Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:09, реферат
Современная мировая экономика строиться на потреблении. Предыстория демонстративного потребления начинается в глубокой древности и связана с возникновением одежды и украшений, по которым можно было судить о привлекательности, достоинстве и социальном положении.
Концепция производства потребительских товаров и их потребления была опробована в США (На сегодняшний день доля в мировом производстве у США – 20%, в мировом потреблении – 40%). После Второй мировой войны, правительство США было очень заинтересовано в развитии национальной экономики. Развитие военно-промышленного комплекса замедлилось, освободился трудовой потенциал. Солдаты вернулись с фронта и им требовалось трудоустройство.
Лекция
ПОТРЕБЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Проклятие американского индейца к белым завоевателям: «Только тогда, когда вы срубите последнее дерево, отравите последнюю реку и убьёте последнюю рыбу, вы поймёте, что золото нельзя есть»
Современная мировая экономика строиться на потреблении. Предыстория демонстративного потребления начинается в глубокой древности и связана с возникновением одежды и украшений, по которым можно было судить о привлекательности, достоинстве и социальном положении.
Концепция производства потребительских товаров и их потребления была опробована в США (На сегодняшний день доля в мировом производстве у США – 20%, в мировом потреблении – 40%). После Второй мировой войны, правительство США было очень заинтересовано в развитии национальной экономики. Развитие военно-промышленного комплекса замедлилось, освободился трудовой потенциал. Солдаты вернулись с фронта и им требовалось трудоустройство.
В результате была предложена
концепция нарастающего производства
и потребления. Потребления стало
ритуалом человека. Развить данную
концепцию стало возможно благодаря
двум факторам: запланированному устареванию
(технико-технологический
В современной цивилизации не существует потребителя, который самостоятельно делает свой выбор и потребляет рационально. Основными мотивами демонстративного потребления (перепотребления) сегодня являются:
1. экономические, порождаемые стремлением сделать явным, очевидным свое денежное состояние;
2. социальные, создающие возможность идентификации и демонстрации своего социального статуса;
3. моральные, желание получить удовлетворение посредством общественного признания;
4. психологические, когда потребление тех или иных благ повышает самооценку, придает уверенность в себе;
5. гедонистические, потребление рассматривается как источник удовольствия (наслаждения), получения положительных эмоций;
6. эстетические, обусловленные потребностью в прекрасном, художественном в жизни.
Современными проблемами в мировой экономике можно назвать проблемы: вещизма; денег; процента.
Многие экономисты сходятся во мнении, что экономические кризисы провоцирует то, что экономика индустриальных стран основана на проценте. Чтобы стимулировать массовый спрос, создается политика потребительского кредитования.
С 1980 г. прибыль от спекуляции деньгами в мировом масштабе более чем удвоилась. По оценкам МБРР, сумма денежных операций в мировом масштабе в 15–20 раз превышает ту сумму, которая практически необходима для ведения торговли.
Кстати, исламский банкинг строиться на невзымании банковского процента и запрете на любые ростовщические операции.
Современная экономика делает деньги не из товаров – Т-Д-Т, а из денег – Д-Д,.
Большая часть ВВП мира потребляется населением. В 1990 году население потребляло 59% ВВП, на долю государства приходилось 17% (норма накопления составляла 24%). В 2011 году население потребляло 61% ВВП, государство – те же 17%.
В развитых странах население потребляет больше, чем в менее развитых. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой доля потребления населения сократилась в 2011 году до 56% ВВП с 60% в 2000 году. Например, в экономиках Китая и Индии, потребление населения которых сократилось с 47% в 2000 году до 36% в 2011 году в Китае и с 65% до 55% - в Индии.
Практически во всех странах мира уходит в прошлое культура накопления. Деньги, едва появившись, тратятся. Также этому способствуют инфляционные механизмы, запущенные в обществе. Результатом производства становятся не только товары с их функциональными свойствами, но и бренды — торговые марки, превратившиеся в феномены массового сознания.
Черты общества потребления
1. В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты.
2. Революция в сфере коммуникаций (распространение Интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами.
3. Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама.
4. Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой».
5. Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и т. п. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
6. Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и зависит от стабильного заработка. Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 году средняя «процентная» составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000 году 80 % населения покупая товары, в конечном счете более 50 % суммы уплачивали за «процентную» составляющую.
7. Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов.
8. Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным.
9. Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах.
10. Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.
11. Выглядеть молодым и здоровым становится «модно», особенно среди элиты. Появляется так называемая «индустрия красоты». Широкое распространение получают омолаживающие процедуры и пластические операции.
У общества потребления есть множество негативных последствий, одним из самых опасных является рост потребления ресурсов.
Человеческая цивилизация потребляет ресурсов больше на 50%, чем планета может воспроизводить, т.е. мы используем ресурс 1,5 планет. К 2030 году понадобится уже ресурс 2 планет. Экологический след среднего жителя ОАЭ или США составляет 4,5 «планет».