Потребление в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:09, реферат

Краткое описание

Современная мировая экономика строиться на потреблении. Предыстория демонстративного потребления начинается в глубокой древности и связана с возникновением одежды и украшений, по которым можно было судить о привлекательности, достоинстве и социальном положении.
Концепция производства потребительских товаров и их потребления была опробована в США (На сегодняшний день доля в мировом производстве у США – 20%, в мировом потреблении – 40%). После Второй мировой войны, правительство США было очень заинтересовано в развитии национальной экономики. Развитие военно-промышленного комплекса замедлилось, освободился трудовой потенциал. Солдаты вернулись с фронта и им требовалось трудоустройство.

Вложенные файлы: 1 файл

ответ на 74.docx

— 18.58 Кб (Скачать файл)

Лекция

 

ПОТРЕБЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Проклятие американского  индейца к белым завоевателям: «Только тогда, когда вы срубите  последнее дерево, отравите последнюю  реку и убьёте последнюю рыбу, вы поймёте, что золото нельзя есть»

 

Современная мировая экономика  строиться на потреблении. Предыстория  демонстративного  потребления  начинается  в  глубокой древности  и связана с возникновением одежды и украшений, по которым можно  было судить о привлекательности, достоинстве  и социальном положении.

Концепция производства потребительских  товаров и их потребления была опробована в США (На сегодняшний  день доля в мировом производстве у США – 20%, в мировом потреблении  – 40%). После Второй мировой войны, правительство США было очень  заинтересовано в развитии национальной экономики. Развитие военно-промышленного  комплекса замедлилось, освободился  трудовой потенциал. Солдаты вернулись с фронта и им требовалось трудоустройство.

В результате была предложена концепция нарастающего производства и потребления. Потребления стало  ритуалом человека. Развить данную концепцию стало возможно благодаря  двум факторам: запланированному устареванию (технико-технологический характер); вынужденному устареванию (диктуется  модой и массовой культурой).

В современной цивилизации  не существует потребителя, который  самостоятельно делает свой выбор и  потребляет рационально. Основными  мотивами  демонстративного  потребления (перепотребления)  сегодня являются:

1. экономические, порождаемые стремлением сделать явным, очевидным свое денежное состояние;

2. социальные,  создающие  возможность  идентификации  и   демонстрации своего  социального  статуса;

3. моральные,  желание  получить удовлетворение  посредством  общественного  признания;

4. психологические,  когда потребление тех или иных  благ  повышает  самооценку, придает уверенность в себе;

5. гедонистические, потребление  рассматривается  как  источник  удовольствия (наслаждения),  получения положительных  эмоций;

6. эстетические,  обусловленные  потребностью  в  прекрасном,  художественном  в жизни.

Современными проблемами в мировой экономике можно  назвать проблемы: вещизма; денег; процента.

Многие экономисты сходятся во мнении, что экономические кризисы  провоцирует то, что экономика  индустриальных стран основана на проценте. Чтобы стимулировать массовый спрос, создается политика потребительского кредитования.

С 1980 г. прибыль от спекуляции деньгами в мировом масштабе более  чем удвоилась. По оценкам МБРР, сумма  денежных операций в мировом масштабе в 15–20 раз превышает ту сумму, которая  практически необходима для ведения  торговли.

Кстати, исламский банкинг строиться на невзымании банковского процента и запрете на любые ростовщические операции.

Современная экономика делает деньги не из товаров – Т-Д-Т, а  из денег – Д-Д,.

Большая часть ВВП мира потребляется населением. В 1990 году население  потребляло 59% ВВП, на долю государства  приходилось 17% (норма накопления составляла 24%). В 2011 году население потребляло 61% ВВП, государство – те же 17%.

В развитых странах население  потребляет больше, чем в менее  развитых. В развивающихся странах и странах с переходной  экономикой  доля потребления населения сократилась в 2011 году до 56% ВВП с 60% в 2000 году. Например, в экономиках Китая и Индии, потребление населения которых сократилось с 47% в 2000 году до 36% в 2011 году в Китае и с 65% до 55% - в Индии.

Практически во всех странах  мира уходит в прошлое культура накопления. Деньги, едва появившись, тратятся. Также  этому способствуют инфляционные механизмы, запущенные в обществе. Результатом  производства становятся не только товары с их функциональными свойствами, но и бренды — торговые марки, превратившиеся в феномены массового сознания.

Черты общества потребления

1. В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты.

2. Революция в сфере коммуникаций (распространение Интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами.

3. Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама.

4. Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой».

5. Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и т. п. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.

6. Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и зависит от стабильного заработка. Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 году средняя «процентная» составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000 году 80 % населения покупая товары, в конечном счете более 50 % суммы уплачивали за «процентную» составляющую.

7. Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов.

8. Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным.

9. Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах.

10. Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.

11.  Выглядеть молодым и здоровым становится «модно», особенно среди элиты. Появляется так называемая «индустрия красоты». Широкое распространение получают омолаживающие процедуры и пластические операции.

У общества потребления есть множество негативных последствий, одним из самых опасных является рост потребления ресурсов.

Человеческая цивилизация  потребляет ресурсов больше на 50%, чем  планета может воспроизводить, т.е. мы используем ресурс 1,5 планет. К 2030 году понадобится уже ресурс 2 планет. Экологический след среднего жителя ОАЭ или США составляет 4,5 «планет».


Информация о работе Потребление в мировой экономике