Правовые основы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

Одним из основных направлений Президента РФ Д.А.Медведева во внутренней политике страны является создания необходимых благоприятных условий для развития малого бизнеса. Но с наступившем финансовым, а затем и экономическим кризисом возникли угрожающие обстоятельства для всей экономики в целом. У государства появились более важные задачи, в первую очередь спасение крупного бизнеса, само собой, проблема малого бизнеса была отодвинута на второй план. В действительности малый бизнес от этого не перестает быть менее актуальным, напротив, в какой то мере именно малый бизнес поможет государству выйти из затруднительной экономической ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика и управление малым бизнесом.docx

— 66.05 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Правовое регулирование деятельности малого бизнеса

 

2.1 Законодательство

 

Согласно ст.2 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Анализ предмета регулирования и содержания Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие:

I. Конституция РФ, которая закрепляет  общие принципы правового регулирования  предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий  прав и интересов участников  предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ.

II. Федеральный закон N 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации" и другие федеральные  законы. Правовые основы деятельности  малого и среднего предпринимательства  во многом определяются Гражданским  кодексом РФ, Налоговым кодексом  РФ, КоАП РФ и др.

Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

1) федеральные законы, устанавливающие  государственные требования к  организации и осуществлению  предпринимательской деятельности:

а) ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

в) ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» – вводит изменения в лицензионное законодательство, устанавливает замену института лицензирования страхованием в шести видах деятельности и возможность автоматического продления лицензий для тех представителей бизнеса, которые не совершали нарушений, это поможет малому бизнесу: не надо будет приносить большие пачки документов, для того чтобы продлить лицензии.

г) ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

д) ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

е) ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности.» - позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления.

Ж) ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» – этот закон направлен на поддержку предприятий малого бизнеса путём создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов

2) федеральные законы, определяющие  основные принципы рыночной экономики:

а) ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле";

в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

3) федеральные законы, устанавливающие  правовое положение хозяйствующих  субъектов:

а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

в) ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";

г) ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» - позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.

4) федеральные законы, регулирующие  отдельные виды предпринимательской  деятельности:

а) ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";

б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

г) ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и т.д.

III. Иные нормативно-правовые акты  Российской Федерации, принимаемые  в соответствии с перечисленными  федеральными законами. Видимо законодатель  имеет в виду федеральные подзаконные  акты, особое место среди которых  должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ. К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:

1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре  федеральных органов исполнительной  власти");

2) Постановления Правительства  РФ (Например, Постановление Правительства  РФ от 12 августа 2002 года N 584 "Об  утверждении положения о проведении  конкурса по продаже государственного  или муниципального имущества");

3) Нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);

IV. Законы и иные нормативно-правовые  акты субъектов РФ, которые издаются  законодательными и исполнительными  органами субъектов РФ в пределах  установленной ст.71-73 Конституции  РФ компетенции и не могут  противоречить федеральному законодательству. Комментируемый закон четко указывает  на необходимость приятия в  каждом субъекте РФ не только  специального закона, регулирующего  вопросы развития малого и  среднего предпринимательства, но  и соответствующей региональной  программы.

V. Нормативные правовые акты  органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы  муниципальных образований, а также  иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального  опубликования (обнародования) и вступления  в силу которых определяются  уставом. Важное место в системе  муниципальных нормативно-правовых  актов должны занять принимаемые  органами местного самоуправления  муниципальные программы развития  малого и среднего предпринимательства.

В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации",принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

Международные договоры Российской Федерации заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры, от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

1) Конвенция о договоре международной  дорожной перевозки грузов (заключена  в Женеве в1956 году);

2) Конвенция ООН о договорах  международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в1980 году);

3) Принципы международных коммерческих  договоров (Принципы УНИДРУА);

4) Евразийская патентная конвенция 1994 года и др.

