Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:58, реферат
О внешнеэкономической деятельности мы говорим, когда имеем в виду деятельность российских хозяйствующих субъектов на мировом рынке и деятельность зарубежных предпринимателей на территории России. Во-первых, к внешнеэкономической деятельности относится международная торговля. Во-вторых, международные инвестиции. В целом, можно определить все это одной фразой – международный бизнес.
г) находящиеся в Российской
Федерации филиалы и
При осуществлении
Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны – происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.
Согласно статье 1201 ГК РФ
иностранное физическое лицо или
лицо без гражданства вправе заниматься
предпринимательской
Для идентификации нам необходим перечень определенных документов, доказывающих статус контрагента.
Деятельность иностранных
юридических лиц на территории РФ
может осуществляться или непосредственно
головной организацией, или путем
открытия представительств или филиалов.
Филиалы и представительства
не являются самостоятельными юридическими
лицами, но налоговое законодательство
признает филиалы иностранных
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.199 №1419 (по филиалам) и Приказом Минюста от 25.11.199 №341 (по представительствам – требования об аккредитации представительств в законе нет) аккредитацию осуществляет государственная регистрационная палата при Минюсте РФ. Видимо, в связи с изменением структуры ФОИВ следует ожидать передачи этой функции налоговым органам.
Отказ в аккредитации возможен
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны и
Вопрос об участии лиц
публичного права во внешнеэкономических
отношениях имеет двойственную природу.
Во-первых, это государственные органы,
которые выступают в
Дипломатические представительства также выступают как субъекты гражданских прав и обязанностей. При этом традиционно иностранные представительства на территории РФ считаются нерезидентами, а российские за границей – резидентами РФ. В публично-правовых отношениях государственные органы выступают как носители государственной власти. Высшие органы государственной власти (Президент, Правительство РФ) выполняют, в основном, функции по нормативному регулированию ВЭД. Непосредственное регулирование осуществляется различными ФОИВ. Основным здесь является Министерство экономического развития и торговли РФ, в составе которого теперь действует Федеральная таможенная служба РФ. В полномочиях этого министерства большинство функций государственного регулирования ВЭД – оно не только осуществляет тарифное регулирование посредством ФТС, но и выдает экспортные и импортные лицензии, применяет меры по защите экономических интересов РФ при внешней торговле, осуществляет функции экспортного контроля. Помимо налогового регулирования осуществляет еще и часть функций валютного контроля. Основным органом валютного контроля является ЦБ РФ.
Отдельные публично-правовые функции возложены государством на частных субъектов. Так, законодательство о валютном регулировании выделяет фигуру агентов валютного контроля, которыми являются, в частности, уполномоченные банки. Эти банки – это частные кредитные организации (формально говоря, даже Сбербанк – это частная организация – ОАО), но выполняют публичные функции.
Международные организации. Они, конечно же, также участвуют и в частно-правовых отношениях для хозяйственного обеспечения своей деятельности, а так как они не принадлежат никакому государству, то всякая их сделка будет носить внешний характер. Но для нашего предмета более интересна роль некоторых международных организаций в регулировании ВЭД. Наибольшее значение в этом отношении имеет ВТО, в которую пытается вступить Россия. Вступление в эту организацию означает снятие многих ограничений, установленных в отношении российских товаров в других странах. В то же время и РФ должна будет открыть свои рынки для иностранных товаров, что может повлечь коллапс отдельных отраслей российской экономики. Отсюда – длительные переговоры, направленные на минимизацию потерь российской экономики от вступления РФ в ВТО.
1.2 Государственное воздействие
на осуществление
Государство с целью защиты
своих национальных интересов, интересов
всего общества осуществляет регулирование
внешнеэкономической
Государственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности может быть прямым, например, предоставление конкретным экспертам льгот по уплате таможенных пошлин или косвенным, например, путем установления высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию, с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары.
Такое воздействие осуществляется
путем принятия законодательных
и иных нормативных актов, регулирующих
отношения, возникающие при ведении
внешнеэкономической
Государственное воздействие осуществляется по следующим направлениям:
а) обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития
Все государственное
регулирование направлено на
эти цели, и частности государство
планирует экспортно-импортные
б) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды
Государство устанавливает
специальные требования к
в) обеспечение возможности
доступа отечественных
Повсеместно в практике мировой
торговли применяются ограничения
по импорту ряда товаров. Эти ограничения
могут быть как временными, так
и постоянными. Обладание информацией
по вопросам условий осуществления
экспорта является необходимой предпосылкой
для успешного ведения
В этих целях российскому правительству необходимо по примеру других государств создать систему по оказанию информационный и консультационных услуг отечественным экспортерам, что обусловлено обязанностью государства содействовать развитию экономики, в том числе экспорту российских товаров. Соответствующая база для этого имеется в виде органов, представляющих Россию за рубежом и имеющих большие возможности по сбору необходимой информации.
г) обеспечение государственных нужд
Закон России от 28 мая 1998 г. “О поставках продукции и услуг для государственных нужд” дает следующее определение понятия государственных нужд: “государственные нужды—это потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач”.
При поставке продукции
для государственных нужд
д) обеспечение
С целью защиты российских предпринимателей и недопущении нанесения им материального ущерба устанавливаются, в частности. Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины им некоторые импортные товары.
е) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие научно-техническому прогрессу.
В этих целях государство
может проводить льготное
ж) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики. Обеспечение этих нужд может осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через уполномоченные органы заключить договоры поставки продукции для государственных нужд, возможно, и содействие и обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также путем ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.
Государственное регулирование
внешнеэкономической
- осуществляет руководство
государственной
- регулирует сотрудничество в военно-технической области;
- определяет порядок вывоза
драгоценных металлов, драгоценных
камней и расщепляющихся
- в целях обеспечения
национальной безопасности
- осуществляет иные функции.
Правительство РФ:
- обеспечивает проведение
в РФ единой государственной
внешнеторговой политики и
- вводит количественные
ограничения экспорта и
- осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;
- осуществляет иные функции.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Методами нетарифного регулирования являются: количественные ограничения экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; введение государственной монополии на экспорт и (или) импорт товаров отдельных видов; введение защитных мер в отношении импорта товаров; установление запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов; установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством таких товаров; участие Российской Федерации в международных экономических санкциях, валютное регулирование.
Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности