Популяризация концепции устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:38, реферат

Краткое описание

Устойчивое развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Популяризация устойчивого развития.docx

— 32.94 Кб (Скачать файл)

Популяризация концепции устойчивого развития

Устойчивое развитие - это процесс  изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление  инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные  изменения согласованы друг с  другом и укрепляют нынешний и  будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.  
 
В 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию в своем докладе «Наше общее будущее» заложила основу новой триединой концепции устойчивого (эколого-социально-экономического) развития. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (межправительственный, неправительственный и научный форум) в 2002 году подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля. 

Мы живем на одной планете, связанные  тонкой и сложной сетью экологических, общественных, экономических и культурных отношений, которые формируют нашу жизнь. Достижение устойчивого развития потребует большей ответственности  за экосистемы, от которых зависит  вся жизнь, за каждого из нас как  за единое человеческое сообщество, и  за последующие поколения.

Популяризация концепции устойчивого развития растет и проводится ряд мероприятий, где собираются  мировые лидеры, специалисты по развитию, защитники  окружающей среды, научные и технические  эксперты, члены профсоюзов, фермеры, коренное население и лидеры делового мира.

Задача всевозможных конференций  и саммитов — привлечь внимание мира к тому, как люди могут улучшить свою жизнь и сохранить природные  ресурсы в мире, население которого прибавляется, а с ним увеличиваются  потребности в еде, воде, крове, гигиене, энергии, услугах здравоохранения  и экономической безопасности.

Главным образом  организация конференций по окружающей среде и устойчивому развитию лежит в обязанностях ООН. В первые десятилетия деятельности Организации Объединенных Наций экологические проблемы редко включались в повестку дня международного сообщества. Организация уделяла основное внимание проблемам эксплуатации и использования природных ресурсов, стремясь, в частности, к тому, чтобы развивающиеся страны, осуществляли контроль над своими ресурсами. В течение 1960-х гг. был заключен ряд соглашений по проблеме загрязнения морей, особенно в результате разлива нефти. С тех пор по мере появления все новых свидетельств ухудшения окружающей среды в глобальном масштабе росла обеспокоенность международного сообщества в связи с влиянием развития на экологию планеты и благополучие человека. Организация Объединенных Наций выступала как основной выразитель озабоченности по поводу состояния окружающей среды и главный сторонник «устойчивого развития».

Вопрос о  взаимосвязи между экономическим  развитием и ухудшением состояния  окружающей среды был впервые  включен в международную повестку дня в 1972 г. на проходившей в Стокгольме  Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды. После Конференции правительства учредили Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая остается ведущим учреждением в мире по проблемам окружающей среды.

В 1973 г. было создано Бюро ООН по вопросам Судано-сахельского района (ЮНСО), которое возглавило усилия по борьбе с распространением опустынивания в Западной Африке. Однако усилия по внедрению экологических задач в национальное экономическое планирование и процесс принятия решений продвигались медленно. В целом состояние окружающей среды продолжало ухудшаться, а такие проблемы, как глобальное потепление, истощение озонового слоя и загрязнение воды, усугублялись, при этом возрастали темпы уничтожения природных ресурсов.

В 1980-х гг. состоялись переговоры эпохального  значения между государствами-членами  по экологическим вопросам, в том  числе по договорам о защите озонового слоя и контроля за движением токсических отходов. Международная комиссия по окружающей среде и развитию, учрежденная Генеральной Ассамблеей в 1983 г., привнесла новое понимание и ощущение актуальной необходимости в новом типе развития, обеспечивающем экономическое благосостояние нынешнего и будущих поколений, наряду с охраной ресурсов окружающей среды, от которых полностью зависит развитие. В докладе Комиссии Генеральной Ассамблее в 1987 г. выдвинута новая концепция устойчивого развития как альтернативы развитию, основанному на неограниченном экономическом росте.

Рассмотрев  этот доклад, Генеральная Ассамблея  предложила провести Конференцию Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию — Встречу на высшем уровне «Планета Земля».

Сегодня осознание  необходимости содействия и поддержания  окружающей среды находит отражение  практически во всех областях деятельности Организации Объединенных Наций. Активные партнерские связи между Организацией и правительствами, НПО, научным  сообществом и частным сектором дают новые знания и конкретные меры по глобальным экологическим проблемам. ООН полагает, что охрана окружающей среды должна входить составной  частью в любую деятельность в  области экономического и социального  развития. Развитие невозможно без  охраны окружающей среды.

К мероприятиям посвященным вышеупомянутым проблемам относят Встречу в Йоханнесбурге, РИО, а также конференции по Программам действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств.

Что касается последней, в своих  резолюциях 57/262 и 58/213 Генеральная Ассамблея постановила созвать международное совещание для обзора осуществления Программы действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств на Маврикии, для проведения полного и всеобъемлющего обзора Программы действий, как это было предложено на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию, проведенной в 2002 году в Йоханнесбурге. 
 
На своей одиннадцатой сессии Комиссия по устойчивому развитию определила в соответствии с положениями резолюции 57/262 параметры процесса обзора, к которым относятся подготавливаемые малыми островными развивающимися государствами национальные и региональные оценки хода осуществления Программы действий; доклады региональных и межрегиональных подготовительных совещаний; и итоговые документы ряда семинаров экспертов по вопросам, представляющим важное значение для малых островных развивающихся государств. Были запрошены также доклады международных организаций и учреждений системы Организации Объединенных Наций, а также мнения доноров и партнеров малых островных развивающихся государств по процессу развития. В своей резолюции 58/213 Генеральная Ассамблея одобрила решение Экономического и Социального Совета, содержащееся в его резолюции2003/55, провести в ходе двенадцатой сессии Комиссии трехдневное совещание в рамках подготовки к международному совещанию.

Большое значение имела Встреча проведенная на высоком уровне в Йоханнесбурге. Нью-Йорк, 25 сентября — Когда Генеральная Ассамблея санкционировала проведение Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, вряд ли для кого-нибудь было секретом или даже поводом сомневаться в том, что после Встречи на высшем уровне «Планета Земля», состоявшейся в 1992 году, в деле обеспечения устойчивого развития был достигнут крайне незначительный прогресс с учетом происходящего дальнейшего обострения проблемы нищеты и ухудшения экологической обстановки. Генеральная Ассамблея заявила, что мировому сообществу требуются не новые философские споры или дебаты по вопросам политики, а такая встреча руководителей на самом высоком уровне, которая была бы нацелена на принятие практических мер и достижение результатов. 
 
Следует сразу сказать, что Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге заложила фундамент и подготовила почву для действий. Вместе с тем при том, что в Йоханнесбурге было согласовано множество целей, графиков и обязательств, ни один из этих результатов не позволяет разом активировать борьбу с нищетой и непрекращающимся ухудшением состояния окружающей среды. В этом смысле Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге не предложила каких-либо волшебных решений или чудодейственных рецептов — она лишь дала понимание того, что для разрешения целого ряда самых насущных проблем человечества надо непрерывно принимать практические меры. 
 
Так как Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге была посвящена вопросу об осуществлении ранее принятых решений, она не принесла каких-либо особенно эффектных результатов — на ней не было достигнуто договоренностей, открывающих перспективу заключения новых договоров, а многие из согласованных целевых показателей были ранее приняты на множестве различных совещаний более низкого уровня. Вместе с тем, на Встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге были поставлены некоторые новые важные цели, такие, как: сокращение вдвое к 2015 году доли населения, не имеющего доступа к основным санитарным услугам; сведение к минимуму к 2020 году вреда, причиняемого использованием и производством химических веществ, здоровью людей и окружающей среде; сохранение или восстановление истощенных рыбных запасов до уровней, которые могли бы обеспечивать максимальный и устойчивый вылов, в безотлагательном порядке и, где это возможно, не позднее, чем к 2015 году; и обеспечение существенного снижения к 2010 году нынешних темпов утраты биологического разнообразия. 
 
В то же время Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге также во многих отношениях, в частности по своей структуре и результатам, отличается от предыдущих конференций Организации Объединенных Наций, что может сильно повлиять на подход международного сообщества к решению различных задач в будущем.  
 
«Вопрос состоит в том, будет ли от Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге какая-нибудь практическая польза? — сказал Генеральный секретарь Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию Нитин Десай, — От этого зависит оценка результативности конференции, посвященной осуществлению ранее принятых решений». 
 
Впервые итоговые документы были не единственным результатом встречи, проходившей на самом высоком уровне. Несмотря на то, что львиная доля внимания по-прежнему уделялась переговорам, во время Всемирной встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге также были созданы свыше 300 добровольных партнерств, каждое из которых будет обеспечивать сбор дополнительных ресурсов для поддержания усилий, предпринимаемых в целях достижения устойчивого развития. Эти партнерства, деятельность которых строится с учетом принятых правительствами обязательств, выполняют функцию внутреннего механизма, обеспечивающего выполнение ранее принятых решений. 
 
