Правовое регулирование лизинга в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Преобразование и глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Система поддержки договора лизинга:
1.1. Система обеспечения лизинговой сделки…………………………5
1.2. Государственная поддержка лизинговой деятельности в Российской Федерации………………………………………………………….8
1.3. Особенности предоставления государственных гарантий в развитии лизинговых схем…………………………………………………….11
1.4. Система льгот и мероприятий, стимулирующих развитие лизинга в России…………………………………………………………………………..13
1.5. Роль маркетинговых исследований при подготовке договора лизинга……………………………………………………………………………18
2. Состояние рынка лизинга в РФ по итогам 2080-2012 гг.: структура рынка, причины падения, возможные пути выхода из кризиса…………….22
3. Правовое регулирование лизинга в РФ……………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

лизинг.docx

— 58.76 Кб (Скачать файл)

4 — Заключение договора  о поставке оборудования;

5 — заключение трехстороннего  договора- обязательства на предоставление государственных гарантий;

6 — выделение коммерческим  банком пред при яти ю-претенденту кредита под государственные гарантии;

7 — оплата стоимости  имущества;

8 — поставка имущества;

9 — лизинговые платежи;

10 — возврат основного  долга и процентов по кредиту:

11— перечисление части  основного долга кредитору при наступлении гарантийного случая.

    Предоставление государственных гарантий, а также исполнение предусмотренных ими обязательств осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурентной основе за счет средств бюджета Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерапии».. Государственные гарантии предоставляются в размере 60% требуемых заемных средств.

     В российской практике постановлением правительства «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ» от 27 июня 1996 г. № 752 предусматривалось выделение в 1997—2000 гг. до 8 трлн неденоминированных рублей для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга. Впервые конкретные задания по финансовому лизингу1 предусмотрены в Федеральном бюджете на 1999 г.   

     Государственные гарантии использовались для реализации инвестиционных проектов за счет финансового лизинга в 1999 г. (табл. 5.1). Важным условием получения государственных гарантий по финансовому лизингу является разработка бизнес-плана инвестиционного проекта, в котором обосновывается эффективность проекта. Бизнес-план составляется по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ с учетом особенностей лизинговых операций, определенных Порядком предоставления государственных гарантий. Для выплаты части основного долга при наступлении гарантийного случая в бюджете создается резервный фонд.

