Последствия глобализации мировой экономики для стран с переходной экономикой (на примере РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ—ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.
Отношение к глобализации как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы ей нет, в связи с чем основное внимание в статье уделено исследованию опасностей (угроз), которые несут эти процессы, и возможностей и выгод, возникающих в процессе глобализации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Гунара.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Транснациональные корпорации (ТНК) оказывают двоякое экономическое, политическое и социальное воздействие. С одной стороны, их инвестиционная и торговая деятельность стимулирует и ускоряет развитие экономики принимающих стран. С другой – они используют свою мощь для давления на политику стран – импортеров капитала, часто нанося ущерб национальным интересам последних, допускают налоговые и коррупционные злоупотребления, отказываются принимать местную юрисдикцию, требуя особых льгот и привилегий, предпринимают попытки получить иммунный статус субъекта международного публичного права и т. п.

Развитие рыночной глобализации и усиление террористической активности – процессы параллельные и взаимосвязанные. Терроризм коренится не только в бедности, но скорее, в углубляющейся пропасти между бедностью и богатством, в желании добиться успеха любой ценой, в использовании террора в политических целях, в том числе на путях сепаратизма и религиозного экстремизма. Вместе с тем провозглашение борьбы с терроризмом чуть ли не главной задачей международного сотрудничества, утверждение «права» на превентивное, упреждающее применение военной силы против угрозы терроризма, поиски очагов терроризма в странах-изгоях направлены не столько на противостояние террору, сколько на достижение своекорыстных целей Вашингтона.

С экономической глобализацией  параллельно идет регионализация международных  экономических отношений. Это наглядно проявляется на примерах Западной Европы и Восточной Азии.

Регионализация приводит к опережающему росту внутрирегиональных экономических потоков (торговля, прямые инвестиции) по сравнению с их общей  динамикой. На долю внутрирегиональной торговли в трех главных регионах (Западная Европа, Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион) приходится примерно половина мирового экспорта. А в Западной Европе, удельный вес внутрирегиональной торговли (экспорт) в общем экспорте западноевропейских стран превышает 70%20.

Та же тенденция обнаруживается в виде значительной и в большинстве случаев растущей доли внутрирегиональных прямых инвестиций. Это видно на примере той же Западной Европы и Европейского союза, а также Японии и Юго-Восточной Азии.

Процессы регионализации затрагивают чрезвычайно чувствительный и болезненный вопрос о государственном суверенитете. Каждый уровень интеграции означает утрату части экономического, а значит, и политического суверенитета стран-участников в пользу всей региональной группировки или даже единого наднационального органа, наделенного правом принятия решений без согласования с правительствами стран-членов.

Особую актуальность эта тема представляет для Российской Федерации, поскольку политические, экономические и социальные трансформации, охватившие её с конца 1980-х годов, радикально изменили характер международных отношений государства, общественных институтов, хозяйствующих субъектов и граждан. Активными участниками международных связей, особенно экономических, стали российские регионы. Этому способствовали и либерализация экономики, и вхождение России в международные организации, стимулирующие региональное развитие. За короткий срок были созданы правовые основы, организационные формы и экономические механизмы участия регионов - субъектов Российской Федерации в международных и внешнеэкономических связях.

Для многих регионов внешнеэкономическая  деятельность стала важным, а в  ряде случаев - доминирующим фактором социально-экономического развития, расширяющим  спрос на продукцию регионов и  стимулирующим повышение ее конкурентоспособности, увеличивающим занятость и доходы, улучшающим насыщение местного рынка недостающими и качественными товарами.

Несмотря на очевидный  рост внешнеэкономических связей российских регионов и накопление опыта их организаторами, по-прежнему актуальной остается проблема согласования экономических интересов различных участников этой деятельности и повышения ее экономической эффективности.