Диалог между заинтересованными сторонами, особенно правительствами, гражданским обществом и частным сектором, вышел на новый уровень. Участники Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге были вынуждены, не ограничиваясь риторическими заявлениями и общими местами, вступить в действительно интерактивный диалог относительно потребностей с учетом позиций других сторон. 
 
«Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге заложила прочную основу для осуществления принятых решений и достижения дальнейшего прогресса, — сказал г-н Десай. — Хотя Йоханнесбургский план выполнения решений содержит в себе всего 50 страниц, это во многих отношениях более адресный и целенаправленный документ, чем Повестка дня на XXI век. Мы согласовали первоочередные направления деятельности на глобальном уровне и договорились не останавливаться на словах«. В последний день работы Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан обратился к журналистам со следующими словами: «Я не думаю, что нам следует ожидать от таких конференций каких-то чудес, и все же мы полагаем, что конференции, подобные той, которая проходит в настоящее время, должны способствовать мобилизации политической приверженности и сообщать заряд энергии, необходимой для достижения поставленных целей». 
 
В Йоханнесбурге обязательства — в отношении обеспечения более широкого доступа к водным ресурсам и санитарии, развития энергетики, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, надлежащего использования токсичных химических веществ, сохранения биологического разнообразия и более рационального использования экосистем — принимали не только правительства, но и неправительственные и межправительственные организации и коммерческие структуры, которые выступили более чем с 300 добровольными инициативами. 
 
По словам г-на Аннана, судить об успешности конференции следует по выполнению этих обязательств: «Мы пригласили руководителей всех стран мира приехать сюда, чтобы они заявили о своей приверженности устойчивому развитию, защите нашей планеты и поддержанию необходимого равновесия и затем, вернувшись на родину, приняли конкретные меры. Отдача от наших усилий на местах покажет, насколько результативными были наши усилия. В то же время задел сделан неплохой. Но Йоханнесбург — это только начало. Я не говорю, что Йоханнесбург — это конец. Это только начало«. 
 
Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге, бесспорно, вызвала немалый интерес. Перед ее участниками выступили в общей сложности 100 руководителей государств и правительств, а число ее участников составило 22 000 человек, из которых 10 000 человек составляли делегаты, 8000 человек — представители неправительственных организаций и гражданского общества и 4000 — сотрудники органов печати. 
 
«С самого начала Йоханнесбургского процесса мы сознавали, что на Встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге не предвидится подписания каких-либо новых договоров или каких-либо крупных прорывов на отдельных направлениях, — отметил г-н Десай. — Итоги Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге, однако, более многогранны, чем результаты какой бы то ни было из предыдущих конференций. В ходе нее мы не только разработали план работы, но и определили ответственных за достижение результатов». 
 
«Многие забывают о том, что на Конференции в Рио не было выработано договоренности по энергетике, и такие вопросы, как производство и потребление, чуть было вообще не оказались за рамками Повестки дня на XXI век, причем, несмотря на то, что вопрос об энергетике все же получил отражение в этом документе, речь идет о заявлении весьма общего плана. В Йоханнесбурге мы согласовали десятилетнюю программу мер в отношении производства и потребления, в основе которой лежит концепция, не только затрагивающая интересы развивающихся стран, но и имеющая последствия также с точки зрения развития богатых стран. 
 
Нам также удалось придать итоговому документу весьма конкретный характер, особенно в том, что касается целей и графиков, — сказал г-н Десай. — Конечно, я знаю, что многим хотелось бы, чтобы результаты были более значительными, однако для выполнения и этих обязательств потребуется выделение новых дополнительных ресурсов». 
 
Г-н Десай также отметил, что важным итогом Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге стало создание партнерств. «Одна из наших главных задач состоит в обеспечении того, чтобы устойчивое развитие приобрело широкие масштабы, чтобы то, что хорошо зарекомендовало себя в десятке мест, теперь внедрялось бы уже в тысяче мест». Г-н Десай отметил, что налаживание партнерств позволяет преодолеть прежние подходы, в соответствии с которыми ведущая роль отводилась донорам, и дает возможность представителям развитых и развивающихся стран совместно разрабатывать планы в отношении принятия необходимых мер. 
 
«Тем из вас, кто работал в развивающихся странах, известно о постоянной необходимости выполнять рекомендации и условия. Нам нужно структурно организовать совместную деятельность по осуществлению программ, и партнерства помогают решить эту задачу». 
 
«Некоторые утверждают, что партнерства находятся под пятой корпораций, — отметил г-н Десай. — Но это не так. В большинстве партнерств ведущую роль играют неправительственные и межправительственные организации. Причем даже в тех случаях, когда среди участников партнерств есть корпорации, об этом не стоит сожалеть. Без участия деловых кругов наша деятельность не может быть поставлена на серьезную основу. Если мы хотим выполнить свои обязательства, мы должны направлять энергию корпораций на решение своих задач». 
 
Вместе с тем г-н Десай предостерег по поводу того, что создание партнерств не освобождает правительства от выполнения своих функций и обязательств и что задача партнерств состоит лишь в том, чтобы поднять осуществление принятых решений на качественно более высокий уровень. 
 
Итоги Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге были позитивно восприняты не всеми, и, в частности, некоторые неправительственные организации считают, что участники этой встречи сделали слишком мало в части установления целевых показателей для обеспечения более широкого применения возобновляемых источников энергии. Президент Института мировых ресурсов Джонатан Лэш заявил: «Мы упустили возможность увеличить производство энергии за счет использования таких незагрязняющих источников, как солнечная энергия, энергия биомассы и энергия ветра, и обеспечить стабильные условия для деятельности многочисленным компаниям, принимающим меры по сокращению выбросов». 
 
В то же время г-н Лэш отметил: «Эта встреча на высшем уровне сохранится в нашей памяти не благодаря подписанным нами договорам, принятым обязательствам или сделанным заявлениям, а потому, что на ней наметился новый подход к управлению всеобщим достоянием, который проявился в отходе от строго формальной рутины традиционной дипломатии и переходе к более гибкой деятельности на основе допускающих импровизацию и нацеленных на поиск решений партнерств с участием неправительственных организаций, заинтересованных правительств и других причастных сторон». 
 
Что касается правительств, то премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен, который в настоящее время является Председателем Европейского союза, сказал: «На Конференции была выработана международная договоренность, которая включает рекомендации о развитии свободной торговли и расширении масштабов помощи в целях развития, а также подтверждена приверженность благому управлению и улучшению состояния окружающей среды». Он также сказал: «Настала пора обеспечить выполнение принятых решений на национальном и международном уровнях. Пора переходить к делу». 
 
Президент Венесуэлы Уго Чавес, Председатель Группы 77, в которой представлены 132 развивающиеся страны, заявил, что он ожидал от Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге намного более весомых результатов. Он сказал, что с учетом нехватки времени следует отметить как недостаток повторение общеизвестных истин. По его мнению, следовало сосредоточить внимание на правах человека, в частности правах на жилье, здравоохранение, питьевую воду и жизнь. 
 
Малые островные развивающиеся государства также надеялись на большее. Выступая от имени малых островных развивающихся государств, министр международной торговли и гражданской авиации Сент-Люсии Джулиан Хант заявил, что малым островным развивающимся государствам необходима дополнительная помощь для преодоления негативного воздействия глобализации на развитие торговли, а также что усилия по поощрению использования возобновляемых источников энергии подрывают транснациональные корпорации, которые стремятся к получению быстрой отдачи от вложенных средств. 
 
Государственный секретарь Соединенных Штатов Колин Пауэлл отозвался о Встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге как об «успешном мероприятии». Он сказал: «Я думаю, что эта встреча показала наше единомыслие по поводу путей достижения прогресса. Я думаю, что она продемонстрировала приверженность международного сообщества делу устойчивого развития». Он, однако, также добавил, что, в конечном счете, суть дела не в том, что «говорится в заявлении, а в том, какие меры будут приняты по прошествии месяцев и лет после его принятия».

 

Еще одно знаменитое мероприятие это  предстоящее  РИО +20. «Рио+20» — это краткое  название Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, которая состоится в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в июне 2012 года, через двадцать лет после исторической Встречи на высшем уровне «Планета Земля» 1992 года в Рио. Проведение Рио+20 даст нам также возможность представить, каким мы хотели бы видеть мир через 20 лет.

Собравшиеся для участия в Конференции  Рио+20 мировые лидеры, наряду с тысячами представителей частного сектора, НПО и других групп, смогут совместными усилиями выработать концепцию того, как можно сократить бедность, содействовать развитию социальной справедливости и обеспечить надлежащие меры по охране окружающей среды с учетом поступательных темпов роста численности населения планеты.

На официальных  дискуссиях будут обсуждаться две  главные темы: как создать «зеленую экономику» для достижения устойчивого развития и вывода людей из нищеты; и улучшение международной координации устойчивого развития.

Главными проблемами этой конференции  стали:

  • Сегодня в мире живет 7 миллиардов человек, а к 2050 году их будет 9 миллиардов.
  • В настоящее время каждый пятый — 1,4 миллиарда человек — живет на 1,25 доллара США в день или меньше.
  • Полтора миллиарда человек не имеют доступа к электричеству.
  • Два с половиной миллиарда человек не имеют туалета.
  • Почти миллиард человек ежедневно голодает.
  • Продолжают расти объемы выбросов парниковых газов, и более трети всех известных видов грозит исчезновение, если не удастся остановить процесс изменения климата.

 

Будут рассматриваться такие вопросы  как:

► Переход к более «зелeной» экономике с упором на ликвидацию нищеты.

► Защита океанов путeм борьбы с переловом рыбы, разрушением морских экосистем и негативными последствиями изменения климата.

► Улучшение условий жизни в  городах и повышения эффективности  городской инфраструктуры.

► Расширение использования возобновляемых источников энергии, что может позволить  существенно снизить выбросы  углекислого газа, а также уровень  загрязнения атмосферного воздуха  и воздуха в помещениях и одновременно способствовать экономическому росту.

► Улучшение управления лесным хозяйством в целях обеспечения широкого круга преимуществ — например, сокращение вырубки лесов к 2030 году наполовину, может снизить потери, связанные с изменением климата  и выбросами парниковых газов, примерно на 3,7 триллиона долл. США, и это  без учeта выгод от создания рабочих мест и повышения доходов, сохранения биологического разнообразия, источников чистой воды и целебных свойств лесной растительности.

► Повышение экономичности и  эффективности водопользования  для содействия развитию и предотвращения опустынивания

 

Что касается устойчивого развития, то за последние два десятилетия появилось много успешных примеров устойчивого развития в таких областях, как энергетика, сельское хозяйство, градостроительство, а также производство и потребление:

► Новаторские финансовые механизмы в Кении стимулировалипривлечение инвестиций в сфере использования возобновляемых источников энергии, таких как солнечная, ветряная и гидро- энергия, биогаз, а также энергия, получаемая за счет утилизации бытовых отходов, что привело к повышению доходов и занятости.

► Шаги, предпринятые Китаем для перехода к стратегии экономического роста с низким уровнем выбросов углекислого газа, основанной на расширении использования источников возобновляемой энергии, привели к созданию рабочих мест и появлению новых источников доходов и поступлений для развития перспективных отраслей с низким уровнем выбросов углекислого газа.

► Переход к органическому сельскому хозяйству в Уганде привел к увеличению поступлений и доходов мелких фермеров, и оказал благотворное влияние на экономику, общество и окружающую среду.

► В Сан-Паулу, Бразилия, в рамках Механизма экологически чистого развития был реализован проект по трансформации двух крупнейших мусорных свалок в экологически безопасные полигоны для захоронения мусора. За период с 2004 года по сентябрь 2011 года на полигонах был предотвращен выброс в атмосферу 352000 тонн метана, из которого было произведено свыше одного миллиона мегаватт электроэнергии.

► Общинное лесоводство в Непале, возглавляемое местными группами пользователей лесных ресурсов, способствовало восстановлению лесных ресурсов, которые неуклонно снижались на протяжении 1990-х годов.

 ► В Канаде использование сертификации «ЭкоЛого» — одного из наиболее уважаемых знаков экологической безопасности в Северной Америке — способствовало повышению популярности тысяч наименований товаров, отвечающих строгим экологическим стандартам.

► В период 2006–2008 годов во Франции было создано порядка 90 тысяч рабочих мест в «зелeных» секторах, преимущественно в области сохранения энергии и создания возобновляемых источников энергии.

► Предполагается, что инициатива «Южный берег» на Гаити послужит благу примерно 205 тыс. человек благодаря восстановлению и устойчивому освоению сильно деградированных земель, равных по площади приблизительно половине Большого Лондона.

Тысячи представителей правительств, частного сектора, НПО и других заинтересованных сторон соберутся в Рио-де-Жанейро  в конце мая — начале июня 2012 года, чтобы со всей решимостью придать импульс устойчивому развитию.

Информация о работе Популяризация концепции устойчивого развития