1.4.  Система  льгот и мероприятий, стимулирующих  развитие лизинга в России 

    Государство может стимулировать процесс развития того или иного сектора экономики. Увеличение и расширение льгот в каком-либо секторе экономики ведет к увеличению масштабов хозяйственной деятельности в этом секторе, а сохранение или введение ограничений — сокращает. Стимулирующие развитие лизинга льготы следующие: • сокращение налогообложения; • освобождение от таможенных платежей при импортных поставках сдаваемого в лизинг оборудования; • возможность выбора механизма амортизации; возможность выбора порядка учета лизингового имущества. Одним из первых документов, регламентирующих практику проведения конкретных лизинговых операций и предоставляющих их участникам определенные льготы, было постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 «О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско- франиузско-германской компании «Евролизинг». В соответствии с этим постановлением компании были предоставлены льготы по операциям лизинга. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, определило, что лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции. Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. «О внесении дополнений и изменений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» допускал частичное освобождение от уплаты НДС технологического оборудования и запасных частей к нему, ввозимых по импорту. Позднее постановление Правительства «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ» определило: • по согласованию сторон договора лизинга лизинговое имущество может находиться на балансе лизингодателя или лизингополучателя; • к предметам лизинга, являющимся активной частью основных фондов, может применяться ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3; • доход лизингодателя определяется как разница между обшей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества. Ряд других законодательных и нормативных .актов, принятых позже, делил порядок налогообложения и предоставления льгот субъектам лизинговых взаимоотношений. Важнейшую роль в развитии лизинга сыграли: • льготы, предусматривающие для субъектов лизинговых взаимоотношений снижение налога на прибыль за счет того, что проценты по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым лизингополучателем и лизингодателем для осуществления операций финансового лизинга, а также лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции. Для целей налогообложения по договору финансового лизинга затраты на оплату процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на 3 пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки 1ЛВОК., увеличенной на 3 пункта (по ссудам, полученным в иностранной валюте); • освобождение от НДС платежей малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме; • уменьшение суммы налога в бюджет на сумму НДС, уплаченную при приобретении основных средств в момент принятия их на учет; • освобождение импортного технологического оборудования и запасных частей к нему от НДС; • частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров международного финансового лизинга, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации: за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения; • полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов ввозимых в соответствии с лизинговым соглашением самолетов; • разрешение ввозить импортное имущество на территорию России по финансовому лизингу без оформления паспорта импортной сделки и др. Особенности начисления НДС при лизинге. В лизинговых схемах НДС уплачивают как при покупке имущества, так и в составе лизинговых платежей. Его начисляют на всю сумму лизинговых платежей, включая возмещение стоимости имущества (амортизацию), проценты за банковский кредит, вознаграждение лизингодателю, страховые выплаты и иные затраты лизингодателя. В соответствии с п. 2 ст. 171 и и, 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ НДС, уплаченный лизингодателю в составе лизингового платежа, принимается лизингополучателем к вычету в полном объеме. В соответствии с п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ в случае приобретения имущества за счет кредита вся сумма уплаченного поставщику НДС принимается к вычету. Лизинг обеспечивав! возможность достаточно равномерного вычета НДС, уплаченного в составе лизингового платежа, в то время как при приобретении имущества по договору купли- продажи вся уплаченная сумма налога подлежит вычету в момент постановки имущества на баланс покупателя. Однако НДС является одним из проблемных вопросов в применении нормативной базы на практике. При вводе в эксплуатацию предмета лизинга и предъявлении НДС к вычету часто возникает вопрос: в какой момент лизингополучатель получает право на вычеты НДС при приобретении в лизинг транспортного средства — до или после постановки этого транспортного средства на учет в органах ГИБДД или Гостехнадзора? Решение данной проблемы основывается на основании существующей судебной практики — лизингополучатель имеет право на вычет НДС, уплаченного лизингодателю в лизинговых платежах за полученное по договору лизинга транспортное средство, с момента его приобретения вне зависимости от даты постановки его на учет. Далеко не однозначна проблема соотнесения НДС и выкупной стоимости предмета лизинга. Например, имеет ли право лизингополучатель на предъявление к вычету только НДС, уплаченного за оказанные услуга аренды, если выкупная цена предмета лизинга включена в лизинговые платежи, она должна выделяться и на эту Часть лизингового платежа вычет не предоставляется? Лизингополучатель имеет право на вычет НДС, уплаченного лизингодателю в полной сумме на основании счетов-фактур, оформленных лизингодателем по лизинговым платежам, вне зависимости от того, включена ли выкупная стоимость предмета лизинга в лизинговые платежи, или не включена. Налог на транспортные средства уплачивают лизингодатель при покупке транспортного средства и лизингополучатель при получении его в лизинг. В инструкции ГНС РФ от 15 мая 1995 г. № 30 отмечается, что плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал. Налог на имущество. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятия» в редакции от 10 января 2003 г. налогом на имущество облагается имущество, находящееся на балансе налогоплательщика. При лизинге, предусматривающем учет имущества на балансе лизингополучателя:, налог платит лизингополучатель. При учете имущества на балансе лизингодателя имущество подлежит учету на забалансовых счетах лизингополучателем, который налог на имущество не платит. В этом случае налог оплачивает лизингодатель. Лизингодатель с лизинговых платежей обязан уплатить: • налог на пользователей автомобильных дорог в процентах лизингового платежа без НДС с отнесением уплаченных сумм на издержки производства и обращения; • налог на содержание жилищного фонда и объектов соци- ально-культурной сферы в процентах лизингового платежа без НДС с отнесением уплаченных сумм на финансовые результаты. Использование налоговых льгот обеспечивает преимущества применения лизинга при реализации инвестиционных проектов по сравнению с альтернативными схемами приобретения имущества, например с кредитной схемой. С другой стороны, формирование налоговой системы и принятие нового Налогового кодекса, повлиявшего на порядок расчета налога на прибыль при приобретении имущества за счет кредита, изменило прежнее соотношение эффективности альтернативных схем финансирования. В частности, в настоящее время отсутствуют преимущества лизинга перед кредитом при включении в себестоимость процентов по займу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Роль маркетинговых  исследований при подготовке  договора лизинга

 

     Эффективность использования лизинга в схемах инвестирования реального сектора экономики тесно связана с маркетингом. С одной стороны, лизинг требует поддержания долгосрочных взаимоотношений между субъектами, что невозможно без укрепления их конкурентных позиций. Для успешной деятельности лизинговая компания должна обеспечить себе ведущее положение на рынке, иметь четкую стратегию развития, достаточный диверсифицированный портфель контрактов.

     С другой стороны, в настоящее время принятие практически любых хозяйственных решений на долгосрочный период, связано со значительной неопределенностью и во многом определяется факторами внешней среды. Поэтому при оценке лизинга особое значение приобретает не столько оценка текущего положения потенциального лизингополучателя, сколько прогнозирование его финансового положения.

     Объективная оценка платежеспособности лизингополучателя во многом затруднена и носит вероятностный характер, что связано с нестабильностью финансовой обстановки в России и приводит к неполному использованию возможностей лизинга. Одновременно возникает необходимость оценить перспективный спрос на продукцию, выпускаемую с использованием имущества, получаемого по лизингу, в частности ее конкурентоспособность на рынке.

     Кроме того, при заключении лизингового договора лизингодатель должен оценить рынок средств производства (имущества, поставляемого по лизингу) и тенденции его развития, чтобы иметь объективные данные о возможностях реализации имущества в случае неплатежеспособности лизингополучателя.     Поэтому подготовка договора лизинга требует проведения тщательных маркетинговых исследований.

 

      Основная проблема — правильная оценка конъюнктуры рынка, на котором в случае невыполнения условий договора лизингополучателем предмет лизинга может быть реализован (продан или сдан повторно в лизинг).

     Важно оценить возможное изменение ликвидности предмета лизинга за весь период действия договора как за счет динамики рынка, так и за счет физического и морального старения собственно имущества.  

    Любые рыночные ограничения, касающиеся предмета лизинга (например, узость сегмента использования имущества, его несерий- ность, особые технические характеристики и т.д.), будут отрицательно сказываться на оценке риска сделки и условиях контракта.

     При изменении конъюнктуры рынка и, следовательно, условий хозяйствования лизингодателя, приведших к ухудшению его финансового положения, условия договора лизинга могут быть пересмотрены. В соответствии с этим при почти ежегодном пересмотре стоимости основных фондов в договоре лизинга должны быть оговорены конкретные условия пересмотра общей суммы лизинговых платежей и оставшихся периодических платежей.

     Исходя из возникающих интересов и особенностей взаимоотношений субъекты лизинга особенно важно до подписания договора оценить:

• лизингополучателю — эффективность проекта в целом и использования лизинговой схемы (в том числе в сравнении с альтернативными методами);

 • лизингодателю — финансовое состояние и возможности лизингополучателя выполнять свои обязанности по уплате ли зинговых платежей; конъюнктуру спроса на имущество и его ликвидность (с учетом возможной вторичной сдачи его в аренду или продажи) в случае досрочного расторжения договора по вине лизингополучателя. При этом следует учесть возможность демонтировать, сдать, или продать предмет лизинга по приемлемой для лизингодателя цене.

   Для успешного осуществления своей деятельности лизинговой фирме на развивающихся рынках важно:

• изучать рынок лизинговых услуг и основных тенденций его развития;

• анализировать направления развития хозяйствующих субъектов — потенциальных лизингополучателей;

 • получать спрос и предложение на конкретные виды имущества.

     При маркетинговых исследованиях рынка имущества, которое может стать предметом лизинга, рекомендуется проводить анализ:

• колебаний рыночных цен на оборудование;

• цен и тарифов на сопутствующие услуги;

. • транспортных тарифов;

 • тарифов на электроэнергию и др.

    На рынке основные цели потенциальных лизингодателя и лизингополучателя совпадают, так как лизингодатель ищет потенциальных клиентов, заинтересованных в лизинге, а будущий лизингополучатель ищет фирму, которая может предоставить необходимое имущество в лизинг. Инициатива обычно принадлежит потенциальному лизингополучателю, у которого отсутствуют достаточные средства для реализации готового инвестиционного проекта.

     Однако в практике лизинговых взаимоотношений функции субъектов могут меняться, в частности лизинговая фирма, функционирующая в каком-то секторе рынка и имеющая устойчивые связи с поставщиками оборудования, может предлагать поставщика имущества. В этом случае договор лизинга может отличаться от типового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2. Состояние рынка лизинга в РФ по итогам 2008-2012 гг.: структура рынка, причины падения, возможные пути выхода из кризиса.

 

     По данным BusinesStat, в 2012 г в России численность договоров финансового лизинга снизилась на 0,4% и составила 99,3 тыс договоров финансового лизинга. Снижение численности заключенных договоров объясняется резким увеличением численности заключенных договоров в 2010-2011 гг, снижением активности крупных инвесторов, и, как следствие, снижением доли крупных сделок в общей численности заключенных договоров.