Наиболее подробно в  данной курсовой работе рассмотрен пример Ростовской области, поскольку совершенствование и развитие внешнеэкономической деятельности регионов Юга России в условиях становления рыночной системы хозяйствования способно стать эффективным фактором оздоровления и последующего развития не только экономики региона, но и всей страны.

В Ростовской области 2408 предприятий осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Число их постоянно растет.

По объему внешнеторгового  оборота в 2005 году - три миллиарда 836 миллионов долларов США - область  занимает первое место в Южном  федеральном округе (37,5 процентов от общего объема ВЭД).

В Ростове-на-Дону сегодня  действуют 31 представительство международных  организаций и проектов. Стоит  вопрос об открытии еще двух культурных центров - Японии и Индии. В Ростовской области разрабатывается региональная программа поддержки участников внешнеторговой деятельности на 2007-2008 годы21.

Предусматривается также  активное участие Ростовской области, как субъекта Российской Федерации, в работе экономических форумов, Черноморской Ассоциации экономического сотрудничества и других международных  организаций в целях эффективной  интеграции в мировую экономическую систему.

Экономический отрыв  развитых стран, активно участвующих  в процессах глобализации, от других стран мира стремительно нарастает. К настоящему времени на долю ТНК  приходится 70% мировой торговли, до 50% мирового промышленного производства и 80% иностранных инвестиций. На долю 20% наиболее богатой части населения приходится 83% мирового дохода. Воспользоваться новой возможностью ускоренного развития могут лишь страны, имеющие значительный научно-образовательный потенциал, в первую очередь Россия.

Россия вступает в  новый мир предельно ослабленной. Ее доля в мировом ВВП составляет, по разным оценкам, от 0,6 до 1,5%, доля стран  семерки - 75%. По душевому доходу и индексу  человеческого развития она оказалась  соответственно в седьмом и восьмом десятке стран. Участие в течение многих лет на одном из «ковров» мирового соперничества (гонке вооружений) позволило получить многое: развитый ВПК, членство в мировой восьмерке как ядерной державы, достойный уровень науки и образования. Даже сейчас, после десятилетия потрясений Россия превосходит США по числу научно-исследовательских работников. Холодная война была проиграна на других «коврах» соперничества: сельском хозяйстве, производстве товаров народного потребления, в которых практически 90 лет отсутствовал сектор инноваций. Отставание возникло не в последние десятилетия, оно накапливалось в течение всего последнего века.

Так, доля ВВП России (в  границах 1992 г.) в мировом масштабе в 1913 г. составляла 5,03%, а в 1999 г. - 1,63%. ВВП на душу населения в 1913 г. составлял 96,7% от среднего мирового уровня, в 1999 г. - 66,1%. Рост ВВП в XX веке в России составлял 1,1% в год, в США - 1,9%, в Японии - 3,24% . В начале века ВВП на душу населения в России был больше, чем у Японии и Португалии (28%, 25% и 25,5% от уровня ВВП США соответственно), в конце века ситуация разительно иная: 14,4%, 76,2% и 50,1% [10], Отсюда понятна и смена лозунга развития России: вместо прежнего лозунга «Догоним и перегоним Америку!» в настоящее время действует более приземленный призыв «Догоним Португалию за десять лет!».

Объективно мы развивающаяся  страна, ментально большая часть  населения и элиты продолжает жить в великой державе. Глобализация бросает России новый вызов, и  ответ может быть найден не только и не столько в поисках денег, инвестиций для развития, но и осознании целей развития. История XX века тому еще одно подтверждение. Решающую роль в нем сыграло главное целеполагание - инновации, смена технологий производства и управления. Смена координат целеполаганий в России неизбежна, цена ошибки предельно велика.

В общественном сознании направления этих изменений уже  начинают определяться. Происходит:

1. Признание важности  конкуренции для развития страны, значимости участия России в  процессах глобализации. Политически  смена ориентиров зафиксирована в «Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Переход к инновационному пути развития впервые становится целью государственной политики22.

