ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ»
Институт инновационного управления
экономикой
Кафедра Институциональной
Экономики
Реферат
По дисциплине:
«Институциональная экономика»
По теме:
«Понятия и свойства
институтов»
Москва 2013
Содержание
- Введение…………………………………………………………………....3
- 1.1 Понятие «института»…………………………………………….........4
- 1.2 Признаки институтов……………………………………………….....5
- 1.3 Институционализация………………………………………………....8
- 1.4 Функции институтов…………………………………………………..8
- 1.5 Условия успешного функционирования институтов……………....11
- 2.1 Традиционные институционалисты и их предшественники: классические взгляды на природу института…………………………...12
- 2.2 Современные институционалисты: взгляд на природу института ..15
- 2.3Институты как правила………………………………………………..16
- 2.4 Институты как равновесия ………………………………………….17
- Заключение ………………………………………………………………18
- Список первоисточников………………………………………………...19
Введение
Существование институтов связано
с деятельностью людей, организованных
в группы, в которых проведено
разделение на соответствующие статусы,
отвечающие потребностям общества или
данной группы. Институциональный анализ
социальной жизни предполагает изучение
повторяющихся и наиболее устойчивых
образов поведения, привычек, традиций,
передающихся из поколения в поколение.
Разнообразие институтов
соответствует разнообразию человеческих
потребностей, таких как потребность
в производстве продуктов и услуг,
потребность в распределении
благ и привилегий, потребность в
безопасности, защите жизни и благополучия,
потребность в социальном контроле
за поведением членов общества, потребность
в коммуникации и т.д.
1.1 Понятие института.
Институт (от лат. Institutum –
устройство, установление) – устойчивый
комплекс правил, норм, установок, регулирующих
различные сферы человеческой деятельности
и организующих их в систему социальных
ролей и статусов.
К числу основных
институтов относятся:
экономические (разделение
труда, собственность, налоги и др.);
политические (государство, армия, партии
и др.); воспитательные культурные, созданные
для развития культуры, социализации
детей, передачи им культурных ценностей
общества (институты брака и семьи;
школы, художественные учреждения); социальные
или общественные в узком смысле,
регулирующие повседневные контакты (местные
общества, товарищества, объединения);
религиозные и др.
Чем сложнее общество,
тем больше развита система
институтов. История эволюции институтов
подчиняется следующей закономерности:
от институтов традиционного
общества, основанных на предписанных
ритуалам и обычаем правилах
поведения и родственных связях,
к современным институтам, основанным
на таких ценностях, как компетентность,
независимость, личная ответственность,
рациональность, относительно независимых
от моральных предписаний.
1.2 Признаки институтов:
К числу основных
признаков социальных институтов
относятся:
- Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты;
- Основные роли – образы поведения;
- Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);
- Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального контроля.
Эти признаки не
являются строго нормативно закрепленными.
Они скорее вытекают из обобщения
аналитических материалов о различных
институтах современного общества.
У одних из них (прежде всего
формальных, таких как армия, суд
и др.) признаки могут фиксироваться
четко и в полном объеме, у
других, неформальных либо только
возникающих - менее отчетливо.
Всё многообразие социальных
институтов можно разделить на
два типа:
- институты-субъекты – это организации разного типа и масштаба (государство, партии, ассоциации, фирмы, церковь и др.);
- институты-механизмы – это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, религия).
Элементарной единицей социального
института любого типа является акт
социального взаимодействия. В идеальной
форме он существует как нормативное
предписание закона, должностной
инструкции, указа и др.
Весьма близкими являются
категории социального института-субъекта
и группы. Однако социальная группа
– это совокупность однородных
статусных позиций, объединяющихся
благодаря этой однородности
в социальном поле. Институт отличается
от группы гораздо более высоким
уровнем интеграции. Четкой границы
между группой и институтом
нет – любая группа имеет
тенденцию к институционализации.
Намного ближе понятия
института и коллектива. Однако
коллектив – это совокупность
индивидов, объединяющихся для
совместных действий, чтобы реализовать
свои осознанные интересы. Коллектив
создается взаимодействием конкретных
людей и может перестать существовать,
если поменяется состав людей.
Институт – это надындивидуальное
образование, в целом мало восприимчивое
к изменениям личностных характеристик.
Институты делятся
на
- формальные (например, Конституция США)
- неформальные (например, советское «телефонное право»).
Под неформальными
обычно понимают общепринятые
условности и этические кодексы
поведения. Это обычаи, законы, привычки
или нормативные правила, которые
являются результатом тесного
совместного существования людей.
Благодаря им люди легко узнают,
чего хотят от них окружающие,
и хорошо понимают друг друга.
Эти кодексы поведения формирует
культура.
Под формальными институтами
понимаются правила, созданные
и поддерживаемые специально
уполномоченными людьми (государственными
чиновниками).
Правила поведения
делятся на наследуемые, естественно
данные и приобретенные, передаваемые
через культуру. Последние, в свою
очередь, делятся на личные
и социальные, а социальные правила
– на неформальные (закрепленными
традициями и обычаями и т.д.)
и формальные (закрепленные в
правовых нормах). Наконец, формальные
социальные правила включают
частное и общественное (публичное
право). Частное право регулирует
поведение не только отдельных
индивидов, но и негосударственных
организаций; в рамках общественного
права выделяются правила, ограничивающие
деятельность правительства и
государства.
В социологии существует
четыре типа объяснения и обоснования
социальных институтов. Согласно
теории Дж. Хоманса, это, во-первых,
психологический тип объяснения,
исходящий из того, что любой
социальный институт есть психологическое
по своему происхождению образование,
устойчивый продукт обмена деятельностью.
Во-вторых, - исторический, рассматривающий
институты как конечный продукт
исторического развития определённой
сферы деятельности. Еще два типа
объяснений существования институтов,
которые преимущественно применяются
в структурно-функциональном анализе,
Хоманс называет неубедительными.
Это структурный тип, когда
доказывается, что «каждый институт
существует как следствие своих
отношений с другими институтами
в социальной системе», и функциональный,
согласно которому институты
существуют, поскольку выполняют
определенные функции в обществе.
1.3 Институционализация.
Процесс образования
институтов – институционализация
– подразумевает замену спонтанного
и экспериментального поведения
на регулированное, ожидаемое, предсказуемое.
Это процесс, этапами которого
выступают:
- возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
- появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
- появление процедур, связанных с нормами и правилами;
- институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
- материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры.
1.4 Функции институтов.
Институты выполняют в
обществе ряд функций, среди которых
выделяются явные и латентные. Явные
– функции, последствия, деятельности
которых носят намеренный характер
и осознаются людьми. Они фиксируются
и декларируются в кодексах и уставах,
конституциях и программах, закрепляются
в системе статусов и ролей. Последствия
деятельности латентных функций не осознаются
участниками и носят ненамеренный характер.
К числу основных
функций институтов относятся
следующие:
- удовлетворение социальных потребностей;
- регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;
- обеспечение устойчивости социальной жизни;
- интеграция действий и стремлений индивидов, обеспечивающая внутреннюю сплоченность общности.
Институты могут отличаются
друг от друга своими функциональными
качествами:
- экономические институты (собственность, деньги, банки и т.д.) обеспечивают производство и распределение товаров и услуг, соединяя экономическую жизнь с другими сферами общественной жизни;
- политические институты (государство, партии, общественные объединения) направлены на завоевание и поддержание политической власти в обществе;
- социокультурные институты ставят своей целью воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализацию индивидов, защиту определённых ценностей;
- нормативно-ориентирующие институты придают поведению индивидов этическую основу и нравственную аргументацию;
- нормативно-санкционирующие институты принудительно регулируют социальное поведение на основе правил и предписаний, закрепленных в юридических актах;
- церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты регулируют повседневные контакты, определяют порядок и способ повседневных взаимодействий.
Проблема взаимодействия
институтов возникает в том
случае, если система норм, свойственная
одному институту, начинает распространяться
на другие сферы социальной
жизни. Следствием этого может
быть дезорганизация общественной
жизни, растущее социальное напряжение,
либо уничтожение какого-либо
из институтов.
Изменения институтов
могут быть вызваны внутренними
и внешними причинами. Первые
связаны с неэффективностью существующих
институтов, с возможным противоречием
между существующими институтами
и социальными мотивациями; вторые
– со сменой культурной ориентации
в развитии общества (в обществах
переходного типа, переживающих
системный кризис, когда происходит
изменение общественных потребностей).