     Ожидается, что в 2013-2017 гг в РФ, в среднем, будет заключаться 109 тыс договоров финансового лизинга в год. Рост численности заключенных договоров ожидается, прежде всего, за счет роста спроса на дорожно-строительную технику, обусловленным увеличением числа крупных инвестиционных проектов.

     В 2008-2012 гг стоимость договоров финансового лизинга транспортных средств составляла, в среднем, 67,5% общей стоимости договоров финансового лизинга в России. Это объясняется высокой стоимостью и популярностью данного вида лизинговых услуг. Другой популярный вид лизинговых услуг – лизинг машин, оборудования и инвентаря – в 2008-2012 гг составлял, в среднем, 28,6% общей стоимости договоров финансового лизинга в России.

    Несмотря на снижение численности заключенных договоров финансового лизинга, стоимостный объем рынка в 2012 г вырос на 5% и составил 1300,3 млрд руб. Причиной увеличения стоимостного объема послужил рост средней стоимости лизингового договора.

 

«Анализ рынка финансового лизинга в России в 2008-2012 гг, прогноз на 2013-2017 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив развития рынка. В обзоре приведена статистика учреждений и персонала, указаны цены лизинговых договоров, численность заключенных договоров и их общая стоимость, финансовые и инвестиционные показатели отрасли, профили предприятий отрасли.

     Отдельно в обзоре представлены подробные профили 10 ведущих предприятий.

-Данные в обзоре детализированы по фондам финансового лизинга:

-Здания, инженерные сооружения

-Компьютеры и компьютерные сети

-Машины, оборудование, инвентарь

-Транспортные средства

В обзоре информация детализирована по регионам страны.

   При подготовке обзора использована официальная статистика и собственные базы данных компании.

     Источниками информации для обзора являются профильные госорганы и научно-исследовательские организации:

-Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат)

-Министерство экономического развития РФ

-Министерство финансов РФ

-Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН

-World Leasing Yearbook

    Наряду с официальной статистикой в обзоре приведены результаты собственного исследования BusinesStat:

-Опрос потребителей финансовых услуг

-Аудит цен и продаж финансовых услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовое регулирование  лизинга в РФ.

 

     Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений является гарантией и залогом успешного развития лизингового бизнеса. Напротив, правовая неопределенность отношений партнеров, а в ряде случаев и незащищенность как лизингодателей, так и лизингополучателей резко увеличивают степень риска при заключении лизинговых сделок и становятся причинами, сдерживающими предпринимательскую инициативу.

     В России фактически до середины 1995 года отсутствовали законодательные и нормативные акты, регулирующие лизинговую деятельность. В Гражданском кодексе РСФСР и Основах гражданского законодательства Союза ССР в разделе обязательного права отсутствовал параграф, регулирующий договор лизинга. Поэтому участникам лизинговых сделок в соответствии со ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР приходилось применять закон, регулирующий сходные отношения. Наиболее близким в юридическом и экономическом смысле был договор аренды или договор имущественного найма. Вместе с тем эти договоры имеют существенные отличия, связанные, например, с исполнением обязательств и способами ведения бухгалтерского учета. Поэтому стороны сталкивались с определенными трудностями при реализации данных сделок.

     В зависимости от наличия специального лизингового законодательства зарубежные страны могут быть объединены в две большие группы:

1.     страны, имеющие  специальные законы или постановления, регулирующие лизинговую деятельность;

2.     страны, не  имеющие специальных законов  и подзаконных актов.

     В большинстве стран отсутствует специальное законодательство, регламентирующее лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из договора лизинга, регулируются общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, и налоговым законодательством, в котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы. Главенствующую роль в этих странах играет лизинговая и судебная практика.

    Наша страна относится к тем странам, в которых понятие финансового лизинга закреплено на законодательном уровне (Гражданский кодекс РФ (часть вторая, гл. 34); Федеральный закон О финансовой аренде (лизинге) от 29 октября 1998г. (с изменениями от 29 января 2002 г.) №164-ФЗ; Налоговый кодекс РФ гл.25 Налог на прибыль организаций). Разработчики отечественных нормативно-правовых документов не раз отмечали, что они опирались на имеющийся зарубежный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

     Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности  отечественных производителей нашей  стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно  создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых  стран мира, этому уделяют самое  пристальное внимание: соответствующее  законодательство, налоговые льготы и т.д.

      Нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых  они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого в  первую очередь следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия (не менее 3-х лет). Ведь именно такие договора будут нести реальные инвестиции в экономику.

Информация о работе Правовое регулирование лизинга в РФ