сравнении наличного положения вещей
с определенного рода действительностью,
действия –
с превосходящим его миром. Камю говорит,
что абсурд не коренится ни в человеке,
ни в мире, а в их совместном присутствии.
Абсурд – единственная связующая нить
между ними. Развивая свою мысль, автор
определяет своего рода триединство: абсурд,
человеческое сознание и мир. Исключение
одного из этих слагаемых приведет
к разрушению всей общности.
Столкновение и борьба этих составляющих предполагает отсутствие надежды (но, как подчеркивает Камю, это не отчаяние), постоянное отрицание (но не отречение) и осознанную неудовлетворенность. Нарушение этих условий устраняет абсурд, поскольку разлад уничтожается согласием. Абсурд, по мнению Камю, имеет смысл только в той мере, в какой с ним не соглашаются. Он добавляет также, что человек, осознавший абсурд, навсегда к нему привязан.
Возвращаясь
к проблеме смысла бытия, Камю отмечает,
что пережить и испытать все, что положено
судьбой, значит всецело ее принять. Однако,
если человек осознал, что судьба абсурдна,
он
не сможет пережить ее испытаний, если
не сделает все возможное для поддержания
этого выявленного сознанием абсурда.
“Жить означает поддерживать жизнь абсурда”,
- говорит Камю.
Поэтому
автор и делает очень важный вывод
о том, что опыт абсурда и самоубийство
– категории несовместимые. Человек
осознавший абсурдность бытия, находит
смысл жизни как раз
в постоянной схватке разума с превосходящей
его действительностью.
Соответственно, и обеднение, облегчение действительности, которая своим бесчеловечием питает величие человека, - означает обеднение самого человека. Поэтому основным следствием абсурда Камю считает то, что человек своим сознанием изо дня в день свидетельствует об истине, которой является вызов превосходящему миру.
Переходя к понятию свободы, Камю отмечает, что абсурд сводит к нулю все шансы человека на призрачную вечную свободу, исповедуемую в религии, но возвращает свободу поступков и воодушевляет на нее. После осознания абсурда человек понимает: нет более высшей свободы, чем свобода быть, единственной свободы, которая служит основанием для истины.
Причина внутренней свободы человека абсурда заключается в том, что он осознает, что завтрашнего дня в его прежнем понимании ожидания чего-либо от будущего, нет. Возврат к отчетливому сознанию, бегство от повседневного сна являются первоначальными посылками абсурдной свободы.
По
мнению автора, осознание абсурда
предполагает замену качества опыта
бытия его количеством. Иными
словами, важно не прожить как
можно лучше, а пережить как можно
больше. А это,
в свою очередь, заключается в том, чтобы
прочувствовать свою жизнь, свой бунт,
свою свободу как можно сильнее.
Как отмечалось выше, абсурд проявляет себя в человеческом бытии тем, что вызывает к действию сознание и разум и предоставляет человеку внутреннюю свободу.
Кроме того, Камю задается вопросом: какое влияние оказывает абсурд на нравственные аспекты поведения человека, как соотносятся абсурд и мораль. По мнению Камю, человек абсурда мог бы принять только одну мораль – ту, что неотделима от Бога, ту, что продиктована свыше. Но человек абсурда живет без Бога. Все остальные виды морали представляют собой для человека абсурда лишь способы самооправдания, а ему не в чем оправдываться.
Однако
было бы ошибочно полагать, что абсурд
позволяет совершать любые
Мораль
основывается на положении, что поступок
имеет свои последствия, которые
его либо оправдывают, либо перечеркивают.
Напротив, абсурд ограничивается мнением,
что об этих последствиях следует
судить спокойно. По словам автора, абсурд
не выделяет виновных, для него существуют
лишь несущие ответственность. Все виды
опыта бытия равнозначны, считает Камю.
Поэтому если человек обладает ясным сознанием,
то его поступки служат ему. В ином случае
они причиняют ему ущерб,
и ответственность за это несет сам человек,
но никак не обстоятельства.
Сознание
и отсутствие надежды – вот
черты, которыми Камю наделяет человека
абсурда. Чувство печали, возникающее
либо из неведения, либо из-за несбывшихся
надежд, ему не знакомо. Таков, например,
Дон Жуан, герой-любовник, приводимый автором
в качестве иллюстрации к своим рассуждениям.
Дон Жуан ясно сознает, что он всего лишь
обыкновенный соблазнитель,
и не надеется найти идеал совершенной
любви. Камю определяет его жизненный
принцип: неважно, что будет после смерти,
зато какая длинная вереница дней впереди
у того, кто умеет быть
в живых.
Другое
явление, где, по мнению автора, ярко представлен
абсурд, - это театр. Спектакль, разыгрываемый
на сцене, - не что иное, как иллюстрация
абсурдности бытия: за несколько часов
в замкнутом пространстве актеры воплощают
неповторимые
и целые судьбы. Аналогия, подразумеваемая
автором, очевидна: точно так же и жизнь
человека ограничена своим сроком и проходит
в рамках превосходящего мира.
Еще
один пример, приводимый автором, это
герой-завоеватель, или авантюрист.
Подобный человек и есть главная
самоцель для самого себя. Только он
хозяин своей судьбы; все, чего он хочет
добиться, он стремится достичь в
свой жизненный срок,
не возлагая надежд на “память в сердцах
потомков”. Всем видам славы он предпочитает
славу среди современников. Завоеватель
полностью сознает свое величие и способность
именно в настоящем добиваться большего,
чем окружающие его.
Итак, по мнению автора, люди, осознавшие абсурд, - это люди ясно мыслящие, осознающие свои возможности и не возлагающие ни на что надежд.
Исследуя
проявления абсурда в творчестве,
Камю замечает, что творческое произведение,
будь то картина, музыкальное сочинение,
роман, скульптура, всегда предполагает,
что в нем высказывается меньше, чем предполагается.
Поскольку, как отмечал ранее Камю, мир
неразумен и непознаваем разумом, то абсурдное
произведение свидетельствует об отказе
мысли от ее преимуществ
и согласие быть лишь интеллектуальной
силой, которая приводит
в действие внешний вид вещей и претворяет
в образы то, в чем нет смысла.
Информация о работе Понятия и проблемы абсурда и бунта в творчестве Альбера Камю