 

2.2 Изменения в законодательстве

 

Поправки ФЗ «О регистрации юридических лиц»

Минэкономразвития и минфин согласовали поправки в законодательство, регулирующее регистрацию юридических лиц. Их цель, с одной, стороны, сохранить заявительный, а не разрешительный порядок регистрации, с другой - так изменить эти правила, чтобы их не могли использовать для создания фирм-однодневок, а также в рейдерских атаках. Уже сейчас представители малого бизнеса заявляют, что ужесточение порядка регистрации ударит не только по фирмам-однодневкам и рейдерам. По словам специалистов, это создаст дополнительные хлопоты для добросовестных налогоплательщиков.

Измененная процедура государственной регистрации позволит защитить права третьих лиц при государственной регистрации юридических лиц, считают разработчики закона. Для этого предлагается, во-первых, обязать публиковать сведения об изменении наименования, места нахождения и руководителя юридического лица, а также об уменьшении уставного капитала, о его реорганизации или ликвидации в электронных СМИ.

Предприниматели с сомнением относятся к появлению такой нормы. Так, по мнению экспертов общественной организации ОПОРЫ России, эффективность этой меры как способа противодействия рейдерству незначительна, а издержки - временные и материальные - для основной массы добросовестных участников рынка очевидны. Более того, эта мера может иметь обратный эффект с точки зрения использования рейдерами дополнительной информации о юридическом лице.

Во-вторых, в законе прописана обязанность учредителей получать и представлять в регистрирующий орган письменное подтверждение согласия собственника жилого помещения или лиц, обладающих другим правом на это жилье, содержащее нотариально засвидетельствованную подпись на использование адреса в качестве места нахождения юридического лица. Делается это в целях борьбы с регистрацией фирм-однодневок по так называемым адресам массовой регистрации (это когда в одном месте регистрируется сразу 20-30 фирм, причем гражданин, проживающий по этому адресу, может не знать о том, что его квартира дала "прописку" всем этим компаниям).

В-третьих, устанавливаются дополнительные требования к учредительным документам юридического лица, а именно: подписание каждым из учредителей и нотариальное удостоверение всех учредительных документов. По мнению минэкономразвития, нотариальное удостоверение согласия учредителей как физических, так и юридических лиц необходимо для защиты интересов тех, кто не выражал желания создать юридическое лицо, а также в целях борьбы с мошенничеством. Не секрет, что при регистрации фирм-однодневок зачастую используются поддельные паспорта, владельцы которых не подозревают о том, что стали учредителями. Что касается юридических лиц, то сегодня не представляет никакой сложности подделать любую печать, причем даже эксперты-криминалисты не всегда могут отличить подделку в отличие от выявления подделки печатей и штампов нотариусов.

Расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Так, вводятся дополнительные основания: представление документов, содержащих сведения, противоречащие друг другу или не соответствующие ранее внесенным в государственный реестр сведениям (за исключением случаев, если эти сведения изменяются в соответствии с представленными при государственной регистрации документами). Еще одна причина для отказа в регистрации - установление недействительности или подложности документов, удостоверяющих личность. А также если заявление подписано неуполномоченным лицом. Срок регистрации - пять дней.

Предусмотрена административная и уголовная ответственность для налогоплательщиков-нарушителей. Расширен перечень оснований нарушения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых может устанавливаться повышенный по сравнению с действующей редакцией размер штрафов. Причем в отношении физических лиц максимальный размер устанавливается в размере 100 МРОТ. Также расширен перечень правонарушений, влекущих назначение наказания в виде дисквалификации.

КоАП дополняется несколькими новыми пунктами, такими, как систематическое представление (два и более раза в течение двух лет) в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об учредителях и адресе руководителя юридического лица.

Эксперты ОПОРЫ согласны с ужесточением ответственности в отношении недостоверных сведений об учредителях. Но предлагают исключить из этой статьи "адрес" (местонахождение) юридического лица. Логика разработчиков понятна - борьба с фирмами-однодневками и адресами массовой регистрации. Но за представление недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица предпринимателя можно привлечь по части 3 статьи 14.25 кодекса. То есть механизм привлечения к ответственности уже есть. Сейчас налоговый орган может провести проверку на предмет реального нахождения юридического лица по адресу, указанному им в учредительных документах, и привлечь нарушителя к ответственности.

Информация о работе Правовые основы малого бизнеса