2. Осознание и принятие  практически отсутствующих в историческом опыте российской науки и техники правил и методов процесса инноваций как коммерциализированного знания, необходимости создания нового взаимосогласованного образовательного пространства «информационное общество - инженерное сообщество - инновационные менеджеры - менеджеры-предприниматели». Стартовыми площадками развития могут стать «замыкающие» технологии, продукты глубоких переделов.

3. Понимание необходимости  максимального выхода научно-образовательного  сообщества в мировое информационное пространство для нахождения и занятия в нем ниш участия и лидерства, обеспечения высокого уровня фундаментальных наук (физики, математики и т.д.), повышения уровня гуманитарных исследований и наук об управлении. Естественным в этой логике является постепенное превращение университетских центров с их сетями в центры стратегического планирования развития регионов и страны в целом.

4. Понимание особой  важности нового качества власти  для дальнейшего развития России, необходимости демократических процедур и «единства во многообразии» (политоценоза) для постоянного увеличения этого качества и обновления элит.

 

 

 

 

 

 

 

 

§3.2. Проблема экономических  отношений РФ в эпоху глобализации.

Экономические отношения РФ представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Под ними понимают пересекающие границы государств потоки товаров, услуг, капиталов. Они играют определяющую роль в системе международного разделения труда, реализация преимуществ и выгод которого осуществляется через внешнеэкономическую деятельность, и приобретают для России важное значение.

В структуре внешних экономических связей РФ наиболее значительную роль играют:

    • внешняя торговля;
    • кредитно-финансовые отношения;
    • свободные экономические зоны;
    • международная торговля услугами;
    • научно-техническое сотрудничество23.

Внешняя торговля — традиционная и наиболее развитая форма внешнеэкономических связей. В начале ХХ в. доля России в мировом товарообороте составляла 3,4% и по этому показателю Российская империя занимала седьмое место в мире по объему внешней торговли. Однако удельный вес России в населении земного шара (1/10) не соответствовал ее вовлеченности в мировое хозяйство. В российском экспорте выделялась продукция сельского (почти 80%), лесного хозяйства (10%), ископаемые (нефть, металлы, руды — 5%), готовые изделия и прочие товары. Лицо страны в международном разделении труда определял экспорт зерновых культур и по этому показателю Россия занимала первое место в мире.

Начавшаяся в 1930-е гг. индустриализация кардинально изменила структуру внешней торговли и  уже к началу Второй мировой войны на долю промышленных товаров приходилось 2/3 советского экспорта. Несмотря на рост внешнеторгового оборота, который только за 1960-1985 гг. увеличился почти в 5 раз, доля страны в мировой торговле в конце 1980-х гг. составляла лишь 4%, т. е. практически не возросла по сравнению с царской Россией. В канун своего распада СССР выступал как топливно-сырьевая кладовая мира (почти 60% советского экспорта приходилось на топливо, электроэнергию, руды и металлы) и крупнейший (наряду с США) оружейный цех планеты. Экспорт оружия из СССР в 1989 г. составил 21,8 млрд. долл. против 11,9 млрд. долл. у США. На вырученную валюту закупались машины, оборудование (40% импорта), продовольствие (17%) и промышленные товары народного потребления (16%). Почти 2/3 советского внешнеторгового оборота приходилось на 12 социалистических стран.

Нынешняя Россия унаследовала положительное сальдо внешнеторгового  баланса. С 1992 г. наблюдается неуклонный рост стоимостного объема российского  экспорта при крайней неустойчивости объемов импорта, испытывающих колебания то в одну, то в другую сторону.

Внешняя торговля России* (в млрд долл.)

 

1995

2000

2005

2007

Внешнеторговый оборот

146,0

149,9

368,9

577,9

В том числе: экспорт

82,4

105,0

243,6

354,4

импорт

62,6

44,9

125,3

223,5

сальдо

19,8

60,1

118,3

130,9

Информация о работе Последствия глобализации мировой экономики для стран с переходной экономикой (на примере РФ)